В Институте филологии и журналистики 22 декабря прошёл ежегодный День практик по РКИ, в котором приняли участие студенты 4 курса профиля «Отечественная филология» и магистранты 2 года обучения профиля «Русский язык как родной и иностранный: система и её речевые реализации». Мероприятие прошло в формате круглого стола на платформе «Google Meet».
На нём присутствовали преподаватели кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного, практиканты и студенты 3 курса, осваивающие специализацию «Русский язык как иностранный». Наставниками практикантов были преподаватели кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного: зав. каф. А. Н. Байкулова, проф. Т. А. Милёхина, проф. О. В. Мякшева, асс. О. С. Незнаева, асс. Е. Н. Малашенкова, асс. А. А. Лукьянова, а также доц. кафедры русской филологии и медиаобразования на базе МОУ «ГЭЛ» Г. М. Алтынбаева. На мероприятии присутствовали: проф. С.В. Андреева, доц. Е.П. Захарова и А.В. Дегальцева.
В ходе практики студенты провели как очные, так и онлайн-занятия, благодаря чему освоили широкий инструментарий интернет-пространства для педагогической деятельности: интерактивные доски, ресурсы для создания интерактивных упражнений, платформы для видеоконференций и т.д. Практиканты представили доклады, в которых рассказали об опыте проведения занятий, поделились использованными приёмами и методами.
Татьяна Дугина и Дарья Солдатенкова выступили с докладом о специфике групповых и индивидуальных занятий в преподавании РКИ. Дмитрий Муравьёв поделился своим опытом адаптации художественных текстов для уроков русского как иностранного. Студенты уделяли внимание аудиовизуальным материалам для занятия: Анна Тоневицкая выступила с докладом о применении мультфильмов на занятиях РКИ; Дарья Солдатенкова продемонстрировала авторскую онлайн-игру, созданную с применением информационных технологий, для иностранных студентов-филологов, посвящённую творчеству Ф.М. Достоевского. Проведение игры было приурочено к 200-летию со дня рождения писателя.
Отдельный блок докладов был посвящён проблемам освоения иностранными студентами системы стилей русского языка. Анастасия Богатова рассказала, как ею преподносилась информацию о стилевой дифференциации русского языка в иностранной аудитории. Интерес вызвали выступления Галины Казанцевой об обучении научному стилю в курсе РКИ, Ясмины Искандари и Дарьи Петюкиной об обучении жанрам делового стиля.
Подвели итоги своей практической деятельности и магистранты. Мария Синицына рассказала о работе с художественными текстами, аналитическом чтении произведений А. С. Пушкина и подготовке студента к конкурсу чтецов. Юлия Пономаренко, Анастасия Васильева и Анна Моспан представили коллективный доклад «Современные практики преподавания РКИ», включающий обзор новейших статей, опубликованных в журнале «Мир русского слова», об актуальных тенденциях в сфере РКИ.
В финальной части мероприятия были продемонстрированы видеоролики, подготовленные к внутриуниверситетскому конкурсу чтецов «Русское слово». Иностранные студенты при помощи преподавателей и практикантов подготовили выразительное чтение произведений русских поэтов, посвящённых зиме. Практиканты, готовившие участников, рассказали, как осуществлялся подбор произведения и какие впечатления произвела на иностранных студентов русская поэзия.
Подводя итоги, профессор кафедры Т. А. Милёхина отметила, что студенты проявили высокий уровень подготовки по РКИ, представили качественные и интересные доклады. Профессор С. В. Андреева отметила неравнодушие практикантов, умение проявить эмпатию к обучающимся, осваивающим трудный русский язык. Заведующий кафедрой А. Н. Байкулова поблагодарила участников и пожелала им присоединиться к сообществу преподавателей русского как иностранного.
По материалам кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного