Top.Mail.Ru
Skip to main content Skip to search

Документы

Правила внутреннего распорядка
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о разработке программы подготовки специалистов среднего звена и рабочей программы профессионального модуля СПО
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по программам СПО в СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о практической подготовке обучающихся СГУ
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о педагогическом совете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о методическом совете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Положение о реализации программы профессионального обучения
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

«Читайте Достоевского, любите Достоевского» – виртуальная книжная выставка в библиотеке КРЭ

10 ноября, 2021 - 19:15

«Читайте Достоевского, любите Достоевского» – виртуальная книжная выставка в библиотеке КРЭ

Библиотекой КРЭ им. П. Н. Яблочкова подготовлена виртуальная выставка книг, посвящённая 200-летию великого русского писателя, мыслителя, философа и публициста Ф. М. Достоевского.  

 

«Достоевский таков, какова Россия со всей её тьмой и светом.

И он – самый большой вклад России в духовную жизнь всего мира».

Н. А. Бердяев

11 ноября 2021 года исполняется 200 лет со дня рождения величайшего классика русской литературы, мыслителя, философа и публициста Фёдора Михайловича Достоевского. Это событие имеет большое значение не только для любителей творчества Достоевского, но и для всей страны, ибо сложно переоценить тот вклад, который внёс писатель, как в отечественную, так и в мировую культуру.

Учитывая выдающийся вклад Ф. М. Достоевского в отечественную и мировую культуру, Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ от 24.08.2016 № 424 «О праздновании 200-летия со дня рождения Ф. М. Достоевского».

О Ф. М. Достоевском написано огромное количество книг, монографий, исследований, литературно-критических статей известных филологов, историков литературы, литературоведов. Мимо Достоевского в XX веке не прошёл никто. Его книги читали по-разному: с благоговейным трепетом и с отвращением, писателя воспринимали как реалиста и как мистика, осмысляли, исследовали, интерпретировали. С ним «вступали в диалог», спорили, его развенчивали и опровергали. Достоевского цитировали, брали в союзники и защитники, порой ему подражали. Художественный мир писателя при всей его специфичности и фантастичности оказался настолько универсален, что практически каждый читатель находил в нём своё место.

Мир после Достоевского воспринимался как мир Достоевского, люди стали персонажами его произведений. Писать после него стало невероятно трудно, зачастую невозможно. Ведь Ф. М. Достоевский не просто «властитель дум», он ещё и писатель-пророк. Русские читатели воспринимали его как духовного учителя и провидца.  

«По роду своей деятельности принадлежа к художникам-романистам и уступая некоторым из них в том или другом отношении, Достоевский имеет перед ними всеми то главное преимущество, что видит не только вокруг себя, но и впереди себя…», – сказал крупнейший русский философ-метафизик, незаурядный поэт – предвестник символизма и политический публицист, современник Достоевского и Толстого Владимир Соловьёв через год после смерти писателя. Творчество Ф. М. Достоевского много лет вызывало споры и поклонение, недоумение и трепет. Но чем дальше, тем отчётливее прояснялся для читателей масштаб пророчеств гениального писателя.

В преддверии юбилея писателя предлагаем Вашему вниманию виртуальную книжную выставку «Читайте Достоевского, любите Достоевского», составленную из произведений Ф. М. Достоевского («Читайте Достоевского») и книг о Ф. М. Достоевском («Любите Достоевского») из фонда библиотеки колледжа радиоэлектроники. Выставка познакомит с основными вехами, интересными фактами из жизни и творчества писателя, музеями Фёдора Михайловича Достоевского и поможет проследить, как постепенно он развивается в своём творчестве, а также расскажет об истории создания и художественных особенностях самых известных произведений Достоевского. Вы узнаете, кем мог стать писатель, если бы не занятие литературой, почему Достоевский не знал своих родственников по отцу, какая страсть могла погубить Достоевского, в каких условиях Достоевский писал «Преступление и наказание», как критики и современники относились к произведениям автора и многое, многое другое. Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определенных усилий не только ума, но и души. Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека указывает нам путь к самим себе.

Одна из самых крупных фигур русской и мировой литературы, автор многих романов и повестей, журналист, редактор, философ. Член-корреспондент Петербургской АН с 1877 года. Человек с трудной судьбой, проживший большую часть жизни в долгах и болезни, с желанием ответить на вечные вопросы. Как в начале, так и в продолжение своего литературного творчества Достоевский выступал в качестве новатора в русле традиций русского реализма, что не получило должной оценки современников при жизни писателя. Фёдор Михайлович Достоевский открыл миру новые грани познания мирской суеты и душевного благородства. Все его произведения близки народу, каждый герой играет роль самого себя, и порой кажется, что это Я живу на страницах известных романов писателя.

Большинство литературоведов считают Ф. М. Достоевского основоположником темы детства в русской литературе. Детские персонажи присутствуют во всех его крупных произведениях, часто становятся главными героями повествования. Большую значимость приобретают в романах классика описания подробностей детского быта и, как следствие, детской психологии и поступков. Воплощение лучших душевных качеств человека – «ангельской» чистоты, невинности, доброты, открытости – писатель видел именно в ребёнке. 

Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве в семье отставного военного лекаря Михаила Андреевича – участника Отечественной войны 1812 года, и Марии Фёдоровны (в девичестве Нечаевой). Первым ребёнком в семье был Михаил, а Фёдор – вторым. Всю жизнь два старших брата оставались близкими людьми. Всего в семье было восемь детей. Детство Фёдора Достоевского, его братьев и сестёр прошло в Москве. Домашний уклад Достоевских способствовал развитию воображения и любознательности. Позже в своих воспоминаниях писатель называл родителей «лучшими, передовыми людьми». Несмотря на нетерпеливый, вспыльчивый и требовательный характер Михаила Андреевича, в семье Достоевских «принято было обходиться с детьми очень гуманно – не наказывали телесно, – никогда и никого». На семейных вечерах в гостиной вслух читали Карамзина, Державина, Жуковского, Пушкина и др. Особенно выделял позднее Фёдор Михайлович чтение отцом «Истории Государства Российского»: «Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории». Детей рано начинали учить: «уже четырёхлетним сажали за книжку и твердили ,,учись!“». Начинали с дешёвых лубочных сказок. Первая серьёзная книга, по которой дети учились читать, – «Сто четыре Священные Истории Ветхого и Нового Завета».

