Skip to main content Skip to search
12 December, 2016 - 00:00

Педагогическая практика – 2016

Последним аккордом педагогической практики студентов 4 курса ИФиЖ, обучающихся по направлению "Педагогическое образование", стала встреча со студентами-первокурсниками 9 декабря 2016 года. Выпускники  делились впечатлениями  о прошедшей практике, говорили о своем отношении к работе учителя теперь уже с новых, профессиональных, позиций. Первокурсники задавали самые разные вопросы, включая и наиболее волнующие их сейчас, – о трудностях первой сессии.
А предшествовали этой встрече два месяца практики, оформление документации (дневник практиканта, конспекты и технологические карты уроков русского языка и литературы, анализ и самоанализ уроков, разработка внеурочного занятия по предмету и внеклассного мероприятия), итоговая конференция по практике.
Практику в 2016 году 12 студентов 4 курса проходили в МОУ "Гуманитарно-экономический лицей" г. Саратова: А. Шмелькова, Д. Качкаева, М. Скурлатова – в пятых классах, С. Горох, Ю. Кожанова, Л. Торгашова – в шестых классах, А. Улитина, В. Кондрашова – в седьмых классах, К. Еронченко, Л. Джмиль, Е. Кожина – в восьмых классах, а М. Шпак достался девятый класс. А. Макарова и Е. Силантьева проходили практику индивидуально в школах области.
Практика проходила в период с 7 сентября по 20 октября. В ГЭЛ у студентов-практикантов была прекрасная возможность постоянной работы и в качестве учителя, и в качестве классного руководителя, организатора воспитательной работы в классе. Студенты в течение всей первой недели практики посещали уроки учителей-словесников, других предметников в своих классах, могли познакомиться с классами, провести предварительный психолого-педагогический их анализ.
Постоянную помощь и поддержку оказывали практикантам не только методисты – преподаватели кафедры русской филологии и медиаобразования Ю.Н. Ермилова (руководитель практики), О.И. Дмитриева, С.А. Семеновская, О.В. Лапшина, Г.М. Алтынбаева, М.И. Кабанова, но и опытные наставники – учителя лицея  Г.Л. Муравьева, Л.А. Кулешова, Н.В. Шевцова, Е.Б. Щедрина, И.Б. Шевченко.
На время практики базовая кафедра русской филологии и медиаобразования в ГЭЛ стала творческой лабораторией будущего учителя-словесника. Здесь проходило совместное с учителями и методистами  обсуждение уроков, которые студенты посещали друг у друга, велся анализ разработанных конспектов и технологических карт, шла коллективная разработка сценария кафедрального дня, посвященного Дню лицеиста.
Практиканты проявили себя как очень добросовестные и ответственные  педагоги, о которых хорошо отзывались все учителя лицея. Они сразу включались в любую поручаемую им  школьную работу, сумели прийти к полному взаимопониманию с учащимися.
На итоговой конференции по педагогической практике, которая прошла 7 ноября  2016 года студенты сами оценивали  результаты и открытия практики.
Марина  Шпак: "Рада,  что учитель Г.Л. Муравьева доверяла мне разные виды деятельности: участие в подготовке олимпиады, в тестировании, в проверке контрольных и других работ учеников. Очень благодарна за этот опыт".
Светлана Горох: "Очень боялась переступить порог класса, но первые 45 минут практики изменили мою жизнь: появилась уверенность в себе, в своих силах, в том, что я на своем месте. Научилась справляться с классом, устанавливать рабочую дисциплину. Мама, тоже учитель русского языка и литературы, объясняла, как важно уметь держать паузу. Чувствую, что сама стала более коммуникабельной. В моей жизни появилось еще 26 близких мне людей".
Анастасия Шмелькова: "Меня очень пугали дети. И еще открытие: времени всегда не хватает. Научилась не бояться детей и управлять временем".
Екатерина Кожина: "Научилась громко разговаривать. Открыла, что мне очень интересно вести уроки русского языка, а до практики думала, что хочу преподавать только литературу. Теперь думаю, что пойду в школу".
Ксения Еронченко: "Научилась справляться со своими эмоциями, слушать и слышать класс. Мы нашли общий язык с детьми, и было так жаль расставаться с ними".
Студентки 4 курса Анастасия Улитина и Лилия Джмиль со школой после практики не простились.  Решение стать учителями они приняли твердо и стали участниками проекта "Школа завтрашнего дня", который разрабатывается в СГУ. Вместе с большой группой выпускников, будущих учителей физики. биологии, истории и других предметников они будут работать в новой строящейся школе в микрорайоне Солнечный–2. А пока методические семинары, тренинги, другая профессиональная подготовка.
