Skip to main content Skip to search

Образовательные программы

Аспирантура

Языкознание и литературоведение

Аннотация направления

Направление подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению 45.06.01 «Языкознание и литературоведение» осуществляется Институтом филологии и журналистики. Предусмотрены четыре направленности подготовки: «Русская литература», «Литература народов стран зарубежья», «Теория языка», «Русский язык». ООП, учебные планы и рабочие программы находятся по ссылкам соответствующих направленностей.

Компьютерные и информационные науки

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 02.06.01 «Компьютерные и информационные науки», направленность «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» осуществляется СГУ на факультете компьютерных наук и информационных технологий в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре 02.06.01 «Компьютерные и информационные науки» составляет 3 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает всю совокупность объектов, явлений и процессов реального мира: в научно-производственной сфере – наукоемкие высокотехнологичные производства оборонной промышленности, аэрокосмического комплекса, авиастроения, машиностроения, проектирования и создания новых материалов, строительства, научно-исследовательские и аналитические центры разного профиля, в социально-экономической сфере – фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес-структуры, а также образовательные организации высшего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются понятия, гипотезы, теоремы, физико-математические модели, численные алгоритмы и программы, методы компьютерного исследования свойств материалов и природных явлений, физико-химических процессов, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики информатики и других естественных наук.

Выпускники готовятся по следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, информатики, информационных технологий, математического моделирования, создания систем программного обеспечения, операционных систем, баз данных, современных сетевых технологий; преподавательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, информатики, информационно-коммуникационных технологий.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития. В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования. В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владение методами математического моделирования; владение методами дискретной математики и прикладной универсальной алгебры; готовность представлять результаты своих исследований публично и в виде статей.

Освоение образовательной программы предусматривает изучение дисциплин научной специализации «Математическое моделирование дискретных систем и высокопроизводительные вычисления», «Информационные технологии в научном исследовании», «Информационные ресурсы и базы данных».

Математика и механика

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 01.06.01 «Математика и механика» осуществляется в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре по данному направлению составляет 4 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает всю совокупность объектов, явлений и процессов реального мира: в научно-производственной сфере – наукоемкие высокотехнологичные производства оборонной промышленности, аэрокосмического комплекса, авиастроения, машиностроения, проектирования и создания новых материалов, строительства, научно-исследовательские и аналитические центры разного профиля, в социально-экономической сфере – фонды, страховые и управляющие компании, финансовые организации и бизнес-структуры, а так же образовательные организации высшего образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы аспирантуры являются понятия, гипотезы, теоремы, физико-математические модели, численные алгоритмы и программы, методы экспериментального исследования свойств материалов и природных явлений, физико-химических процессов, составляющие содержание фундаментальной и прикладной математики, механики и других естественных наук.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области фундаментальной и прикладной математики, механики, естественных наук; преподавательская деятельность в области математики, механики, информатики.

Образовательные программы направления подготовки 01.06.01 «Математика и механика» по направленностям «Биомеханика», «Вещественный, комплексный и функциональный анализ», «Математическая логика, алгебра и теория чисел» реализуются на механико-математическом факультете, по направленности «Дискретная математика и математическая кибернетика» - на факультете компьютерных наук и информационных технологий.

 

