Skip to main content Skip to search

Состоялся VI Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»

8 November, 2016 - 19:45

Состоялся VI Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка»

27 – 28 октября 2016 года в Институте филологии и журналистики прошёл VI Международный научный семинар «Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка», посвящённый памяти профессора Эмилии Петровны Кадькаловой. Организаторами семинара выступили кафедра русской филологии и медиаобразования и кафедра теории, истории языка и прикладной лингвистики.

Начав свою работу в 2007 году как межвузовский, семинар стал позднее всероссийским, а с 2010 года приобрёл статус международного. В 2009 и 2010 году работа семинара была поддержана грантом РГНФ. В числе его постоянных участников языковеды из Саратова, Казани, Волгограда, Нижнего Новгорода, Самары, Минска, Балашова. Последний семинар расширил свою географию, так как привлёк учёных из Казахстана, Санкт-Петербурга, Красноярска, Кемерова, Оренбурга, Ижевска.

В поле научных интересов участников семинара находятся вопросы языковой динамики в области словообразования и лексики, вопросы синхронно-диахронного исследования семантико-словообразовательных подсистем русского языка, словообразовательного потенциала языковой системы, связи лексических и словообразовательных процессов с формированием языковой картины мира.

Значительную теоретико-систематизирующую  роль в определении направления деятельности семинара, в осмыслении его фундаментальных позиций играли работы Э.П. Кадькаловой. Опубликованная уже после её ухода из жизни книга «Выход в теорию словообразования», подготовленная к изданию Ю.Г. Кадькаловым, даёт целостное представление о глубине и концептуальности исследований учёного в области русской дериватологии. Многие  перспективные и основополагающие научные идеи были высказаны Эмилией Петровной в разные годы в трудах научного семинара.

Выступившие на пленарных заседаниях  О.Б. Сиротинина, О.Ю. Крючкова, О.И. Дмитриева, В.Е. Гольдин, Л.В. Балашова, С.И. и М.Р. Шумарины, Т.Н. Александрова, обращаясь к разному языковому материалу, постоянно вели научный диалог с замечательным учёным, памяти которого был посвящён семинар. Проникновенно и глубоко прозвучало слово об Э.П. Кадькаловой как учёном и педагоге в докладе постоянного научного соавтора и соратника в жизни и науке Ю.Г. Кадькалова. Ярко и содержательно о методических принципах своего учителя говорила С.А. Семеновская, доклад которой был назван «Э.П. Кадькалова – школьный учитель русского языка (глазами выпускницы филологического класса)».

Многие секционные выступления были посвящены активным процессам, происходящим в лексической и словообразовательной системе языка, проблемам взаимосвязи и взаимообусловленности  речевой практики и языковой динамики.

Подводя итоги двухдневного научного общения, участники семинара отметили приятное сочетание его научной фундаментальности и глубины с домашней теплотой отношений. Представляется, что эта теплота во многом определялась незримым присутствием в аудитории учёного, коллеги и учителя, замечательного человека Э.П. Кадькаловой.

 

О.И. Дмитриева