В 1832 году Достоевский и его старший брат Михаил начали заниматься с приходившими в дом учителями. С 1834-1837 гг. Ф. М. Достоевский обучался в частном пансионе Л. И Чермака. Пансион располагался на Басманной улице и был одним из лучших в Москве.

В 1837 году происходит ряд важных для судьбы писателя событий: умирает его мать, Мария Фёдоровна, погибает на дуэли А. С. Пушкин, произведениями которого Ф. М. Достоевский зачитывался с детства. Тяжело пережив смерть матери, Достоевский в мае 1837 года вместе с братом Михаилом едет в Петербург и поступает в приготовительный пансион К. Ф. Костомарова. С января 1838 года Достоевский учился в Главном инженерном училище. Учёба в училище тяготила юношу, который не испытывал никакого призвания к будущей службе. Всё своё свободное от занятий время Достоевский уделял чтению сочинений Гомера, Бальзака, Гюго, Гёте, Гофмана, Шиллера, Шекспира, Байрона и др., а из русских авторов Державина, Лермонтова, Гоголя, и знал наизусть почти все произведения Пушкина. Согласно воспоминаниям русского географа Семёнова-Тян-Шанского, Достоевский был «образованнее многих русских литераторов своего времени». Вдохновлённый прочитанным, юноша по ночам осуществлял собственные первые шаги в литературном творчестве. В 1839 году Достоевский получает весть об убийстве своего отца, Михаила Андреевича, крепостными крестьянами. Будущий писатель очень тяжело перенёс эту потерю. Именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.

После окончания училища в 1843 году Фёдора Достоевского зачислили на службу в чертёжное отделение инженерного департамента, но уже в следующем году Достоевский подал в отставку. Он решил заняться литературой и посвятить этому всё своё время.

Фёдор Михайлович Достоевский с детства мечтал стать писателем. Свой творческий путь он начинает как переводчик: в 1843 году выходит переведённая им «Евгения Гранде» Оноре де Бальзака. Однако уже через год в 1844 году Достоевский пишет свое первое самостоятельное произведение, которое сразу же принесло ему шумную славу – «Бедные люди» (закончено в конце мая 1845 г., опубликовано в 1846 г.). Роман «Бедные люди» высоко оценили законодатели литературной моды тех лет – Николай Некрасов и Виссарион Белинский, а четыре поздних произведения вошли в список «100 лучших книг всех времён». Некрасов назвал начинающего писателя «новым Гоголем» и опубликовал роман в своем альманахе «Петербургский сборник». А восхищённый Виссарион Белинский позвал к себе автора и сказал: «Да вы понимаете ли сами-то, …что вы такое написали! Не может быть, чтобы вы, в ваши двадцать лет, уже это понимали… Вам правда открыта, и возвещена как художнику, досталась как дар, цените же ваш дар и оставайтесь верным ему и будете великим писателем!»

Следующая повесть автора «Двойник» была встречена недоумением со стороны критиков.

В начале 1847 года Достоевский покидает кружок В. Г. Белинского и знакомится с М. В. Буташевичем-Петрашевским. Достоевский увлёкся идеями социализма и стал посещать кружок Петрашевского (молодёжи, желающей переустроить существующий строй в России и считающей, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад). Здесь обсуждали свободу книгопечатания, реформу судов, освобождение крестьян. На собрании кружка Фёдор Достоевский прочитал публике запрещённое письмо Белинского к Гоголю. В конце апреля 1849 года писателя арестовали, 8 месяцев он провёл в Петропавловской крепости. После столь долгого судебного следствия писатель был обвинён «в умысле на ниспровержение… государственного порядка». Суд признал его «одним из важнейших преступников за недонесение о распространении преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского» и первоначально приговорил к расстрелу. Однако незадолго до казни петрашевцам смягчили приговор (по помилованию императором Николаем I) и заменили на гражданскую казнь, лишение дворянских прав и четыре года каторги с последующей сдачей в солдаты. В декабре Фёдора Достоевского заковали в кандалы и отправили на каторгу в Омск, а после – на службу рядовым в седьмой линейный сибирский батальон. Служил в крепости в Семипалатинске и дослужился до прапорщика. Там же познакомился со вдовой отставного чиновника Марией Дмитриевной Исаевой, ставшей впоследствии его первой женой. Брак не был счастливым: Исаева дала согласие после долгих колебаний, измучивших Достоевского. В Семипалатинске Достоевский пишет «Сибирские повести» («Село Степанчиково и его обитатели» и «Дядюшкин сон»).

Благодаря началу либерального правления Александра II в 1856 году получил офицерский чин. Затем с семьёй переехал в г. Тверь. Вскоре добился перевода в г. Санкт-Петербург. Помилование Достоевскому по указу Александра II было объявлено 17 апреля 1857 года и возвращён дворянский титул.

Негласное наблюдение за писателем не прекращалось до середины 1870-х годов, хотя разрешение жить в Петербурге было получено еще в 1859 году.

В 1860 году вышло двухтомное собрание сочинений Достоевского. В 1862 году после возвращения Достоевского в Петербург выходит повесть «Записки из Мёртвого дома». В 1861-1864 гг. совместно с братом Михаилом издавал собственный литературно-политический журнал «Время». В апреле 1863 года журнал был закрыт цензурой за статью «Роковой вопрос», написанную Н. Н. Страховым и посвящённую польскому восстанию. Брату Фёдора Достоевского Михаилу Михайловичу удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха».