Второй год педагогическая практика завершается в ГЭЛ 19 октября кафедральным днем, посвященным Дню лицеиста. Готовят его студенты-практиканты и преподаватели кафедры русской филологии и медиаобразования. В 2016 году тема кафедрального дня "Саратовские писатели – детям". Сценарий был подготовлен доцентом кафедры О.В. Лапшиной при активном участии студентов. Работу с учениками средних классов по подготовке  инсценированных фрагментов произведений саратовских писателей,  стихотворений и песен на стихи наших земляков-поэтов вели все практиканты. А количество участников впечатляет.
Кафедра выражает благодарность пятиклассникам Е. Ереминой, А. Гусевой, В. Рыжовой, В. Хановой, Д. Зейб, А. Ульяновой,  А. Король, А. Хотьковой, К. Пастушенко, К. Зотовой, Д. Марютину, шестиклассникам Ю. Поцепаеву, Е. Сухаревой, В. Кузиной, Д. Рахмановой, М. Разинову, О. Полуэктовой, Е. Сергеевой, А. Абдрашитову, С. Зиновьеву, учащимся 7-х классов А. Красновой, Д. Ячменевой, В. Поцепай, Д. Негуляеву, Д. Тугушевой, А. Медведевой, А. Гурьяновой, А. Давтян, восьмиклассникам Д. Хабибулину, А. Чернуха, Ю. Потаповой, Р. Пастухову, Н. Веретенникову,  ученикам 9-х классов А. Сергеевой, Б. Суханову.
После окончания практики студентам было предложено поразмышлять на тему "Я школьный учитель: взгляд после практики". Вот некоторые результаты этих размышлений.
Для меня в утверждении: «Я школьный учитель» нет никакого противоречия, потому что школьным учителем я намеревалась стать уже давно и видела себя только в этом качестве. Практика не перевернула мои представления об этой профессии, не добавила минусов или плюсов на весы, отвечающие за мой окончательный выбор пути, но все-таки она многое во мне изменила. Чтобы как можно честнее оценить эти изменения, я хочу вспомнить свои представления об этой работе и тем, что с ней связано, до практики и на сегодняшний день. Что же дало мне ощущение, что я уже другой человек?
Момент первый – представление о детях. Вот что действительно перевернулось. Дети! Они не оказались людьми, намертво приклеенными к своим телефонам. Когда я готовилась к написанию этого текста, я перечитала сочинение на тему: «Зачем нужен учитель русского языка и литературы», написанное чуть больше года назад, когда в моей жизни не было еще тридцати трёх малышей из лагеря и двадцати девяти восьмиклассников из лицея. В нем я почти на страницу расписала, какие современные дети ограниченные, как сильно они отличаются даже от моего поколения. Уже из этого пугающего представления я отталкивалась в размышлениях о своей будущей работе и, возможно, это неплохо, ведь готовиться надо к худшему.  Но я такой картины не увидела. Ведя уроки, общаясь с детьми на переменах и посещая уроки своих коллег, я ни разу не вспомнила об этом своем выводе, потому что не было сигналов о плачевном состоянии современного поколения. Проблемы дисциплины, незаинтересованности отдельных учеников  я отношу к разряду вечных, поэтому здесь я их во внимание не беру. Современный школьник предстал передо мной похожим на моих одноклассников в этом возрасте, на меня саму, а уж этот контингент я знаю не понаслышке.
Момент второй – ощущение себя на уроке. Стыдно признаться, но до своего первого урока я больше всего беспокоилась о том, куда мне смотреть во время объяснения, как перемещаться по классу, как я должна одеться, не пропущу  ли я ошибку на доске, что дети будут думать обо мне и будут ли надо мной смеяться. Сейчас я понимаю, насколько эгоцентричным был круг моих мыслей, и как далеки  все они от целей моей будущей работы, от самой ее сути. Мне важна была формальная сторона урока и мой образ. Но как я была рада, когда через 10-15 минут после начала моего первого урока все это перестало волновать меня. Я поняла, что мне нужно, чтобы каждый понял тему, чтобы допустившие ошибки сами разобрались, что они сделали не так. Этот щелчок в голове стоит очень дорогого.
И момент третий – урок как особенный отрезок времени, где открывается новое знание, откуда дети уходят с прекрасным неповторимым чувством, когда хочется жить не просто так, а все свое время посвятить только ценному, только важному. Такого в  моей практике пока не было. Я пишу без капли иронии, это мои чувства после некоторых уроков в школе, когда я была ученицей, и после многих пар в институте. Расстроилась ли я, что у меня такого не было за эти полтора месяца? Ничуть, потому что, чтобы проводить творческие уроки, по-настоящему зрелищные и вызывающие отклик в душах учащихся, нужно научиться работать. Качественно, ровно, глубоко. Вот этого я не умела, но продвинулась в этом значительно. Я думаю, что я на верном пути.
Теперь мне хочется стать учителем еще больше, так как я оценила необъятный фронт работы, предстоящей мне. Многое поняла, что-то переоценила, но ни на секунду не усомнилась в своем выборе.