Информатика и вычислительная техника

Аннотация направления

Обучение по направлению подготовки 09.06.01 «Информатика и вычислительная техника», направленность «Математическое моделирование, численные методы и комплексы программ» осуществляется СГУ на факультете компьютерных наук и информационных технологий в очной форме. Нормативный срок освоения обучения в аспирантуре по данному направлению составляет 4 года.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает сферы науки, техники, технологии и педагогики, охватывающие совокупность задач направления «Информатика и вычислительная техника», включая развитие теории, создание, внедрение и эксплуатация перспективных компьютерных систем, сетей и комплексов, математического и программного обеспечения.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются избранная область научного знания, а также научные задачи междисциплинарного характера, содержащие: вычислительные машины, комплексы, системы и сети; программное обеспечение средств вычислительной техники и автоматизированных систем (программы, программные комплексы и системы); математическое, информационное, техническое, лингвистическое, программное, эргономическое, организационное и правовое обеспечение автоматизированных информационных, вычислительных, проектирующих и управляющих систем; высокопроизводительные вычисления и суперкомпьютерная техника; технологии разработки технических средств вычислительной техники и программных продуктов.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области функционирования вычислительных машин, комплексов, компьютерных сетей, создания элементов и устройств вычислительной техники на новых физических и технических принципах, методов обработки и накопления информации, алгоритмов, программ, языков программирования и человеко-машинных интерфейсов, разработки новых математических методов и средств поддержки интеллектуальной обработки данных, разработки информационных и автоматизированных систем проектирования и управления в приложении к различным предметным областям; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими универсальными компетенциями: способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерирование новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями: владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в области профессиональной деятельности; владение культурой научного исследования, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий; способность к разработке новых методов исследования и их применение в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области профессиональной деятельности; готовность организовать работу исследовательского коллектива в области профессиональной деятельности; способность объективно оценивать результаты исследований и разработок, выполненных другими специалистами и в других научных учреждениях; способность представлять полученные результаты научно-исследовательской деятельности на высоком уровне и с учетом соблюдения авторских прав; владение методами проведения патентных исследований, лицензирования и защиты авторских прав при создании инновационных продуктов в области профессиональной деятельности; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

В результате освоения образовательной программы выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владение методами математического моделирования; владение методами компьютерного моделирования для решения прикладных задач; готовность представлять результаты своих исследований публично и в виде статей.

Освоение образовательной программы предусматривает изучение дисциплин научной специализации «Математическое моделирование и высокопроизводительные вычисления», «Информационные технологии в научном исследовании», «Информационные ресурсы и базы данных».

Психологические науки

Аннотация направления

Обучение по программе аспирантуры по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки регламентируется ФГОС ВО высшего образования по направлению подготовки 37.06.01 Психологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации) и осуществляется в очной и заочной формах обучения.

Срок получения образования по программе аспирантуры:

    в очной форме обучения составляет 3 года.

    в заочной форме обучения составляет 4 года.

Объем программы аспирантуры, вне зависимости от формы обучения составляет 180 зачетных единиц.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение профессиональных задач в сфере образования, здравоохранения, культуры, спорта, обороноспособности страны, юриспруденции, управления, социальной помощи населению, а также в общественных и хозяйственных организациях, административных органах, научно-исследовательских и консалтинговых организациях, предоставляющих психологические услуги физическим лицам и организациям.

Объекты профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются психические процессы, свойства и состояния человека; их проявления в различных областях человеческой деятельности, межличностных и социальных взаимодействиях.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области психологических наук; преподавательская деятельность в области психологических наук.

Науки о земле

Аннотация направления

Направленность «Геоэкология» (географические науки). 

Окончивший аспирантуру по направленности «Геоэкология»(географические науки). получает фундаментальные и практикоориентированные знания в области геоэкологии - дисциплины, возникшей на стыке географических, биологических и геологических дисциплин. В сфере научных интересов специалиста геоэколога находятся проблемы комплексного пространственно-функционального анализа современного состояния и возможного изменения территорий и акваторий под влиянием хозяйственной деятельности человека, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле: Землю и её основные геосферы – литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу, их состав, строение, эволюцию и свойства; природные, природно-хозяйственные, антропогенные, производственные, рекреационные, социальные, территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях, их исследование, мониторинг состояния и прогнозы развития; природопользование; экологическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности; образование и просвещение населения.

Объектами профессиональной деятельности выпускника, освоившего программу аспирантуры, являются: Земля и её основные геосферы – литосферы, гидросфера, атмосфера, биосфера, их состав, строение, эволюция и свойства; геофизические поля, месторождения твердых и жидких полезных ископаемых; природные, природно-хозяйственные, антропогенные, производственные, рекреационные, социальные, территориальные системы  на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях, их исследование, мониторинг их состояния и прогнозы развития.

Специалист геоэколог обязан свободно владеть методами геоинформационного картографирования и математико-картографического моделирования,предлагать оптимальные модели природопользования на изучаемой территории, выступать экспертом при оценке проектов хозяйственного использования территорий. 

Успешно окончивший аспирантуру по направленности «Геоэкология» (географические наук) может заниматься:

• научно-исследовательской, проектно-производственной и экспертно-аналитической деятельностью в области наук о Земле;

• преподавательской деятельностью по образовательным программам высшего образования.