Летом 1862 года Достоевский предпринял первую поездку за границу, побывав в Германии, Франции, Англии, Швейцарии, Италии и Австрии. Несмотря на то, что главной целью путешествия было лечение на немецких курортах, в Баден-Бадене писатель увлёкся разорительной игрой в рулетку, испытывал постоянную нужду в деньгах. Часть второй поездки по Европе летом 1863 года Достоевский провёл с молодой эмансипированной особой Аполлинарией Сусловой. Любовь Достоевского к А. П. Сусловой, их сложные отношения и привязанность писателя к рулетке нашли отражение в романе «Игрок». Последний раз писатель играл в рулетку в Висбадене 16 апреля 1871 года, когда после проигрыша навсегда поборол в себе страсть к игре.

В 1864 году умерла жена Ф. Достоевского Мария Дмитриевна. В июле того же года умер от болезни брат Михаил. В феврале 1865 года, через полгода после смерти брата, издание «Эпохи» прекратилось. После смерти брата от журналов осталось огромное количество долгов, которые Фёдору Михайловичу приходилось выплачивать почти до конца жизни. В это же время за границей, в маленьком номере, «без денег, без еды и без света», Достоевский начал работать над романом «Преступление и наказание».

В 1867 году Достоевский женится снова – на Анне Григорьевне Сниткиной, которая стала добрым гением писателя: помогла преодолеть страсть к игре в рулетку, облегчила процесс творчества. Анна Григорьевна была помощником во всех делах писателя. Она писала: «Я готова провести остаток своей жизни, стоя пред ним на коленях». Анна Сниткина издала полное собрание сочинений Ф. Достоевского, собрала его письма и заметки, побудила друзей написать его биографию, основала школу Достоевского в городе Старая Русса (Новгородская область), сама написала воспоминания. После свадьбы Достоевский уехал за границу со своей новой женой. За рубежом был написан роман «Идиот» – одно из самых сложных произведений Достоевского.

В 1870-e гг. Фёдор Михайлович находился на пике своего таланта. Был избран членом Академии наук по отделению русского языка и словесности. По предложению князя Мещерского стал редактором консервативного журнала «Гражданин». Помимо редакторской работы печатал собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. В 1876-1877 гг. Достоевский издаёт «Дневники писателя».

Врачи отметили у Достоевского прогрессирующую болезнь лёгких. Ему было рекомендовано избегать физических нагрузок и опасаться душевных волнений.

Настоящим событием в литературной и культурной жизни России XIX века стало знаменитое выступление Ф. М. Достоевского на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве 8 июня 1880 г.

Последние годы своей жизни Достоевский провёл в городе Старая Русса Новгородской губернии. Эти восемь лет стали самыми плодотворными в жизни писателя. В 1860–80-х годах Фёдор Достоевский написал романы, которые потом назвали «великим пятикнижием». Такое название дано неофициальному циклу из пяти самых масштабных романов классика, которые были написаны один за другим и являются наиболее выдающимися произведениями писателя. В них предметом познания автора становится внутренний мир героев, путь к Богу, постижение истины. В пятикнижие входят романы: «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток» и «Братья Карамазовы». Все они, кроме «Подростка», вошли в список «100 лучших книг всех времён» по версии Норвежского книжного клуба и Норвежского института имени Нобеля. Роман «Братья Карамазовы», как его называли «житие великого грешника», стал последним произведением Достоевского. Он был дописан в ноябре 1880 года.

Зимой 1881 года произошло обострение болезни писателя – эмфиземы лёгких, которое и привело его к смерти. 28 января 1881 года, на 60-м году жизни Фёдор Михайлович Достоевский скончался. Проститься с великим писателем пришли тысячи людей. Среди них было много молодёжи. Художник И. Н. Крамской написал карандашом и тушью посмертный портрет писателя. 31 января состоялись похороны писателя. Процессия до места захоронения растянулась на версту. Гроб несли на руках. Он похоронен в Александро-Невской лавре в Петербурге на Тихвинском кладбище.

 «Достоевский стоит не в ряду самых великих имён мировой литературы, впереди или позади кого-то, а над ними, выше их. Это писатель другого горизонта, где ему нет равных. Были и есть таланты блестящие, яркие, сильные, смелые, мудрые и добрые, но не было и нет (и не будет, на мой взгляд) явления в литературе более глубокого, более центрового, необходимого, более человеко направленного и вечного, чем Достоевский. Человеческая мысль дошла в нём, кажется, до предела и заглянула в мир запредельный... Похоже, что кто-то остановил руку великого писателя и не дал ему закончить последний роман, встревожившись его огромной провидческой силой. Это было больше того, что позволено человеку; благодаря Достоевскому человек в миру и без того узнал о себе слишком многое, к чему он, судя по всему, не был готов»Валентин Распутин.

Памяти Фёдора Михайловича посвящены мемориальные доски и памятники как в России, так и за рубежом. Память о жизни и творчестве писателя бережно сохраняется в литературно-мемориальных музеях его имени. Всего в мире существует восемь литературно-мемориальных музеев Ф. М. Достоевского. Шесть из них находятся в России, один – в Казахстане, и один – в Республике Беларусь. Это музей-квартира Ф. М. Достоевского в Москве, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге, государственный литературный музей имени Ф. М. Достоевского в Омске, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в Новокузнецке, дом-музей Ф. М. Достоевского в городе Старая Русса, музей-усадьба Ф. М. Достоевского в селе Даровое, литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского в г. Семей (прежнее название Семипалатинск) в Казахстане и народный литературно-краеведческий музей имени Ф. М. Достоевского в Республике Беларусь (Ивановский район Брестской области).