Лилия Джмиль
Как долго я этого ждала, как часто прокручивала в своей голове: каким будет мой первый урок, каким детям я буду его преподавать? Я представляла этот день  и много фантазировала по этому поводу. И мне кажется это нормально, так как любой человек,  который в предвкушении чего-то важного для него, размышляет и многое ожидает от этого события. Так и я, в течение длительного времени, ещё с того момента, когда поступила на педагогическое образование, часто  задумывалась об этом важном и определяющем для меня событии.  Но оказалось, что это не самое главное. Придя в Гуманитарно-экономический лицей, я поняла, что важен не сам факт проведения урока, а та подготовка, та работа, те трудности, которые ты преодолеваешь, чтобы это событие состоялось и не просто состоялось, а что-то оставило в светлых головах детей.
Когда прозвенел звонок  с моего первого урока русского языка, я почувствовала, что удалось не всё, что было запланировано,  и расстроилась. Но при подготовке к следующим урокам, я поняла, что  пришла учиться, а не только учить. Все мы, студенты, оказавшись на практике, попали на особенную кухню, кухню методическую, в которой постоянно идут приготовления, поиски нового, эксперименты и постоянная  работа.  Пройдя не такую продолжительную, как хотелось бы, но школу, я поняла, что очень важно готовиться к уроку основательно. Но и это ещё не всё. Учитель – это тот, кто испытывает потребность поделиться своими знаниями, но он же должен быть уверен в том, чем делится. А если не уверен, если понадеялся на случай, то ученики, остро чувствующие халтуру, просто не воспримут тебя и твой материал.

Ребёнок – личность, его как любого человека в определенный момент волнуют разные проблем,  и для учителя очень важно научиться слышать своих учеников, быть с ними на одной волне, учитывать, что их интересует. На моих уроках были и такие случаи, когда дети предлагали свои пути решения проблемы, и это не было сигналом  к тому, чтобы остановить их, это был сигнал, что они работают, что они размышляют. В полной мере я пока не ощутила себя учителем, однако я поняла, что учитель – это не столько профессия, сколько жизнь. Человек либо находит радость и удовлетворение  в этом деле, либо ему лучше посвятить себя чему-то другому.
Во время практики у меня  были уроки, на которых мне самой было интересно, я была увлечена и видела интерес в глазах детей, и это самое замечательное в работе школьного учителя. Именно поэтому, несмотря на все трудности,  мои ожидания оправдались, и я хочу быть учителем русского языка и литературы в школе.

Марина Шпак
Педагогическую практику я ждала и боялась ее одновременно. Ведь именно эти несколько недель в школе должны были показать, правильный ли выбор я сделала, получится ли у меня, понравится ли.
Трудности и проблемы, конечно, были, но все они  решались и до того были незначительны, что совершенно не помешали моей практике, а только прибавили опыта. В самом начале я немного растерялась, мне казалось, что я никогда не запомню имена всех 30-ти ребят. Но не прошло и недели, как каждый ребенок стал для меня отдельной личностью. А особенно я горжусь тем, что мне удалось стать тем центром, который  сплотил вокруг меня моих пятиклашек в новом для них классе, а впоследствии и объединил друг с другом. Так не хотелось после практики оставлять их, отдавать другим, ведь они стали уже такими моими!
Самое главное, что я поняла:  труд учителя не заканчивается на  уроке. Почувствовала колоссальную ответственность за воспитание детей, их образование и даже интересы. Хотелось быть для них самым лучшим примером, потому что начинаешь очень ясно осознавать, что  ты и сама еще многого не знаешь, часто поступаешь не «по-взрослому», руководствуясь эмоциями. А это уже требует постоянного самосовершенствования. Это, пожалуй, главное чему дети меня научили.  Может быть, у меня и нет призвания, которым должен обладать идеальный учитель, но я считаю, его можно в себе воспитать, главное иметь большое желание. А оно у меня есть!

