Руководители: Ванюков Александр Иванович, профессор, д.ф.н., Гапоненков Алексей Алексеевич, профессор, д.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
· Русская эпика Серебряного века (очерк, рассказ, повесть, роман) в её классических выражениях: например, «После бала», «Хаджи Мурат» Л.Толстого, «Студент», «Невеста» А.Чехова, «Лёгкое дыхание», «Чаша жизни» И.Бунина, «Двадцать шесть и одна», « По Руси» М.Горького, «Красота», «Мелкий бес» Ф. Сологуба, «Петербург» А.Белого, «Голубая звезда» Б.Зайцева и др.
· Вершинные достижения русской драмы Серебряного века: «Чайка» – «Вишневый сад» А.Чехова, «На дне», «Дети солнца» М.Горького, «Жизнь человека», «Собачий вальс» Л.Андреева, «Живой труп» Л. Толстого.
· Русские писатели на страницах ведущих литературных журналов Серебряного века: «Вестник Европы», «Русское богатство», «Русская мысль», «Нива», «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно», «Аполлон».
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в 318 ауд. ХI корп.
***
ПОЭТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ХХ - XXI ВЕКОВ
РУКОВОДИТЕЛЬ: Иванюшина Ирина Юрьевна, профессор, д.ф.н.
· Групповые стратегии, индивидуальные поэтические системы и идиостили символистов (А.Блока, А.Белого, В.Брюсова, К.Бальмонта, З.Гиппиус), футуристов (В. Хлебникова, В.Маяковского, И.Северянина, Е. Гуро, А.Крученых, Д. Бурлюка), акмеистов (А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилева, М. Зенкевича, В. Нарбута), имажинистов (С. Есенина, В. Шершеневича, А. Мариенгофа), обэриутов (Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Н. Заболоцкого)
· Публицистика и журнально-издательская деятельность поэтов серебряного века.
· Традиции серебряного века в русской поэзии второй половины ХХ в. (А.Тарковский, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, Р. Рождественский, Е. Евтушенко, Д. Самойлов, И. Бродский, Е. Рейн, А. Кушнер, В. Соснора, бардовская поэзия (А. Галич, Б. Окуджава, В. Высоцкий и др.)
· Новейшая русская поэзия: традиции и современность. Новые формы бытования поэтического текста. Рэп-поэзия. Интернет-поэзия. Визуальная поэзия.
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в 313 ауд. ХI корп.
***
РУССКИЙ РОМАН ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА: ТЕКСТ И КОНТЕКСТ
(ЖУРНАЛЬНЫЙ, ФИЛОСОФСКИЙ, ЭСТЕТИЧЕСКИЙ)
Руководитель: Дронова Татьяна Ивановна, доцент, к.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
· Творчество Д. Мережковского, В. Брюсова, А. Белого, М. Булгакова, М. Алданова, А. Платонова, Б. Пильняка, Ю. Тынянова, А. Толстого, М. Шолохова и других писателей в русле интегративных процессов (диалога модернизма и реализма; синтеза искусств, жанровой диффузии в романном повествовании).
· Нравственно-философская проблематика произведений, рассматриваемых в социокультурном пространстве современности и контексте «большого времени».
· Участие писателей в литературно-критической, публицистической и журнальной деятельности. (для журналистов)
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в ауд. 314 XI корп.
***
НОВЕЙШАЯ РУССКАЯ ПРОЗА В ИНФОРМАЦИОННОМ КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОСТИ
Руководители: Герасимова Людмила Ефимовна, профессор, к.ф.н.; Алтынбаева Гульнара Монеровна, доцент, к.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
· Русский роман второй половины ХХ века (В. Набоков, А. Солженицын, Ю. Домбровский, Ю. Трифонов).
· Постмодернистские стратегии в литературе и СМИ (В. Аксенов, А. Битов, В. Маканин, В. Пелевин, Т. Толстая и др.; телевизионные римейки, ток-шоу и т.д.).