Русский поэт, драматург, переводчик и критик Иннокентий Анненский писал: «Читайте Достоевского, любите Достоевского, – если можете, а не можете, браните Достоевского, но читайте… по возможности только его». Любите и читайте Достоевского. Это целый мир восторженной душевности, интеллектуального ума, просветлённости и отчаяния. Достоевский как никто из коллег по цеху события своей личной жизни с её радостями и невзгодами, победами и поражениями проецировал почти на все написанные произведения. Произведения посвящены вечным вопросам мироздания и не выходят за временные рамки истории.

«Читайте Достоевского…»

 «В пятнадцать лет я напал на Достоевского, и это было для меня истинным откровением: сразу почувствовал, что прикоснулся к чему-то огромному, и бросился читать всё, что он написал, книгу за книгой, как до того читал Бальзака»Антуан де Сент-Экзюпери.

Фёдор Михайлович Достоевский за свою жизнь успел написать немало произведений, каждое из которых вошло в мировую литературу. Десятки произведений, созданных Достоевским за его долгую творческую жизнь, принесли ему заслуженную всемирную славу. Они знакомы каждому образованному человеку, вошли в золотой фонд русской классической литературы. Творчество Ф. М. Достоевского оказало большое влияние развитие не только русской, но и мировой литературы, философии, общественной мысли и искусства, а бессмертные произведения автора получили всенародное признание и вошли в сокровищницу мировой культуры, сохраняя свою актуальность и сегодня. Интерес к писателю не иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом. По данным ЮНЕСКО, Достоевский сегодня – один из самых читаемых, цитируемых и переводимых русских классиков во всём мире, почитатели его таланта живут во всех частях света. Полные психологизма и драматизма, его романы потрясают силой и основательностью проникновения их создателя в потаённые уголки человеческой души и подсознания, поэтому и сегодня Достоевский актуален так же, как и полтора столетия назад.

Русский философ и публицист Н. А. Бердяев писал: «Понять до конца Достоевского – значит понять что-то очень существенное в строе русской души, значит приблизиться к разгадке тайны России».

Его художественное наследие анализируется литературоведами, изучается современными школьниками и студентами. Многие из его произведений хранят до сих пор неразгаданные загадки, вызывающие споры исследователей и вдумчивых читателей. Они дают возможность каждому из них выяснить много интересного о внутреннем мире персонажей и о самом себе. Сочинения великого писателя и психолога и сейчас экранизируют и ставят на театральной сцене. По замечанию В. И. Немировича-Данченко, классик всегда «писал, как романист, а чувствовал, как драматург».

В то же время, ни об одном из классиков литературы не высказано столько противоречивых суждений. Тем не менее, интерес к писателю не иссякает многие годы – как в России, так и за рубежом: более полувека – с начала 70-х годов ХХ столетия – действует Международное общество Достоевского, объединяющее исследователей жизни и творческого наследия знаменитого писателя, публициста, философа. Такое пристальное внимание к русскому автору объясняется его мощным влиянием не только на течение мирового литературного процесса, но и развитие философской мысли в целом. Анализируя с необыкновенной глубиной и силой психологическое состояние героев своих романов, их поступки в самые трагические моменты бытия, Достоевский обозначил главные нравственные проблемы общества, от решения которых зависит дальнейшая судьба человечества.

 «У Достоевского есть вещи, которым веришь и которым не веришь, но есть и такие правдивые, что, читая их, чувствуешь, как меняешься сам, – слабость и безумие, порок и святость, одержимость азарта становились реальностью, как становились реальностью пейзажи и дороги Тургенева и передвижение войск, театр военных действий, офицеры, солдаты и сражения у Толстого»Эрнест Хемингуэй.

Достоевский, Ф. М. Преступление и наказание : роман : книга для ученика и учителя / Ф. М. Достоевский. – Москва : Олимп : АСТ, 2001. – 496 с. – (Серия «Школа классики»). – Текст : непосредственный.

Роман в шести частях с эпилогом от автора, первое и главное произведение в пятикнижии. Это социально-психологический роман с ярко выраженным философским подтекстом. Критик и публицист Василий Розанов писал: «Преступление и наказание» – самое законное в своей форме и глубоком содержании, в котором он имеет свой взгляд на природу человека, его назначение и законы, которым он подчинён как личность ... Герой романа – Родион Раскольников – студент, который «задавлен бедностью». Он поддался популярным в то время идеям о том, что все люди делятся на «тварей дрожащих» и «наполеонов», поэтому он решается на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, чтобы разом изменить свою судьбу и поправить положение своей семьи. Философия вступает в конфликт с совестью и душевным состоянием героя: он не в силах справиться с тяжким бременем преступлений. Роман Достоевского предстаёт перед читателем грандиозным художественно-философским исследованием человеческой природы, христианской трагедией о смерти и воскресении души.

Замысел этого социально-психологического и философского романа формировался у Достоевского долгие годы, однако непосредственно к работе он приступил в 1865 году. Уже через год в «Русском вестнике» был напечатан журнальный вариант. Автор объединил два намеченных ранее сюжета – незаконченного романа о семье Мармеладовых и набросков исповеди каторжанина.

Главный герой пытается выбраться из будничной нищеты и совершает ужасное убийство. Самоутверждение личности, стремление к власти, право на эгоизм – такие были умонастроения в тот период, эта книга повествует о истории падения и воскрешения человеческой души, истории освобождения от кругов ада и торжества добра, правды и любви.

На основе детективной истории об убийстве процентщицы студентом, проверявшим собственную теорию сильной личности, писатель размышляет об общественных условиях, заставляющих человека пойти на преступление, и о сложных душевных процессах, происходящих в человеческих душах на пути раскаяния, о пагубности гордыни и показывает, что преступление не может быть залогом величия. Существенную роль в книге играет образ большого города, изображённого с точным описанием рельефа и признаков времени. Современники встретили произведение весьма разноречиво: восторженные рецензии перемежались с полным отрицанием.

