Романова Н.В. приняла участие в рабочей поездке в Мюнхен, организованной Германским фондом международного правового сотрудничества при Министерстве юстиции Федеративной Республики Германии с целью обмена опытом по трансферу технологий в научных учреждениях страны и работе органов власти по содействию данному процессу.
Цель поездки состояла в ознакомлении с правовым регулированием и правоприменительной практикой трансфера технологий в Германии, а также обмена мнениями по указанным вопросам.
В рамках рабочей поездки состоялись встречи с представителями:
Департамента по трансферу технологий и знаний университета имени Фридриха-Александра в Эрлангене и Нюренберге;
Арбитражной коллегии по рассмотрению споров о служебных изобретениях;
Департамента международного сотрудничества Германского ведомства по патентам и товарным знакам;
Правового отдела Общества развития прикладных исследований им. Фраунгоффера;
Общества Баварский патентный альянс ГмбХ и Баварского агентства по трансферу технологий и инновациям.
В ходе встреч были освещены основные принципы регламентации отношений исследователей, университетов, бизнеса и государства, связанных с управлением ИС, а также представлена другая информация.
Следует отметить, что регион Бавария, где проходила рабочая поездка, является самым активным регионом Германии по уровню заявок на патенты на изобретения (15,8 тыс.), что составляет 23,3% от общего количества заявок на патенты на изобретения в Германии (67,9 тыс.). Это в том числе связано с развитой системой поддержки правовой охраны (информирование, финансирование) и трансфера технологий (наличие специальной инфраструктуры поддерживаемой с федерального и регионального уровней).
В университете Эрлангена были обсуждены вопросы работы системы трансфера технологий в немецких вузах. При этом университет входит в топ-10 инновационных вузов Германии. Общий годовой бюджет университета порядка 700 млн. евро, исследовательский бюджет «от третьих лиц», куда не включено внеконкурсное государственное финансирование, 177 млн. евро, в том числе 69 млн. евро НИОКР от бизнеса.
Трансфер технологий в немецких вузах обычно поддерживают специально созданные для этого структуры, которые либо находятся в структуре университета, либо обособленные коммерческие или некоммерческие структуры, находящиеся в управлении университета. В университете Эрлангена это Департамент по трансферу технологий и знаний (Technology and knowledge transfer office), работающий как структурное подразделение университета.
Департамент по трансферу технологий и знаний (далее - ЦТТ) был основан в 1982 году. Сейчас в нем работает 20 человек, из которых 7 с частичной занятостью.
Деятельность ЦТТ в части правовой охраны и трансфера технологий основывается на политике университета по интеллектуальной собственности (внутренний локальный акт университета).
В соответствии с данной политикой интеллектуальная собственность, созданная в вузе с использованием ресурсов университета, является служебной и принадлежит университету.
При решении университета оформить интеллектуальную собственность на себя вступают в силу нормы германского Закона о служебных изобретениях, где университеты выделены отдельно. В соответствии с законом 30% от доходов при коммерциализации изобретения пойдет автору изобретения, а 70% пойдет университету. Таким образом, авторы заинтересованы во внедрении своих изобретений.
В то же время, если НИОКР проводился университетом совместно с бизнесом, то университет имеет возможность сразу в контракте указать свое вознаграждение за создание охраноспособных результатов и закрепить права на них за финансирующим разработку бизнесом. Тогда ЦТТ не работает с результатами, создаваемыми в рамках таких НИОКР. Однако автору все равно полагается 30% от доходов в рамках такой коммерциализации.
Коммерциализация прав на РИД, если нет ограничений вытекающих из совместных с бизнесом НИОКР, как правило, проходит в следующих формах:
·- лицензирование патента (при этом может быть лицензирована и заявка на патент);
·- создание старт-ап и внесение в него прав на РИД университета;
·- предложение специализированному на трансфере технологий агентству заняться коммерциализацией технологий (для этого в Баварии существует поддерживаемая правительством Баварии специализированная организация ООО «Баварский патентный альянс»). При этом все вузы Баварии являются членами альянса.
При этом автор, в соответствии с политикой университета и Законом о служебных изобретениях, обязан лишь помочь в процессе патентования, но далее никаких обязанностей по сопровождению коммерциализации технологий у него не существует. Работа ЦТТ заключается в том, чтобы заинтересовать автора поддерживать коммерциализацию технологии.