 

Направленность «Метеорология, климатология, агрометеорология»

Является одной из наиболее востребованных в области наук о Земле. Обучаясь на данной направленности, аспиранты ведут активную научную деятельность в области климатических изменений глобального и регионального масштабов. Ведут исследования в области обработки космической информации, изучают пространственно-временные вариации составляющих радиационного баланса Земли. Аспирант может исследовать особенности атмосферной циркуляции планетарного масштаба и учета агрометеорологических факторов, влияющих на произрастание сельскохозяйственных культур.

 

Направленность «Геоэкология» (геологические науки). 

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает решение проблем, требующих применения фундаментальных и прикладных знаний в сфере Наук о Земле. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются: Земля и ее основные геосферы - литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, их состав, строение, эволюция и свойства; геофизические поля, месторождения твердых и жидких полезных ископаемых; природные, природно-хозяйственные, антропогенные, производственные, рекреационные, социальные, территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном, локальном уровнях, их исследование, мониторинг состояния и прогнозы развития; поиски, изучение и эксплуатация месторождений полезных ископаемых; природопользование; геоинформационные системы; территориальное планирование, проектирование и прогнозирование; экологическая экспертиза всех форм хозяйственной деятельности; образование и просвещение населения. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры: научно-исследовательская деятельность в области наук о Земле; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.

Биологические науки

Аннотация направления

 

Область профессиональной деятельности выпускников по направлению подготовки аспирантуры 06.06.01 Биологические науки – исследование живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, охрана природы. Деятельность выпускников может осуществляться в сфере науки (биологических исследований живой природы и ее закономерностей, использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях и целях охраны природы; исследования в области сохранения биоразнообразия экосистем как фундаментальной основы устойчивого развития, формирования экологического каркаса территорий, технологии биомониторинга и оценки последствий воздействия экологических факторов на здоровье человека, демографию и сельское хозяйство, исследование микроорганизмов, их физиологии, экологии, систематики, исследование генетических основ живой природы и использование генетических методов исследования в хозяйственных и медицинских целях, исследование механизмов функционирования живых человека и животных,  исследование энтомокомплексов лесных и сельскохозяйственных ландшафтов и методов борьбы с вредителями сельского хозяйства и защиты леса от насекомых-вредителей и др.) и во всех сферах деятельности, связанных с использованием живых организмов и биологических систем различных уровней организации: научно-исследовательские, научно-производственные, проектные организации; органы охраны природы и управления природопользованием; общеобразовательные и специальные учебные заведения (в установленном порядке).

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки  06.06.01 Биологические науки являются: биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции; биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биосферные функции почв; биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.

При разработке основной образовательной программы учитывались рекомендации работодателей: директоров научно-исследовательских институтов биологического профиля Поволжского региона (ФГБНУ «Федеральный аграрный научный центр Юго-Востока», РосНИПЧИ «Микроб», ФГБНУ «Российский научно-исследовательский и проектно-технологический институт сорго и кукурузы», ИБФРМ РА, природоохранных учреждений (Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области, Национального парка «Хвалынский», ФГБУ «Государственный научно-исследовательский институт промышленной экологии», АО «ВНИПИгаздобыча», «Россельхозцентр» по Саратовской области, «Рослесозащита» – «ЦЗЛ Саратовской области»  и др.). 

Физика и астрономия

Аннотация направления
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 03.06.01 «Физика и астрономия», включает решение проблем, требующих применения фундаментальных знаний в области физики и астрономии.
 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: физические системы различного масштаба и уровней организации, процессы их функционирования, физические, инженерно-физические, биофизические, физико-химические, физико-медицинские и природоохранительные технологии, физическая экспертиза и мониторинг.
 
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:
научно-исследовательская деятельность в области физики и астрономии;
преподавательская деятельность в области физики и астрономии.
 
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
 
 
 
 

 

Исторические науки и археология

Аннотация направления
46.06.01 «Исторические науки и археология» 

- Основная образовательная программа реализуется СГУ в Институте истории и международных отношений по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология  (направленность  «Отечественная история») по очной форме обучения.