«"Преступлением и наказанием" я был очарован. Я готов был поставить этот роман в один ряд с “Войной и миром”. Я предпочитаю Толстого, потому что его искусство и художественный темперамент, характер его мышления и его видения ближе мне самому и моему идеалу. Но оба они равно велики». Ромен Роллан.

Достоевский, Ф. М. Бесы : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : Согласие, 1996. – 743 с. – Текст : непосредственный.

Роман Ф. М. Достоевского «Бесы» – одно из наиболее трагических и сложных в идейно-философском отношении произведений писателя. Благодаря историческому опыту XX века роман, искусственно истолкованный ранее как политический памфлет, во многом получил новое прочтение.

Антинигилистический роман написан в 1870–1872 годах на основе реальных событий, вызвавших громкий отклик в обществе, – убийство членами революционной группы студента, пожелавшего порвать с их деятельностью. В опубликованном реальном манифесте доказывалось право на преступление ради блага революции. Созданное под впечатлением от возникновения ростков террористического и радикального движений в среде русских интеллигентов, разночинцев и пр., произведение оказало серьёзное воздействие на развитие философских концепций конца XIX столетия.

Руководители кружка, имеющие прототипы, изображены подлыми и бесцеремонными. Пётр Верховенский откровенничает, что революционная деятельность для него лишь средство добиться власти над людьми. Обладающий нужной для лидера харизмой, Николай Ставрогин пуст и неинтересен.

Герой романа Степан Трофимович Верховецкий – очень своеобразная личность. Всю жизнь оставаясь наивным, как ребёнок, он, однако, любит играть роль важной персоны в обществе, возвышая самого себя в своём собственном мнении в течение многих лет.

Роман «Бесы» – одно из самых политизированных произведений и устрашающее предостережение о социальной катастрофе.

Достоевский, Ф. М. Идиот : роман / Ф. М. Достоевский. – Фрунзе : Кыргызстан, 1965. – 692 с. – Текст : непосредственный.

Роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в номерах журнала «Русский вестник» за 1868 год. «Идиот» – одно из самых известных произведений Достоевского, наиболее полно выразившее и нравственно-философскую позицию Достоевского, и его художественные принципы в 1860-х годах. Писатель создаёт в своём любимом романе, начатом в Женеве в 1867 году и завершённом в 1968 году во Флоренции, талантливый психологический анализ характеров незаурядных героев: многострадального князя Мышкина, неукротимого купца Рогожкина и потерявшей надежду Настасьи Филипповны. Персонаж, определивший название произведения, стремится спасти весь мир. Он обладает лучшими человеческими качествами – благородством, всепрощением, человеколюбием, сравнимыми с божественными.

Сложность его характера заключается в трагическом противоречии, совмещающем силу и слабость. Это отражено в парадоксальном имени героя – Лев Мышкин, который мечтает исправить недостатки общества. Тонко чувствующий возвышенный человек, которого общество считает больным, способен на чистую светлую любовь. Отдав людям всего себя, чтобы заронить в их сердцах семена добра, праведник-князь бесповоротно погружается во тьму.

Князь Мышкин, несколько лет лечившийся от душевного недуга в Швейцарии, возвращается на Родину к оставшимся родственникам – семье Епанчиных. Князь молод – ему всего 26 лет; он доброжелательный, мягкий, чуткий и внимательный к чужим чаяниям человек. Он не готов к тому, что по возвращении его судьба будет увлечена круговоротом страстей, интриг и драм, бурлящим в России ...

Выдающийся роман классической российской и мировой литературы, получивший всемирное признание и славу. В нём автор затрагивает темы религии, смысла жизни, любви. Достоевский изображает нравственное разложение русской интеллигенции и дворянства, показывает, что ради денег люди готовы пойти на что угодно, переступив через любую мораль.

Достоевский, Ф. М. Подросток : роман / Ф. М. Достоевский. – Ташкент : Учпедгиз, 1956. – 568 с. – Текст : непосредственный.

Роман «Подросток» был написан в период с 1874 по 1875 год. «Подросток» – книга, в которой основная тема творчества великого Достоевского – тема судьбы человека, психологически и духовно не укладывающегося в привычные рамки, – обрамлена запутанным, почти «детективным» сюжетом, достойным классического «романа тайн». Книга не просто гениальная, но ещё и бесконечно глубокая.

«Подросток» – один из самых сильных романов Фёдора Михайловича Достоевского. Это, наверное, единственный роман писателя, который популярнее на Западе, чем в России. В каждой строке «Подростка» виден Достоевский: его размышления, неповторимый стиль, герои, которые почти постоянно находятся в состоянии душевного надлома и истерики. Роман рассматривает две очень важные темы: жизнь и воспитание молодёжи, подростков («из подростков созидаются поколения») и тему богатства, страсти к наживе (идея Ротшильда).

В этом романе писатель затрагивает проблему «отцов и детей», рассматривая её через взаимоотношения главного героя, подростка Аркадия Макаровича Долгорукого, со своим отцом Андреем Петровичем Версиловым. Главному герою Аркадию Долгорукому 19 лет, но автор решает называть его именно «подростком», ведь сейчас он находится на пересечении двух времён – детства и взрослой жизни. С помощью Подростка автор показывает, как сквозь алчность, жажду наживы и разврат формируется личность главного героя. Будучи незаконнорожденным сыном помещика Андрея Петровича Версилова, юноша испытывает множество душевных мук. Он жаждет богатства, признания, высокого статуса, мечтает вырваться из своего двойственного положения «недосына». Писатель противопоставляет дворянина Версилова, отца Аркадия, и дворового человека Макара Долгорукого – формального отца. Второй для автора становится символом понимания народной правды и идеи нравственного «благообразия», одной из основных идей романа. Благодаря своей вечной теме, «Подросток» Достоевского, пожалуй, самый современный роман писателя.