В основном заявки направляются либо в Европейское патентное ведомство, либо в Патентное Ведомство Германии.
В университете сделан акцент на развитие предпринимательской культуры. Профессора имеют хороший социальный пакет и возможность совмещения преподавательской/исследовательской деятельности и работы в старт-апах определенное время, с сохранением их основной позиции. Как правило, они являются соучредителями или могут рассчитывать на 30% от доходов от использования изобретения.
У студентов также есть возможность участвовать в конкурсах по бизнес-акселерации их разработок и это может быть зачтено в качестве учебы.
При этом ЦТТ создает инновационную инфраструктуру, например, недавно, совместно с бизнесом и городом Нюренберг, был создан технологический бизнес-инкубатор по направлению «цифровизация».
Такой подход дает хорошие результаты. С 2000 года было создано 120 компаний, из которых 103 действуют до сих пор. По оценкам ЦТТ было создано 1800 новых рабочих мест.
В то же время, финансовые результаты деятельности ЦТТ непосредственно от коммерциализации технологий пока отрицательные. Университет «субсидирует» эту работу ЦТТ. Однако, по оценкам ЦТТ, у них на подходе есть ряд «блокбастеров» (изобретения, которые будут высоковостребованы рынком и приносить большую прибыль) и ситуация может в скором времени измениться.
Помимо университетов, трансфер технологий развит и в прикладных исследовательских университетах. Одной из значимых организаций в этой сфере является Общество развития прикладных исследований им. Фраунгоффера (основано в 1949 году). Оно управляет 67 «институтами», осуществляющими в основном прикладные исследования, в которых трудятся 24 тысячи сотрудников. Финансирование общества в 2015 году составило 2,1 млрд. евро, из которых 1,8 млрд. евро (в пропорции примерно 50/50 от бизнеса и государства) – контрактные исследования. Около 30% финансирования общества – это «базовое» финансирование федерального Министерства науки (BMBF) и регионов мест расположения институтов Общества в пропорции 90:10. Общество подает около 500 заявок на патенты в год. Управляет 6,5 тыс. «патентных семей». Стабильно входит в топ-20 заявителей на патенты на изобретения в Патентном ведомстве Германии и в топ-50 в Европейском патентном ведомстве. При этом также активно (в топ-10) в отношении регистрации товарных знаков.
Таким образом, общество выполняет важную инфраструктурную роль по трансляции результатов исследований и разработок в экономику Германии, а также в преодолении разрыва между фундаментальными исследованиями университетов и потребностями промышленности в новых технологиях. При этом Общество в последнее время ужесточило политику в отношении управления правами на РИД с целью максимизации прибыли с этого направления.
В регионе Бавария также действуют другие инфраструктуры способствующие коммерциализации интеллектуальной собственности. Важным механизмом коммерциализации является ООО «Баварский патентный альянс» (далее – Байпат). Это своего рода «центр коллективного пользования» компетенциями по коммерциализации интеллектуальной собственности. Финансируется Правительством Баварии и федеральным Правительством, а также от поступлений за коммерциализацию интеллектуальной собственности.
Коллектив насчитывает 20 человек, работают с сетью 17 вузов, 11 университетов (отличие от вузов в проведении обширных фундаментальных исследований), 5 клиник, институтом молекулярной фармакологии Лейбница и свободными изобретениями (не являющихся служебными).
Несмотря на наличие государственного финансирования, основные показатели эффективности Байпат задаются учредителями, таким образом, осуществляется корпоративный контроль за состоятельностью и качеством работы Байпат.
Бизнес-модель предусматривает работу с результатами интеллектуальной деятельности на всех стадиях: от оценки потенциала РИД, до разработки стратегии коммерциализации, правовой охраны и обеспечения коммерциализации. При этом, отмечено, что в последние годы, помимо патентов существует большой запрос на поддержку коммерциализации программ ЭВМ (несмотря на то, что авторские права на программы ЭВМ не подпадают под законодательство о служебных изобретениях).
Схематично (на примере университета), организация работы выглядит следующим образом:
· При создании результата в университете автор обращается к консультантам в университете по патентованию. Консультанты принимают решение – самим работать с РИД или обратиться в Байпат.
· Если от университета поступает обращение в Байпат, Байпат оценивает потенциал коммерциализации РИД (смотрят 2 специалиста: по правовой охране и по коммерциализации) и сообщает в университет рекомендации, что делать с РИД. Обращение университета бесплатно, Байпат делает это за свой счет.
