Skip to main content Skip to search

Завершились учебные практики студентов-лингвистов

20 July, 2015 - 14:30

Завершились учебные практики студентов-лингвистов

14 июля в ИФиЖ СГУ завершились учебные практики студентов 1 и 2 курсов направления подготовки «Фундаментальная и прикладная лингвистика». В ходе практик студенты узнали о том, какие виды лингвистических экспертиз существуют, какие знания необходимы для проведения экспертиз, кто может выступать в качестве эксперта.

Студенты 1 курса осваивали основы автоматического анализа звучащей речи – важного этапа лингвистического анализа в целом и неотъемлемой части фоноскопической экспертизы речи. Студенты познакомились со специализированной программой фонетического анализа Praat, которая является современным и эффективным инструментом построения таких графиков звукового сигнала, как осциллограмма, спектрограмма, интонограмма, график интенсивности звуковой волны, маркеры периодических колебаний. Лингвисты работали как с изолированно произнесёнными звуками русской речи, так и со звуками в окружении (в составе слога, слова, фразы). В ходе практики они научились интерпретировать визуальные и количественные характеристики формантной структуры звучащей речи, связывать их с особенностями артикуляции и речевым контекстом. Знания и навыки, полученные во время прохождения практики, пригодятся будущим бакалаврам при проведении фоноскопической экспертизы, а также расширят их представления о возможностях инструментов автоматической обработки речи.

Студенты 2 курса ознакомились с методикой проведения лингвистических экспертиз текстов различного рода, с правилами оформления текстов экспертных заключений, а также выступили в качестве экспертов, в группах либо самостоятельно проведя ряд учебных экспертных исследований. Наиболее подробно студенты ознакомились с методикой проведения экспертиз по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации, по делам об оскорблении, а также по делам о разжигании межнациональной розни и экстремизму. Студенты-лингвисты получили знания о том, что лингвистическая экспертиза текста – это один из видов практического применения теоретических знаний о языке, очень интересная и перспективная прикладная лингвистическая дисциплина, имеющая множество разновидностей (юридическая и патентоведческая экспертизы, экспертизы по документационным и информационным спорам, фоноскопическая и автороведческая экспертизы и др.).

А магистранты направления «Филология. Теория языка» с 1 июня по 27 июля проходят прикладную практику, связанную с обработкой разных видов речи. Практика состоит из двух частей и объединяет в себе инструментальный и дискурсивный подход к анализу речевых произведений в условиях проведения лингвистической экспертизы.

В ходе первой части практики магистранты знакомятся с методикой экспертного исследования устных и  письменных текстов разного рода. Экспертное исследование текстов разного рода – это одна из самых интересных и перспективных прикладных лингвистических дисциплин, активно развивающаяся в последнее время. Для проведения такого рода исследований необходимы разнообразные лингвистические знания – знания в области морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики, теории речевого воздействия и других дисциплин. Студенты-магистранты знакомятся с методикой проведения такого рода исследований и пробуют себя в качестве экспертов, выполняя учебные лингвистические экспертизы.

Вторая часть практики посвящена автоматическому анализу звучащей речи. Она предполагает знакомство с многофункциональным инструментом фонетического анализа Praat,  позволяющим не только строить разнообразные графики звукового сигнала, но и получать объективные количественные характеристики разных его компонентов. Магистранты учатся анализировать осциллограммы и спектрограммы звучащей речи, получают навык работы с интонограммами, графиками интенсивности звуковой волны, маркерами периодических колебаний. Важным этапом их работы является проведение сравнительно-количественного анализа формантных показателей звуков в разных позиционных условиях, а также интерпретация визуальных и количественных характеристик звукового сигнала с точки зрения положений артикуляционной и акустической фонетики.