Достоевский, Ф. М. Братья Карамазовы : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : Дрофа : Вече, 2002. – 910 с. – Текст : непосредственный.

«Братья Карамазовы» – широко известный роман Достоевского, который стал последним, подытожив всё творчество писателя. Задумывался он в качестве первой части эпопеи о Великом грешнике. Писатель скончался спустя 2 месяца после завершения и публикации книги в ноябре 1880 года. Многие мотивы, типажи героев и сцены зародились у него задолго до этого, ещё во время каторги.

«Братья Карамазовы» – одна из немногих в мировой литературе удалённых попыток сочетать увлекательность повествования с глубинами философской мысли. Роман затрагивает глубокие вопросы: о Боге, свободе, морали. Философия и психология «преступления и наказания», дилемма «социализации христианства», извечная борьба «божьего» и «дьявольского» в душах людей – таковы основные идеи этого гениального произведения. В центре сюжета история семьи Карамазовых, семьи разлагающейся, где даже ближайшие родственники ненавидят друг друга и становятся смертельными врагами. Каждый характер, как бы сложен он ни был, у Достоевского предстаёт некой частью одной, почти безграничной картины – это картина многогранной человеческой души, и в этой душе, и за эту душу идёт нескончаемая битва добра и зла. На религиозное и философское осмысление идеи романа оказали влияние труды современных ему мыслителей.

Роман, лёгший в основу десятков экранизаций – от предельно точных до самых отвлечённых, – но не утративший своей духовной силы… Критики считают это полотно наиболее достоверным и величественным. В лице главных героев, трёх братьев представлена вся матушка-Россия.

Критики считают, что автор в периоды своего последовательного развития стал прообразом каждого из 3 братьев. Фабула основана на убийстве пожилого богача Фёдора Карамазова и его соперничестве с сыном Дмитрием за любовь Груши.

Однако замысел автора состоял не в создании занимательной интриги, а в раскрытии общечеловеческих нравственных и философско-публицистических проблем того времени.

«Игрок», «Униженные и оскорблённые», «Записки из подполья», «Бедные люди», «Белые ночи», «Записки из Мёртвого дома», «Неточка Незванова», «Село Степанчиково и его обитатели», – эти произведения не были включены критиками в пятикнижие Достоевского, но их нужно обязательно прочитать, потому что они открывают новые грани познания мирской суеты и душевного благородства.

Достоевский, Ф. М. Бедные люди : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : Эксмо, 2014. – 224 с. – (Классика в школе). – Текст : непосредственный.

«Бедные люди» – первое оригинальное печатное произведение русского писателя XIX века Фёдора Михайловича Достоевского, написанное в 1844-1845 годах и впервые опубликованное с авторским жанровым подзаголовком «роман» 21 января 1846 года в «Петербургском сборнике» Николая Некрасова. Впоследствии Достоевский, прислушавшись к критикам первого издания, три раза возвращался к доработке произведения – в 1847, 1860 и 1865 годах.

Роман занимает в творчестве писателя особое место, – это произведение не просто открыло миру нового русского писателя, но предопределило всю дальнейшую судьбу величайшего художника и мыслителя, способного проникнуть в неведомые тайники человеческие души. Неслучайно Н. А. Некрасов, прочитав рукопись романа, воскликнул: «Новый Гоголь явился!» Это эпистолярный роман, представляющий собой трогательную переписку между двумя «маленькими людьми»: бедным чиновником Макаром Девушкиным и его рано осиротевшей родственницей Варенькой Добросёловой. В невидимом для чужих глаз общении оба героя обретают ощущение полноты жизни и надежду на радостное будущее. Оба они – удивительно трогательные, яркие, живые и светлые персонажи, которыми так богаты страницы русской классики XIX века. Развивающая извечно российская тема – тема «маленький человек», неспособная переломить обстоятельства, автор искренне сочувствует своим обездоленным героям, чья внутренняя красота и благородство душ безмерны, но это никак не может помочь им в мире, наполненном страданиями и жестокостью. В. Г. Белинский писал об этом: «Роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому».

Достоевский, Ф. М. Белые ночи : сентиментальный роман (из воспоминаний мечтателя) / Ф. М. Достоевский ; редактор О. Б. Гринцева. – Москва : Детская литература, 2002. – 95 с. –Текст : непосредственный.

Роман «Белые ночи» – одно из самых поэтических и светлых произведений Фёдора Достоевского. В нём автор обращается к сентиментальному герою, не нашедшему места в большом городе. Впервые произведение было опубликовано в 1848 году в «Отечественных записках». Это лирическая исповедь героя-мечтателя, раскрывающая сложный процесс воспитания. Прототипом героя стал друг литератора Алексей Плещеев, пытающийся уйти от действительности, погрузившись в свои мысли.

Произведение открыло читателям душераздирающую натуру Достоевского. Поэтический образ мечтателя вызывает сочувствие и сострадание в конце книги.

Атмосфера белых ночей Петербурга, настолько манящая и завораживающая, что многие кинодеятели взялись за экранизацию этой повести. Резкий стоицизм и волнующая красота матушки Земли до сих пор удивляет современного читателя, а ведь эту драму испытал на себе сам Фёдор Михайлович!

Достоевский, Ф. М. Игрок : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : Э, 2017. – 288 с. – Текст : непосредственный.

«Игрок» – роман Фёдора Михайловича Достоевского, впервые опубликованный в 1866 году. «Игрок» занимает важное место в ряду романов Ф. М. Достоевского: авантюрный сюжет, основанный на личном опыте писателя – его многолетнем увлечении игрой в рулетку. В 1863 году Фёдор Достоевский приехал на отдых в Висбаден. Там он за несколько дней проиграл не только все свои деньги, но и наличность своей подруги Полины Сусловой. Чтобы выпутаться из долгов, он заключил контракт с издательством на скорейшее написание нового романа «Игрок».