· Взаимодействие высокой и массовой литературы.
· Духовные и эстетические искания молодой прозы.
· Православные традиции в литературе и публицистике (А. Солженицын, С. Аверинцев, В. Распутин, В. Крупин, А. Варламов, О. Николаева и др.).
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в 302 ауд. ХI корп.
***
АНГЛИЙСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ПРОЗА ХХ-XXI ВВ.
Руководитель: Кабанова Ирина Валерьевна, профессор, д.филол.н.
Семинар занимается изучением прозаических жанров (роман, повесть, новелла, документальные жанры) в литературах Англии и США с 1890-х гг. до наших дней. Основные подходы - жанровая теория, теория экранизации, современные теории модернизма и постмодернизма.
Студенты осваивают национальную литературную традицию, приобретают навыки профессионального чтения художественной и критической литературы, литературоведческого письма. В конце первого года работы в семинаре, после цикла практических занятий происходит выбор темы диплома, и в дальнейшем с каждым годом увеличивается пропорция индивидуальной исследовательской работы. На третьем курсе пишется курсовая теоретического характера для овладения теоретическими подходами к избранной теме. Четвертый курс посвящен созданию текста выпускной квалификационной работы.
Примеры тем ВКР: «Поток сознания в романе В.Вулф "Волны"»; «"Игра престолов": от книги к фильму»; «Жанр литературного портрета в творчестве Т.Капоте»; «Американские ценности в новелле С.Кинга "Побег из Шоушенка"» и др.
Изучаем оригинальные тексты, пишем о них по-русски.
Требования к студентам: любить читать, желательно обладать логикой и аналитическими способностями, общей эрудицией.
Семинар работает каждый вторник в 15.35 в XI корп.
В АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ И КРОСС-КУЛЬТУРНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
Руководитель: Михайлин Вадим Юрьевич, профессор, д.филос.н.
Социо-культурная прагматика литературного текста. Литературный текст как провокация, позволяющая читателю (слушателю, зрителю) поупражняться в создании собственных проективных реальностей. Режимы читательской вовлеченности и механизмы воздействия на читателя.
Прагматические аспекты конкретных образных рядов и тематических полей («детская перспектива» и образ ребенка; образ «другого» и режимы экстраполяции, и т.д.).
Литература и миф. Символические коды в системе литературного текста. Гуманитарная мифология и художественная литература. Оккультная составляющая европейских символических кодов новейшего времени.
Опыты комментированного художественного перевода англоязычной прозы и драматургии.
Семинар работает каждый вторник в 15.35 в ХI корп.
***
РУССКАЯ ПОЭЗИЯ МЕТРОПОЛИИ И ЭМИГРАЦИИ (1920-1950 гг.)
В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОЙ ТРАДИЦИИ
Руководитель: Минц Белла Александровна, доцент, к.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
• Постсимволизм как филологическая проблема. Постсимволизм в поэзии.
• Поэзия русской метрополии и эмиграции первой и второй волны в общекультурном и литературном контексте. Фольклорно-мифологические контуры русской пореволюционной поэзии. Традиции русской классической лирики и прозы в русской поэзии XX века.
• Творчество М. Волошина, М. Кузмина, Н. Гумилёва, А. Ахматовой, О. Мандельштама, В. Нарбута, М. Зенкевича, В. Маяковского, В. Хлебникова, В. Шершеневича, С. Есенина, Н. Клюева, Б. Пастернака, Н. Заболоцкого, Д. Хармса, А. Введенского, Н. Олейникова, Г. Адамовича, Г. Иванова, В. Ходасевича, М. Цветаевой, поэтов «военного призыва» и др. в контексте литературной традиции.
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в 311 ауд. ХVI корп.
***
ФОЛЬКЛОР – ЛИТЕРАТУРА – НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА: ТРАДИЦИОННОЕ И НОВОЕ
Руководители: Киреева Елена Владимировна, доцент, к.ф.н.