· Университет, на основании рекомендации принимает решение, что делать. При этом расходы на патентование полностью несет университет.
· Если университетом принято решение патентовать, Байпат делает ему патентную стратегию (в процессе работы по коммерциализации она обновляется каждые 6-9 месяцев Байпат) и ведет работы по коммерциализации. В случае успешной коммерциализации, Байпат получает вознаграждение из 70% положенных университету в соответствии с Законом о служебных изобретениях.
· В последующем Байпат также проводит контроль за исполнением лицензионных договоров.
· Таким образом, Байпат действует как агент университета по коммерциализации, бесплатный для университета (в том смысле, что вознаграждение Байпат получает только из доли причитающихся университету доходов).
При этом у Байпат действует с университетами рамочное соглашение, в соответствии с которым, если университет решил взаимодействовать с Байпат по коммерциализации конкретного РИД, то после начала работы Байпат с данным РИД университет уже не может отказаться от услуг Байпат нацеленных на получение «платы за успех» (success fee).
Университет может обратиться в Байпат на любой стадии, даже после получения патента и самостоятельных попыток осуществить его коммерциализацию. Однако выйти из этого процесса может только по взаимному согласию сторон.
Помимо этого, Байпат помогает изобретателям (коучинг, поиск финансов для развития проектов), если они хотят создать свой старт-ап, а не передавать изобретение в индустрию.
Основные «получатели» технологий – малые и средние компании, для которых данные технологии могут существенно повлиять на конкурентоспособность. Вместе с тем, по оценкам Байпат, в портфеле есть несколько «геймченджеров», к которым проявляет интерес и крупный бизнес.
Портфель патентов на 30% состоит из патентов в сфере наук о жизни и 70% из патентов других естественных наук. При этом основной финансовый результат поступает от патентов в сфере наук о жизни.
При всем этом, Байпат является убыточной организацией, получающей дотации от регионального и федерального правительств. Важно отметить, что финансирование получается на долгосрочной основе и в 2017 году Байпат уже знает свой бюджет из этих источников финансирования до 2020 года.
Перед Байпат стоит задача по выходу на самоокупаемость и есть целевая установка достичь такого качественного нового состояния на 20 год деятельности организации.
По оценкам представителей Байпат, такой срок необходим, чтобы сложились основные для безубыточности условия: был накоплен качественный портфель проектов, улучшились связи с промышленностью, а также сыграл фактор удачи (оказаться в нужное время в нужном месте).
Замыкающим звеном баварской инновационной экосистемы по трансферу технологий является Баварское агентство по трансферу технологий и инновациям (Bayern innovative). Агентство играет роль координатора и диспечера для изобретателей и МСП по поддержки и продвижению их проектов. В Агентстве действует горячая линия, которая адресует запросы изобретателей и МСП в профильные организации, в том числе в Байпат.
Помимо этого Агентство занимается иной информационной и финансовой поддержкой изобретателей и МСП. Дополнительно к федеральным программам Агентство реализует различные финансовые программы поддержки баварских технологических МСП.
Одной из самых массовых программ Агентства является предоставление инновационных «ваучеров» малым компаниям. Ваучер действует как нецелевая дотация – решение принимается на основании заявки предприятия по направлению расходования средств ваучера (5 тыс. евро).
Отдельно следует выделить роль Германского патентного ведомства в поддержке технологического трансфера. Центральным элементом технологического трансфера, отмечаемым в докладах экспертов из тех организаций, с которыми проходили встречи, является Закон о служебных изобретениях, принятый в 1957 году (далее – Закон). По оценкам специалистов ведомства, большинство изобретений в Германии являются служебными.
При этом в Законе сделан существенный акцент на защиту интересов авторов, переносящий основное бремя по активному анализу применимости изобретений и принятия решений на работодателя.
Важное отличие от российского регулирования - создан специальный инструмент реализации норм закона о вознаграждении.
Таким образом, Закон создает систему, которая стимулирует активный подход авторов к продвижению своих изобретений и работодателей по их правовой охране. Это происходит как благодаря регламентированной процедуре получения вознаграждения, по всей видимости, имеющей отраслевую специфику и доступному инструменту защиты прав в вопросах вознаграждения (специальный арбитраж при Патентном ведомстве Германии), так и благодаря акценту на использование изобретений, а не их создание.