Азарт, пагубная страсть к игре, любовные коллизии вовлекают героев романа в безумный и нескончаемый водоворот событий, происходящих на модном курорте. В книгу включены известные сатирические повести и рассказы «Дядюшкин сон», «Село Степанчиково и его другие обитатели», «Чужая жена и муж под кроватью», известные по многочисленным, любимым зрителями кинематографическим и театральным постановкам, а также «Зимние заметки о летних впечатлениях» – художественные очерки, в которых записи путевых впечатлений объединены с описанием различных сторон жизни европейских стран, главным образом Франции и Англии, и размышлениями автора о судьбах Запада и России.

Достоевский, Ф. М. Униженные и оскорблённые : роман / Ф. М. Достоевский. – Москва : Детская литература, 1980. – 622 с. – (Библиотека мировой литературы для детей). – Текст : непосредственный.

Это первое большое произведение, написанное писателем после возвращения из ссылки. Впервые роман был опубликован в 1861 году в журнале «Время» под заглавием «Униженные и оскорблённые». Здесь отчётливо видны все устоявшиеся нравы и черты характера писателя. Тяжелый психологический и эмоциональный надрыв, болезненность и острота восприятия действительности, перманентная истерика и захватывающий сюжет, который не даёт возможности бросить чтение и ужасает своим продолжительным пафосом. Глубокий и страдальческий роман, который приоткрывает занавес души мыслителя и скорбного писателя.

Действие романа развивается в Петербурге. В основе сюжета – трагические истории двух семей: бедного дворянина Ихменева и фабриканта-англичанина Смита, разорённых богатым авантюристом князем Валковским. Через весь роман проходит мысль о том, что в мире, где господствует власть денег, жестокость и угнетение, где правят гордые и злые эгоисты, единственной защитой «униженных и оскорблённых» является братская помощь друг другу, любовь и сострадание.

Роман «Униженные и оскорблённые» (1861) создавался Ф. М. Достоевским в эпоху необычайного подъема русской общественной жизни, – в эпоху, когда публикация нового литературного произведения воспринималась как событие социально значимое. Так было воспринято и появление романа «Униженные и оскорблённые». После его выхода в свет Н. А. Добролюбов отвёл Достоевскому самое почётное место в «гуманистическом» направлении русской литературы. Многое в этом романе читателям казалось необычным: перед ними была поставлена новая этико-социальная проблема – проблема эгоизма. Князь Валковский, разворачивающий на страницах романа свою циническую «философию жизни», стал первым в творчестве писателя героем-"идеологом", предшественником Человека из подполья, Раскольникова.

Достоевский, Ф. М. Записки из Мёртвого дома : повесть и рассказы / Ф. М. Достоевский. – Петрозаводск : Карелия, 1979. – 294 с. – (Библиотека мировой литературы для детей). – Текст : непосредственный.

Произведение Фёдора Достоевского, состоящее из одноимённой повести в двух частях, а также нескольких рассказов, написанных в 1860-1861 годах, создано под впечатлением от заключения в Омском остроге в 1850-1854 гг.

Повесть «Записки из Мёртвого дома» (1860) представляет собой интригующий реальный документ, который открывает читателю быт и нравы преступников, что были засланы в холодную и далёкую Сибирь. Характеры людей и поступки главных персонажей говорили о неуловимой действительности и правдивости написанного очерка творцом. В повести писатель стремится понять причины, толкающие людей на преступление, также его волнует неоправданная жестокость наказаний, которым подвергаются каторжники.

Достоевский, Ф. М. Записки из подполья : повести и рассказ / Ф. М. Достоевский. – Москва : АСТ, 2016. – 352 с. – (Эксклюзив : Русская классика). – Текст : непосредственный.

«Записки из подполья» – повесть Ф. М. Достоевского, изданная в 1864 году. Повествование ведётся от лица бывшего чиновника, который проживает в Петербурге.

«Подполье», куда загоняет себя петербургский чиновник, заставляет задуматься над своей жизнью и действиями как человека чина, представляющего черты общества. Полное бездействие, отчаяние, рефлекторная паника, жестокость и моральное уродство главного персонажа представляет собой верхушку пролетариата, злободневную и неуправляемую.

Достоевский, Ф. М. Село Степанчиково и его обитатели : повесть / Ф. М. Достоевский. – Москва : Художественная литература, 1955. – 220 с. – Текст : непосредственный.

Над повестью «Село Степанчиково и его обитатели» Достоевский работал в течение двух лет; в 1859 году она была напечатана на страницах «Отечественных записок». Уже в 1860 году, без изменений, повесть была издана отдельной книгой.

Начало работы Фёдора Михайловича над «Селом Степанчиковым» относится ко времени пребывания его в Сибири; однако он писал её с большим перерывом, во время которого работал над другой повестью – «Дядюшкин сон».

На современников «Село Степанчиково» не произвело большого впечатления. Однако после смерти Достоевского повесть стала очень популярной, а имя Фомы Фомича Опискина сделалось нарицательным.

 «Любите Достоевского…»

Фёдор Михайлович Достоевский – не просто один из величайших русских писателей. Это тот человек, по произведениям которого весь мир судит о России, о таинственной русской душе. Известно высказывание писателя о загадочной природе человеческой души: «Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время. Я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». В заслугу Достоевскому ставят как небывалое до него проникновение в глубины человеческой психики, так и открытие всечеловеческого религиозного переживания страдания и любви, собственной греховности и тёмных страстей вместе со светлой верой в счастливую судьбу человечества и вселенскую миссию русского народа. О нём написаны тысячи книг, десятки тысяч статей, но каждая новая работа лишь умножает число загадок в его жизни и творчестве.

Ермилов, В. В. Ф. М. Достоевский / В. В. Ермилов. – Москва : Гослитиздат, 1956. – 280 с., 1 л. портр. – Текст : непосредственный.

