Skip to main content Skip to search
15 February, 2018 - 16:45

«Не к экзамену – к жизни»

В Институте филологии и журналистики СГУ состоялось первое занятие в рамках бесплатного лектория по современной русской литературе.

Это не первый проект ИФиЖ, адресованный, прежде всего, школьникам. В Институте уже действуют Клуб абитуриентовШкола журналистики и Школа юного переводчика, а в этом году проводится поддержанный президентским грантом культурно-образовательный фестиваль «ПРОСПЕКТ».

Как показала первая встреча, лекторий вызвал интерес у школьников, студентов и преподавателей. Это неудивительно. Во-первых, теперь в ЕГЭ по литературе добавлена четвёртая тема сочинения – по современной литературе, – а узнать о ней подробно школьная программа не позволяет. Во-вторых, многие старшеклассники любят читать, а часть из них пробуют свои силы в литературе.

Первое занятие стало обзорным. Панораму основных направлений в русской литературе 1990-х – 2000-х годов обрисовала для ребят профессор кафедры русской и зарубежной литературы Л.Е. Герасимова.

Людмила Ефимовна рассказала, что после распада Советского Союза не просто стали сложнее условия жизни людей, но и наступил масштабный идеологический кризис. Пытаясь найти выход, русская литература пошла двумя путями. Первый, который можно назвать солженицынским, – путь веры в Бога и призыва к каждому человеку трудиться, созидать, искать истину ради общего блага. Второй – путь постмодернизма, утверждающий, что единой, общей для всех истины нет, и выход в том, чтобы смириться с хаосом и каждому человеку найти свой отдельный путь.

От идейных и эстетических особенностей прозы 1990-х годов Л.Е. Герасимова перешла к жанровым и нравственно-философским исканиям писателей 2000-х. В этот период идеологическая война ослабла, и литература разделилась на два основных направления. Представители первого считают важным изучить и осмыслить всю правду прошлого, XX века в России. Писатели второго направления предлагают не сосредотачиваться на прошлом, чтобы не упустить настоящее. Впрочем, частное всегда оказывается связано с общественным.

Людмила Ефимовна назвала ряд авторов, относящихся к обоим направлениям, и перечислила их наиболее показательные произведения. Она подчеркнула, что, хотя чтение этих книг поможет старшеклассникам подготовиться к ЕГЭ по литературе, всё же главная подготовка, которую они дадут ребятам, – «не к экзамену; к жизни»: в произведениях осмысляются всегда актуальные вопросы о том, что может человек.

Следующее занятие в рамках лектория проведёт доцент кафедры русской филологии и медиаобразования Лариса Владимировна Зимина. Лекция будет посвящена творчеству «новых реалистов» Сергея Шаргунова и Захара Прилепина. Следите за новостями!