Трудоемкость освоения аспирантом ООП ВО составляет 180 зачетных единиц (6480 часов) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы или по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Нормативный срок освоения ООП ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 46.06.01 Исторические науки и археология составляет 3 года при очной форме обучения.

 

- Основная образовательная программа реализуется СГУ в Институте истории и международных отношений по направлению подготовки 46.06.01 Исторические науки и археология (направленность «Всеобщая история») по очной форме обучения.

Трудоемкость ООП ВО по данному направлению

Трудоемкость освоения аспирантом ООП ВО составляет 180 зачетных единиц (6480 часов) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы аспирантуры с использованием сетевой формы или по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.

Срок освоения ООП ВО по данному направлению

Нормативный срок освоения ООП ВО по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 46.06.01 Исторические науки и археология составляет 3 года при очной форме обучения и 4 года при заочной форме обучения.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, включает:

решение профессиональных задач в образовательных организациях высшего образования, профильных академических институтах и других НИИ;

архивах, музеях;

других организациях и учреждениях культуры, в экспертноаналитических центрах, общественных и государственных организациях информационно-аналитического профиля.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры, являются:

Исторические процессы и явления в их социокультурных, политических, экономических измерениях их отражение в исторических источниках.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

научно-исследовательская деятельность в области истории и смежных социально-гуманитарных наук;

преподавательская деятельность в области исторических наук.

Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.

Технологии материалов

Аннотация направления
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 22.06.01 «Технологии материалов», включает сферы науки, техники, технологий и педагогики, охватывающие такие задачи, как: синтез новых материалов, проектирование и эксплуатация технологического оборудования для опытного и серийного производства материалов и изделий, разработка методов и средств контроля качества материалов и технической диагностики технологических процессов производства, определение комплекса структурных и физических характеристик материалов (механических, теплофизических, оптических, электрофизических и других), соответствующих целям их практического использования.
 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются избранная отрасль научного знания, а также научные задачи междисциплинарного характера, в том числе:
методы проектирования перспективных материалов с использованием многомасштабного математического моделирования и соответствующее программное обеспечение;
методы и средства нано- и микроструктурного анализа с использованием микроскопов с различным разрешением (оптических, электронных, атомно-силовых и других) и генераторов заряженных частиц;
технологическое оборудование, для формообразования изделий, объемной и поверхностной обработки материалов на основе различных физических принципов (осаждение, спекание, закалка, прокатка, штамповка, намотка, выкладка, пултрузия, инфузия и другие), включая главные элементы оборудования, такие, например, как реакционные камеры, нагреватели, подающие механизмы машин и приводы;
технологические режимы обработки материалов (регламенты), обеспечивающие необходимые качества изделий;
методы и средства контроля качества и технической диагностики технологических процессов производства;
методы и средства определения комплекса физических характеристик материалов (механических, теплофизических, оптических, электрофизических и других), соответствующих целям их практического использования.
 
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:
научно-исследовательская деятельность в области технологии материалов;
преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
 
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.
 

Экономика

Аннотация направления

Программа ориентирована на освоение методологических и теоретических проблем, связанных с выявлением устойчивых, повторяющихся связей в социально-экономических процессах, их структурных характеристик, закономерностей функционирования и тенденций развития экономических отношений, объяснением на этой основе существующих фактов и феноменов социально-экономической жизни, пониманием и предвидением хозяйственно-политических событий. Образовательная программа нацелена на подготовку высококвалифицированных профессионалов экономистов, обладающих современными научными знаниями и владеющих эффективными методами решения теоретико-экономических, экспертно-аналитических экономических задач в условиях изменчивой инновационной и институциональной среды, подготовленных к самостоятельной аналитической, научно-исследовательской и экспертной деятельности. Освоение программы является основой для выявления и осмысления новых или ранее известных фактов, процессов и тенденций, характеризующих формирование, эволюцию и трансформацию социально-экономических систем и институтов, национальных и региональных экономик, а также анализа направлений и этапов развития экономической мысли во взаимосвязи с социально-экономическими условиями соответствующих периодов и особенностями развития страны.

