19 октября в Музее-усадьбе Н.Г. Чернышевского прошёл первый день XXXIX Международных научных чтений «Н.Г. Чернышевский и его эпоха». Это совместный проект музея и Саратовского университета.
Как подчеркнула во вступительном слове директор музея Г.П. Муренина, нынешняя конференция говорит о том, что интерес к творчеству Чернышевского, его эпохе, тем явлениям и событиям, которые связаны с общественным движением 60-х годов XIX века и с литературным процессом этого периода, не исчезает.
Участников чтений приветствовал начальник управления по культуре муниципального образования «Город Саратов» В.В. Емельянов.
Ведущий пленарного заседания профессор СГУ, председатель Учёного совета музея А.А. Гапоненков обратил внимание на ещё одну важную дату: отмечаемое в этом году столетие русской революции. Чернышевский, его оценки и оценки учёных, политиков, философов, литературоведов о нём напрямую связаны с этим грандиозным событием двадцатого века. «И сегодня одна из больших проблем – установление подлинных фактов биографии Чернышевского, впоследствии связанных с оценкой русской революции, а также те мифы, которые существуют о Чернышевском, – подчеркнул Алексей Алексеевич. – Наша конференция должна их прояснять».
Открыл пленарное заседание доклад научного руководителя Института филологии и журналистики СГУ профессора В.В. Прозорова «Н.Г. Чернышевский в сетях Интернет (неожиданные наблюдения)». Валерий Владимирович рассказал, что к работе, связанной с судьбой Чернышевского в интернет-пространстве, его в своё время поощрил профессор СГУ А.А. Демченко: «Важно понять, говорил он, входит ли Чернышевский, и каким образом, в поле зрения нового поколения “безразличных к чтению” молодых людей». С середины 1990-х годов Чернышевский был исключён из обязательных программ общеобразовательной средней школы России. В итоге новое поколение не знает о нём почти ничего – или же имеет превратное представление. В.В. Прозоров подчеркнул, что важно не сетовать на это положение дел, а думать о том, как, в каких доступных форматах «зацепить» внимание молодёжи.
Профессор поделился своими наблюдениями из общения с первокурсниками ИФиЖ СГУ: ему стало понятно, что некоторые из них открыли для себя знаменитый роман «Что делать?» благодаря заинтриговавшему их «краткому содержанию» произведения, размещённому в Интернете. Не считаться с индустрией создания «кратких содержаний», – отметил Валерий Владимирович, – нельзя: это реальность. Важно, чтобы создаваемое «либретто» известных книг побуждало представителей «поколения Z» к читательскому труду и творчеству – к прочтению самой книги.
С диалога поколений фокус внимания сместился на диалог культур: следующий доклад представил профессор НИУ «Высшая школа экономики» В.К. Кантор. Владимир Карлович посвятил выступление сопоставлению видений Августина и Чернышевского, которые оба писали о падении Рима. Их внимание к этому событию неслучайно: Римская империя была чем-то большим, чем просто государственным образованием – символом цивилизованной жизни в мире варварства. «Тема Рима была темой мировой культуры; падение Рима было падением Европы, – отметил В.К. Кантор. – Это тема, на которой проверялись идеи разных мыслителей».
Постоянный участник чтений, профессор Университета Саппоро (Япония) Он Оя выступил с докладом «Английский утилитаризм и “гипотетический метод” Н.Г. Чернышевского». Он рассказал, что идейная позиция Чернышевского в той части, в которой она связана с утилитаризмом, ещё не полностью изучена, хотя влияние английского утилитаризма на формирование мировоззрения Чернышевского отмечалось русскими учёными в досоветский период. Он Оя рассмотрел в докладе рецензию Чернышевского на книгу И. Бентама «О гражданском и уголовном законодательстве» и различие во взглядах этих мыслителей на объективную меру «пользы», по которой было бы измеримо благосостояние общества.
Заведующая кафедрой философии культуры и культурологии СГУ Е.В. Листвина в своём докладе продолжила открывшую чтения тему восприятия Чернышевского молодёжью. Евгения Викторовна сосредоточилась на рассмотрении гуманитарно-образовательного потенциала наследия философа. «Сам факт присутствия Чернышевского в сетевом пространстве уже говорит о том, что эта личность востребована – и как человек, и как фигура, которая формирует наше историко-культурное наследие», – подчеркнула Е.В. Листвина.
Завершил пленарное заседание доклад профессора кафедры русской и зарубежной литературы СГУ А.А. Гапоненкова. Алексей Алексеевич рассказал о видении русской революции Н.Г. Чернышевским, С.Л. Франком и Г.П. Федотовым – тремя мыслителями, жизнь и творческий путь которых были связаны с Саратовом. Все они, как подчеркнул А.А. Гапоненков, вошли в историю русской мысли, прославили наш город, оставили после себя свой «саратовский текст». И все отличились особым отношением к русской революции и её движущим силам, к судьбе страны. «Саратовский опыт биографии был востребован ими для осмысления революционных событий как в Европе, так и в России», – отметил Алексей Алексеевич. Размышления Н.Г. Чернышевского, С.Л. Франка, Г.П. Федотова «могут прояснить истоки современных социально-политических процессов, уроки прошлого, предвосхитившие будущие события. Они – неотъемлемая часть нашей городской духовной культуры», – завершил профессор своё выступление.
Дальнейшая программа конференции включала доклады исследователей из Москвы, Саратова, Кирова а также Шэффилда (Великобритания) и Турина (Италия). Второй день конференции начался с возложения цветов на могилу Н.Г. Чернышевского на Воскресенском кладбище и продолжается серией докладов в здании литературной экспозиции музея-усадьбы. Завершит чтения «Провинциальный салон “Душа в заветной лире...”» (романсы в исполнении аспирантов Саратовской государственной консерватории им. Л.В. Собинова).