Руководитель Центра инклюзивного сопровождения и социальной адаптации студентов С.Ю. Кузнецова доложила о его работе на заседании Учёного совета 30 июня.
Основными задачами, поставленными перед Центром, являются координация межструктурного взаимодействия по внедрению в вузе инклюзивного образования и содействие развитию инфраструктуры по обеспечению доступности образовательной среды для инвалидов, а также сохранение здоровья обучающихся.
Сопровождение студентов с особыми образовательными потребностями (на конец учебного года их насчитывается 117, в СПО – 8, бакалавров – 87, магистров – 16, аспирантов – 6), забота о людях с ограниченными возможностями здоровья – одно из приоритетных направлений работы центра, а также всех структур социального и образовательного блоков университета.
Центр при участии специалистов факультета психолого-педагогического и специального образования, Регионального центра социологических исследований, ответственных за социальную работу институтов, факультетов, колледжей проводит комплексные психодиагностические исследования студентов в процессе их обучения в университете. Это помогает изучить динамику личностных изменений. На основании полученных данных осуществляется психолого-педагогическое сопровождение каждого студента с ОВЗ.
В рамках исполнения разработанного центром комплексного плана по обеспечению доступности образования Учебным управлением в учебные планы основных образовательных программ включены адаптационные дисциплины, предназначенные для индивидуализированной коррекции учебных и коммуникативных умений, профессиональной и социальной адаптации людей с ОВЗ.
Совместно с Центром СМИ на университетском сайте в разделе «Общая информация» создана рубрика «Инклюзия», где концентрируются сведения о различных аспектах инклюзивного образования и сопровождения.
В целях повышения квалификации преподавателей Институтом дополнительного профессионального образования разработаны специальные курсы, организовано обучение педагогов по программам «Инклюзивное профессиональное образование» и «Инклюзивная практика в высшем образовании». В прошлом году по этим программам повысили свою квалификацию 48 преподавателей. К концу года курсы должны пройти 30% от общей численности преподавателей. Изданы «Методические рекомендации для кураторов инклюзивных групп», разработанные сотрудниками центра под редакцией проректора по среднему профессиональному образованию и социальной работе О.Е. Нестеровой.
Руководствуясь нормативными документами Министерства образования и науки России, сотрудники Центра совместно с Управлением социальной работы разработали и провели инструктажи по оказанию помощи студентам с ОВЗ. Сетевым методом обучено более пятисот сотрудников – 18% от общего числа. Прошёл второй набор в Школу волонтёров-тьюторов.
В канун Международного дня инвалидов студенты и сотрудники СГУ, имеющие инвалидность, получили материальную помощь. Совместно со студенческим профкомом центр провёл мероприятия, посвящённые Дню белой трости, для студентов, проживающих в студенческих общежитиях.
Во взаимодействии с несколькими подразделениями вуза центром организован и проведён конкурс студенческих работ «Инклюзивное будущее», направленный на расширение границ пространства инклюзивного образования и способствующий воспитанию бережного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья. Победу одержала группа студентов Балашовского института СГУ.
Сотрудники центра выступили с докладами на международных и всероссийских научно-практических конференциях, приняли участие в работе круглых столов, форумов по инклюзии, в том числе в Москве и Казани.
Инклюзивное образование не может быть полноценным без создания доступной среды для всех обучающихся, без специального оборудования для инвалидов.
Совместно с учёными факультета психолого-педагогического и специального образования и Института электронного и дистанционного обучения активно проводится работа по созданию лаборатории инклюзивного образования. Закуплены индукционная петля для слабослышащих, электронная лупа, оргтехника. Приобретается комплект оборудования для обучения инвалидов всех нозологий. Оснащается зона для работы психолога со студентами, закуплены бескаркасные кресла, воздушно-пузырьковая панель, ведётся закупка сенсорного оборудования, программно-технического комплекса для коррекции психоэмоционального состояния человека.
Получены и распределены по учебным корпусам контрастные ленты для оборудования лестничных маршей, жёлтые круги для наклейки на прозрачные входные двери, наклейки со знаком «Инвалид» для обозначения учебных мест для студентов с особыми образовательными потребностями. В четырёх корпусах университета установлены пандусы и поручни для маломобильных групп обучающихся, полностью соответствующие госстандартам. В XII корпусе установлено информационное табло «Бегущая строка» в помощь слабослышащим студентам. Деканаты, дирекции и кафедры оборудованы тактильно-звуковыми информаторами для незрячих.
В соответствии с приказами Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждающими порядок обеспечения доступности для инвалидов объектов и образовательных услуг, центром совместно с отделом по техническому учёту объектов имущественного комплекса организовано и проведено комиссионное обследование условий доступности для инвалидов учебных корпусов и общежитий (всего 35 объектов, включая Балашовский институт) и паспортизация каждого из них. Кроме того, Светлана Юрьевна подробно и обстоятельно остановилась на теме медицинского обслуживания обучающихся, являющейся важной сферой деятельности центра. Она коснулась состояния здоровья студенческого контингента СГУ, возможностей диспансеризации и оценки состояния здоровья учащихся.
В заключение С.Ю. Кузнецова отметила, что частицу человеческого тепла и поддержки получит каждый, кто обратится в центр.
Представленная информация была принята Учёным советом к сведению.