Дарья Качкаева
Практику я проходила  индивидуально, в своей родной школе г. Петровска. Мои впечатления от нее, от школьной администрации, учителей были только положительными. На протяжении всей практики и педагоги, и методисты оказывали мне значительную помощь в подготовке уроков, мероприятий, помогали с учебно-методической литературой, советовали, как лучше построить уроки, какие поручения лучше доверять ребятам. Неоценимую помощь мне оказала учитель-словесник  Валентина Федоровна Хрусталькина: она тщательно редактировала все конспекты уроков, вносила необходимые критические замечания, многое рассказала об особенностях доверенного мне класса.
Главной целью, которую я поставила перед собой, было приобретение опыта преподавания русского языка и литературы ученикам среднего звена, привлечение внимания учащихся к урокам русского языка и литературы, формирование у них необходимых языковых и речевых навыков, развитие мышления, внимания и памяти, воспитание культуры общения, интереса к изучаемым темам, расширение кругозора. Поставленные цели помогли реализовать методы и приемы развивающего обучения, проблемного обучения: эвристическая беседа, создание проблемных ситуаций, использование схем и таблиц, привлечение сведений из научно-популярной литературы. Из творческих заданий я чаще всего использовала мини-сочинения. Старалась следовать личностно-ориентированному обучению, использовать индивидуальный и дифференцированный подход: предлагала индивидуальные и вариативные задания, дополнительные задания для учащихся, проявивших интерес к теме и быстро справлявшихся с работой.
Однако было много и трудностей. Что касается проведения уроков, мне сложно было предположить, сколько времени займет выполнение каждого упражнения, поэтому часто сценарий урока оказывался скомканным. Во внеклассную работу я хотела включить как можно больше учащихся, но некоторые из них оказались беспомощными в этом отношении. Так, к классному часу, посвященному профориентированию, они подобрали слишком сложные тесты, отчего классный час затянулся и показался учащимся  утомительным.
Педагогическая практика многому меня научила. Благодаря доброжелательной атмосфере в  школе я чувствовала себя свободно, многое хотелось попробовать и реализовать из того, чему нас учили на занятиях в университете.

Елена Силантьева
После прохождения практики в роли учителя русского языка и литературы, я наконец-то смогла в полной мере осознать свой выбор и понять, готова ли я  посвятить свою жизнь этой профессии.
Существует совершенно избитая фраза: учитель – это призвание. И я снова эту фразу произнесу, потому что оспорить ее мало кто сможет, да и мало кто возьмется. Быть учителем – это колоссальный труд, хотя может учитель истинный, учитель  по призванию так не считает.
К сожалению, в наши дни у учителя осталась одна единственная радость – это дети. Все остальные плюсы нашей профессии перекрыты бумажной волокитой и не самым, как мне кажется, хорошим отношением государства к педагогу. Но вы только представьте, во что превратится  будущее поколение без знания родной речи? В безвольных манкуртов из романа Чингиза Айтматова «Буранный полустанок», способных забыть Родину.
Поэтому  не стоит минимизировать значение учителя русского языка и литературы, необходимо высоко оценивать этот труд и быть благодарными учениками. Ведь даже Д.А. Медведева писать и грамотно говорить научил какой-то, к сожалению, забытый учитель по призванию…
Юлия  Кожанова
Для меня минувшая практика в Гуманитарно-экономическом лицее стала открытием. Я открыла саму себя для себя и детей, а также детей для самой себя.  Для меня стали неожиданностью некоторые мои качества, о  которых я раньше не подозревала, например, внезапная неуверенность в ходе ведения урока, несмотря на  основательную подготовку к нему.
Открытием стала и прописная, казалось бы,  истина, которой я раньше не придавала особого значения: времени не просто  не хватает, а его  катастрофически нет! Так, первое время я успевала дать детям на уроке самый необходимый минимум, хотя было желание рассказать им больше, однако материал сверх программы не удавалось по неопытности уложить в регламентированные сорок пять минут.
Важное открытие сделала для себя при подготовке  кафедрального дня  «Саратовские писатели – детям»: чтобы быть одной из ведущих, требуется не только умение привлечь внимание к информации, но и умение живо и  ярко донести ее до зрителя.
Поняла еще , что, несмотря на стремление сохранять дистанцию между собой и учеником, невольно привязываешься к ребенку, проецируешь на него воспоминания о себе в его возрасте. Отсюда главное открытие практики – мне не хотелось уходить из лицея после ее окончания. Остается лишь сожалеть, что практика была такой короткой.

Анастасия Улитина
Студенты-практиканты подготовили репортаж о кафедральном дне "Саратовские писатели – детям". С ним, как и с видеороликом по  материалам педагогической практики, могут ознакомиться все желающие.