Выпускник аспирантуры за период обучения осваивает публикации научных исследований, в том числе необходимые для формирования авторской концепции раскрытия темы диссертационной работы, для формирования профессиональных знаний возможной педагогической деятельности по основным направлениям подготовки, а также для формирования у аспиранта методологических приемов аналитического подхода к возможной профессиональной деятельности в органах государственной власти и управления, академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, общеобразовательных учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования.

Аспиранты активно участвуют в научно-исследовательской работе по направлениям и темам, финансируемым из различных грантов российских и зарубежных научных фондов, а также по тематическому плану НИР, в научных конференциях и семинарах различного уровня. Публикация результатов научных исследований аспирантов обеспечивается изданием журнала «Известия СГУ. Новая серия. Серия «Экономика. Управление. Право», включенного в перечень рекомендованных ВАК РФ.

Химические науки

Аннотация направления

Основные образовательные программы (ООП) аспирантуры по направлению подготовки 04.06.01 «Химические науки» очной формы обучения и направленностям подготовки: «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия» и «Электрохимия» — реализуются СГУ в Институте химии.

Нормативный срок освоения ООП составляет 4 года при очной форме обучения.

Целью ООП является обеспечение образовательной деятельности по подготовке научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, способных к инновационной деятельности в соответствующей области химии и в смежных областях науки и высшего образования.

Основные задачи ООП состоят в формировании:

- способности к самостоятельному критическому анализу и оценке современных научных достижений, обобщению собственных оригинальных результатов научных исследований, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способности прогнозировать, планировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки;

- готовности участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач, в конкурсных проектах; использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языке; организовывать работу исследовательского коллектива в области химии и смежных наук; представлять результаты исследования в виде научных докладов и публикаций в ведущих Международных изданиях и журналах, рекомендованных ВАК, оформлять НКР;

- навыков преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших ООП аспирантуры, включает сферы науки, наукоемких технологий и химического образования, охватывающие совокупность задач теоретической и прикладной химии (в соответствии с выбираемой направленностью: «Аналитическая химия», «Органическая химия», «Физическая химия» или «Электрохимия»), а также смежных естественнонаучных дисциплин.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются новые вещества, химические процессы и общие закономерности их протекания, научные задачи междисциплинарного характера.

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу аспирантуры:

- научно-исследовательская деятельность в области химии и смежных наук;

- преподавательская деятельность в области химии и смежных наук.

Материально-технические и учебно-методические условия реализации ООП

Институт химии располагает лекционными аудиториями, а также специализированными лабораториями для экспериментальной научно-исследовательской работы и выполнения диссертационного исследования и центром коллективного пользования, которые оснащены широким ассортиментом современного оборудования. С полным перечнем лабораторий и оборудования можно ознакомиться на страницах соответствующих направленностей по ссылкам ниже.

Направления и результаты научно-исследовательской деятельности

В Институте химии реализуется научно-исследовательская деятельность, соответствующая приоритетным направлениям Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации. Сотрудники и аспиранты Института химии являются держателями грантов и стипендий Президента Российской Федерации, руководителями и исполнителями грантов Российского научного фонда, Российского фонда фундаментальных исследований, Министерства высшего образования и науки Российской Федерации; реализуют инициативные проекты. Результаты научных исследований регулярно публикуются в высокорейтинговых научных изданиях, а также в ведущих российских научных журналах, сотрудники и аспиранты выступают с докладами на международных и всероссийских научных конференциях. С подробным перечнем направлений и результатов научно-исследовательской деятельности Института химии можно ознакомиться на страницах соответствующих направленностей.

Образование и педагогические науки

Аннотация направления

 

 

Философия, этика и религиоведение

Аннотация направления

Направление подготовки 47.06.01 Философия, этика и религиоведение нацелено на формирование у аспиранта таких универсальных компетенций как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

В процессе обучения аспирант приобретает следующие общепрофессиональные компетенции: способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Формируются следующие профессиональные компетенции: готовность проводить научно-исследовательскую работу в соответствии с принципами академической этики; готовность учитывать специфику аудитории и владеть вниманием слушателей; готовность к практическому использованию полученных философских знаний в принятии управленческих решений.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: образовательные организации системы общего и профессионального образования; академические и научно-исследовательские организации; средства массовой информации, учреждения культуры; общественные организации, органы государственного и муниципального управления. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются различные сферы социокультурного пространства (наука, искусство, религия); процессы познавательной деятельности; теория и практика общественной коммуникации; социальная активность личности и ее формы. К видам профессиональной деятельности выпускника относятся: научно-исследовательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику; преподавательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику.