Предлагаемая читателю книга ставит своей целью подчеркнуть главные идейно-художественные мотивы творчества Ф. М. Достоевского. Автор работы стремится рассмотреть противоречия творчества в неразрывной связи мировоззрения писателя с конкретной художественной тканью его произведений.

Никитин, М. А. Здесь жил Достоевский : повесть из 33 сцен / М. А. Никитин. – Москва : Советский писатель, 1956. – 199 с. – Текст : непосредственный.

Книга Михаила Никитина повествует о наименее известном периоде жизни Достоевского – зиме 1854/55 года, – проведённом им после каторги в Семипалатинске. Описание встреч Достоевского с друзьями, литературные замыслы, воспоминания основаны на подлинных биографических материалах.

Долинин, А. С. Последние романы Достоевского : как создавались «Подросток» и «Братья Карамазовы». – Москва ; Ленинград : Советский писатель, 1963. – 344 с., 1 л. портр. – Текст : непосредственный.

А. С. Долинин – один из известных советских литературоведов – исследователей жизни и творчества Ф. М. Достоевского. В настоящую книгу вошли его работы о творческой истории двух крупнейших романов Ф. М. Достоевского – «Подростка» и «Братьев Карамазовых», а также дополняющие их исследования об истоках некоторых творческих идей, получивших развитие в этих романах. На основе тщательного анализа рукописных материалов (большей частью и до сих пор ещё не изданных полностью), черновых записей, планов, первоначальных редакций, а также журнально-газетного материала А. С. Долинин воссоздаёт весь ход работы Ф. М. Достоевского над его произведениями, раскрывает творческую лабораторию великого мастера-реалиста.

Румянцева, Э. М. Фёдор Михайлович Достоевский : биография писателя : пособие для учащихся / Э. М. Румянцева. – Ленинград : Просвещение, 1971. – 206 с, 4 л. ил. : ил. – Текст : непосредственный.

Брошюра посвящена жизни и творчеству писателя. Основное содержание её – анализ противоречивой, сложной, но всегда исполненной прогрессивных стремлений и исканий личности писателя. Изучение личности писателя – ключ к разгадке его творчества. Анализируя основные факты биографии Достоевского, автор показывает связь политических и философских исканий писателя, его заботу о судьбах своего народа.

Фёдор Михайлович Достоевский в портретах, иллюстрациях, документах : [альбом] / под редакцией В. С. Нечаевой ; [вступительная статья Л. М. Розенблюм]. – Москва : Просвещение, 1972. – 447 с. : ил., карт. – Текст : непосредственный.

Альбом содержит большой иконографический и документальный материал, иллюстрации к произведениям, выписки из художественных произведений, писем, воспоминаний, записных книжек, а также критические отзывы современников о творчестве Достоевского. Альбом широко раскрывает значение и место художественного творчества Достоевского в дореволюционной России, в СССР и за рубежом.

В альбоме использованы материалы Музея-квартиры Ф. М. Достоевского (Москва), Центрального государственного архива литературы и искусства СССР, Государственного литературного музея (Москва), Литературного музея Института русской литературы (Ленинград), Государственного театрального музея им. Бахрушина (Москва), Госфильмофонда СССР, Государственного киноархива ГДР (Берлин). 

 

Кулешов, В. И. Жизнь и творчество Ф. М. Достоевского : очерк / В. И. Кулешов. – Москва : Детская литература, 1979. – 210 с. – Текст : непосредственный.

Книга знакомит c основными биографическими данными из жизни великого русского писателя; в ней дан подробный анализ его произведений, прослежена эволюция творческого пути, охарактеризовано своеобразие творческой манеры, роль и место Достоевского в истории русской и мировой литературы.

Белов, С. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» : комментарий / С. В. Белов ; под редакцией Д. С. Лихачёва. – Изд. 3-е, испр. и доп. – Москва : КомКнига, 2010. – 240 с. – Текст : непосредственный.

В книге содержатся пояснения к тексту великого романа Ф. М. Достоевского, которые помогают глубже понять произведение, знакомят читателя с его творческой историей, а также с эпохой, историческими событиями, литературными произведениями, оказавшими влияние на писателя при работе над романом. Автор показывает, что при изучении «Преступления и наказания» имеет значение буквально всё: числа, имена, фамилии, время действия, различные ситуации и даже отдельные слова.

Сараскина, Л. И. Достоевский / Л. И. Сараскина. – Москва : Молодая гвардия, 2011. – 825 (7) с. : ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр. ; вып. 1320). – Текст : непосредственный.

Гениальный писатель открыл в душе человека такие бездны добра и зла, каких не могла представить себе вся предшествующая мировая литература. В великих произведениях Достоевского в полной мере отражается его судьба – таинственная смерть отца, годы бедности и духовных исканий, каторга и солдатчина за участие в революционном кружке, трудное восхождение к славе, сделавшей его при жизни и посмертно объектом как восторженных похвал, так и ожесточённых нападок. Подробности жизни писателя вплоть до самых неизвестных и «неудобных» отражены в его новой биографии, принадлежащей перу Людмилы Сараскиной – известного историка литературы, критика, специалиста в области творчества гениального писателя, автора пятнадцати книг, посвящённых Достоевскому и его современникам. Она утверждает, что «без него [Достоевского] жить нельзя – если ты хочешь прикоснуться к тайнам бытия, понять, что происходит с тобой и с миром. Человек, который прошёл «школу» Достоевского, прошёл сквозь его романы, – абсолютно вооружён, он понимает про эту жизнь очень многое».

Творчество Достоевского до сих пор не потеряло своей актуальности. Недаром двести лет спустя он остаётся одним из самых популярных русских классиков на родине и за рубежом. Любите Достоевского… Читайте Достоевского…

Виртуальную выставку подготовила: библиограф КРЭ Юрина Вероника Алексеевна.