Горбунова Лариса Григорьевна, доцент, к.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
- Проблемы духовной и материальной культуры
- Народная культура: история и современность;
- Фольклор народов Поволжья;
- Фольклорное и православное краеведение;
- Вопросы этнографии;
- Пост-фольклор (фольклор Нового времени);
- Традиционные и новые прозаические жанры фольклора;
- Проблемы взаимодействия литературы и фольклора на протяжении XI – XXI вв.
- Древнерусская литература и фольклор;
- Литературная песня ХVIII – XXI вв.;
- Культурный феномен бардовской песни;
- Фольклор и фольклористика Саратовской Поволжья;
- Фольклор и СМИ.
Семинар работает каждую пятницу в 15.35 в 314 ауд. VII корп.
***
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ СИСТЕМ:
ЛИТЕРАТУРА И ФОЛЬКЛОР, ЛИТЕРАТУРА И КИНОИСКУССТВО
Руководитель: Фокеев Александр Леонидович, профессор, д.ф.н.
Основные направления научно-исследовательской работы:
· Творчество В.И.Даля, Д.В.Григоровича, А.Ф.Писемского, П.И.Мельникова-Печерского и других писателей в контексте литературно-фольклорных связей.
· Этнографическая проза как тип повествования (путевые очерки С.В.Максимова, П.И.Якушкина)
· Очеркистика 1860-х годов в ее фольклорно-этнографической специфике (Н.В.Успенский, В.А.Слепцов, Ф.М.Решетников, А.И.Левитов).
· Экранизация русской классики как литературоведческая проблема («Анна Каренина» (реж. А.Зархи), «Война и мир» (реж. С.Бондарчук), «Чайка» (реж. Ю.Карасик), «Дама с собачкой» (реж. И.Хейфиц), «Несколько дней из жизни И.И.Обломова» (реж. Н.Михалков) и др.)
СЕМИНАР РАБОТАЕТ КАЖДУЮ ПЯТНИЦУ В 15.35 В 306 АУД. XVI КОРП.
***
ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА ПРОЗЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА
(МОТИВЫ, ЖАНРЫ, СТИЛИ)
Руководитель: Белова Тамара Дмитриевна, д.ф.н., профессор кафедры
Основные направления научно-исследовательской деятельности
1. Проблемы изучения русской литературы Серебряного века и её взаимодействие с другими видами искусства. Русский реализм рубежа XIX-XX вв. в исследованиях литературоведов и критиков. Смысл понятий «неореализм» и «неоромантизм». Явления жанрово-стилевой трансформации в малой прозе Серебряного века: очерки и рассказы, новеллистика; проза поэтов.
2. Старшие реалисты и их рефлексии на тему: «Что такое искусство?»:
- историческая проблематика в прозе Л.Н. Толстого 1900-х гг. («Хаджи-Мурат», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича»);
- мотив духовных исканий в прозеА.П. Чехова («Черный монах», «Архиерей» и др.).
3. Младшие реалисты как продолжатели традиций и новаторы в прозе Серебряного века:
- М. Горький 1890-х гг. в поисках героического и «новой» красоты («Макар Чудра», «Красота», «Часы»), неореализм в повести «Исповедь»;
- реалистическое и мистическое в прозе А.И. Куприна («Олеся», «Гранатовый браслет»);
- временное и вечное в путевых очерках «Тень птицы» и «Господин из Сан-Франциско» И. Бунина.
4. Малая проза модернистов: Д. Мережковский как теоретик символизма и автор новелл («Святой сатир», «Любовь сильнее смерти»);
- проблема мужского и женского в новеллах З. Гиппиус («Мисс Май», «Яблони цветут» и др.);
- реалистическое и мистическое в новеллах Ф. Сологуба («Отравленный сад», «Красота» и др.); антиномия прекрасного и безобразного в новеллах Н. Гумилева («Принцесса Зара», «Лесной дьявол»).