 

Теология

Аннотация направления

 

Направление подготовки 48.06.01 Теология нацелено на формирование у аспиранта таких универсальных компетенций как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективах по решению научных и научно-образовательных задач; способность использовать основы знаний в области истории науки и философии науки для решения проблем в междисциплинарных областях; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на родном и иностранном языке; способность к принятию самостоятельных мотивированных решений в нестандартных ситуациях и готовность нести ответственность за их последствия; способность к самосовершенствованию на основе традиционной нравственности.

В процессе обучения аспирант приобретает следующие общепрофессиональные компетенции: готовность использовать методологию исследований в области теологии; способность проявлять культуру научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий; способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в области теологии с учетом правил соблюдения авторских прав; готовность организовать работу исследовательского коллектива в области теологии; способность планировать и осуществлять учебно-воспитательный процесс в образовательных и просветительских организациях; способностью обоснованно выбирать и эффективно использовать образовательные технологии, методы и средства обучения с целью обеспечения планируемого уровня личностного и профессионального развития обучающегося; способность разрабатывать комплексное методическое обеспечение преподаваемых учебных дисциплин (модулей); способность к экспертной и представительско-посреднической деятельности в религиозной сфере.

Формируются следующие профессиональные компетенции: способность применять интегративные методы в исследовании религии; способность к грамотному анализу и сравнительным исследованиям религиозных и теологических течений различных исторических периодов; готовность проводить научно-исследовательскую работу в соответствии с принципами академической этики и толерантности.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: систему теологического знания, традиционные духовные ценности общества и человека, теологическое образование, науку и просвещение, религиозную культуру и философию, сферу государственно-конфессиональных, межконфессиональных и общественных отношений, практические аспекты жизни конфессий и соответствующую им социальную активность. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются основополагающие духовные ценности и опыт, определяемое ими мировосприятие, теоретически оформленные в соответствующей религии и осмысляемые в систематическом единстве, исторической реализации и современной практике, а также в межрелигиозном, культурном (цивилизационном), общественном, государственном и научном контексте. К видам профессиональной деятельности выпускника относятся: научно-исследовательская деятельность в области теологии; преподавательская деятельность в области гуманитарных наук, охватывающих мировоззренческую проблематику; экспертная и представительско-посредническая деятельность в религиозной сфере; просветительская и воспитательная деятельность в духовно-нравственной сфере.

 

Культурология

Аннотация направления

 

Направление подготовки 51.06.01 Культурология нацелено на формирование у аспиранта таких универсальных компетенций как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях; способность проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки; готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач; готовность использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках; способность следовать этическим нормам в профессиональной деятельности; способность планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития.

В процессе обучения аспирант приобретает следующие общепрофессиональные компетенции: владение методологией теоретических и экспериментальных исследований в сфере культуры; владение культурой научного исследования, в том числе с использованием новейших информационно-коммуникационных технологий; способность к разработке новых методов исследования и их применению в самостоятельной научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и образования с учетом правил соблюдения авторских прав; готовность организовать работу исследовательского коллектива в сфере культуры; готовность к преподавательской деятельности по основным образовательным программам высшего образования.

Формируются следующие профессиональные компетенции: готовность применять на практике знание теоретических основ управления в социокультурной сфере, владение приемами работы с персоналом, методами оценки качества и результативности труда персонала учреждения культуры; готовность к проектно-аналитической и экспертной работе в сферах социокультурной деятельности на основе системного подхода, к разработке и управлению инновационными проектами в сфере культуры; способность строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных этнокультурных явлений и процессов; формулировать проектные задания.

Область профессиональной деятельности выпускников включает: культурологические и социально-гуманитарные исследования; исследования художественных и культурных практик, в том числе социально-культурных, библиотечно-информационных и архивоведческих; управление в сфере культуры, участие в разработке и реализации государственных программ по сохранению и развитию отечественной культуры; разработку эффективных стратегий и проектирования оптимальной организационной структуры библиотечно-информационных организаций; стратегическое управление библиотечно-информационной отраслью на федеральном и региональном уровнях, разработка инновационных концепций развития библиотечно-информационной сферы; экспертно-консультативную, информационно-аналитическую, научно-исследовательскую, проектную деятельность в сфере культуры; разработку методик установления научной, исторической, художественной, мемориальной ценности музейных предметов; стратегическое управление музейной и архивной деятельностью, разработка научной концепции комплектования музейных фондов; сохранение и популяризация культурного и природного наследия, в том числе посредством культурно-исторического туризма; социокультурные и межкультурные коммуникации; стимулирование инновационных движений в социокультурной сфере, реализация досуговых потребностей населения. Объектами профессиональной деятельности выпускников являются культурная политика; отечественная и мировая история культуры; методология культурологических и социально-гуманитарных исследований; актуальные процессы и явления в области культуры; образование, воспитание и просвещение в сфере культуры; технологии создания, распространения и сохранения ценностей культуры; информационные системы и процессы в сфере культуры; системы научно-исследовательской и экспертной деятельности в сфере культуры; культурные индустрии и художественные практики; объекты культурного и природного наследия; библиотечно-информационные системы; туристические маршруты и объекты инфраструктуры культурно-исторического значения; межличностные и межкультурные коммуникации; социокультурный менеджмент и маркетинг; средства производства, распространения и хранения информации в области культуры и смежных областях. К видам профессиональной деятельности выпускника относятся: научно-исследовательская деятельность в области культурологии и документальной информации по направленности (профилю) программы; преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования; экспертная деятельность в области культуры; просветительская и воспитательная деятельность в области культуры.

 

Электроника, радиотехника и системы связи

Аннотация направления
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу аспирантуры по направлению подготовки 11.06.01 «Электроника, радиотехника и системы связи», включает:
теоретическое и экспериментальное исследование, математическое и компьютерное моделирование, проектирование, конструирование, использование и эксплуатацию материалов, компонентов, электронных приборов, устройств, установок вакуумной, плазменной, твердотельной, микроволновой, оптической, микро- и наноэлектроники различного функционального назначения;
исследования и разработки, направленные на создание и обеспечение функционирования устройств, систем и комплексов, основанных на использовании электромагнитных колебаний и волн и предназначенных для передачи, приема и обработки информации, получения информации об окружающей среде, природных и технических объектах, а также воздействия на природные или технические объекты с целью изменения их свойств;
совокупность технологий, средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание условий для обмена информацией на расстоянии по проводной, радио, оптической системам, ее обработки и хранения.
 
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
материалы, компоненты, электронные приборы, устройства, установки, методы их исследования, проектирования и конструирования, технологические процессы производства, диагностическое и технологическое оборудование, математические модели, алгоритмы решения типовых задач, современное программное и информационное обеспечение процессов моделирования и проектирования изделий электроники и наноэлектроники;
радиотехнические системы, комплексы и устройства, методы и средства их проектирования, моделирования, экспериментальной отработки, подготовки к производству и применению, применения по назначению и технического обслуживания;
технологии, средства, способы и методы человеческой деятельности, направленные на создание условий для обмена информацией на расстоянии, ее обработки и хранения, в том числе технологические системы и технические средства, обеспечивающие надежную и качественную передачу, прием, обработку и хранение различных знаков, сигналов, письменного текста, изображений, звуков по проводным, радио и оптическим системам.
 
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники:
научно-исследовательская деятельность в области электроники, радиотехники и систем связи, включающая разработку программ проведения научных исследований опытных, конструкторских и технических разработок, разработку физических и математических моделей исследуемых процессов, явлений и объектов, относящихся к профессиональной сфере;
разработку методик и организацию проведения экспериментов и испытаний, анализ их результатов; подготовку заданий для проведения исследовательских и научных работ;
сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме исследования, выбор и обоснование методик и средств решения поставленных задач;
управление результатами научно-исследовательской деятельности, подготовку научно-технических отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований;
участие в конференциях, симпозиумах, школах-семинарах и т.д.;
защиту объектов интеллектуальной собственности;
преподавательская деятельность по образовательным программам высшего образования.
 
Программа аспирантуры направлена на освоение всех видов профессиональной деятельности, к которым готовится выпускник.