Skip to main content Skip to search

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ поразмышляли о русском языке и культуре речи

22 февраля, 2024 - 15:15

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ поразмышляли о русском языке и культуре речи

В среду, 21 февраля, прошло очередное занятие Клуба абитуриентов Института филологии и журналистики. Занятие на тему «Приёмы эффективного общения» провела Анна Владимировна Дегальцева – доктор филологических наук, профессор кафедры русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного.

В начале занятия были даны определения двум ключевым понятиям: «язык» и «речь». Так, старшеклассники узнали, что язык – это целая иерархическая система, свод кодифицированных норм и правил. Речь же – способность человека применять эти правила в повседневном общении. Лектор отметила, что язык имеет национальный характер, а речь – социальный.

Далее преподаватель познакомила абитуриентов с кодовой моделью коммуникации. Её структура включает в себя адресанта (говорящего, пишущего), который кодирует информацию, и адресата (слушателя или читателя), который должен непротиворечиво расшифровать смысл сообщаемого. Главное в их взаимодействии – наличие обратной связи, благодаря которой возможна эффективная коммуникация. Лектор заметила, что разница в мышлении или социальном положении людей приводит к возникновению коммуникативной неудачи – полному или частичному недостижению говорящим своих целей и задач. Профессор подчеркнула, что суть коммуникации заключается не в том, что сообщает говорящий, а в том, что понимает слушающий. При эффективном общении адресант добивается своих целей и задач без конфликтов и коммуникативных неудач.

После этого абитуриентам было предложено поразмышлять над главными качествами хорошей речи, обеспечивающими эффективность коммуникации. Школьники узнали, что критерии хорошей речи (правильность, точность, чистота, ясность, логичность, богатство, выразительность, уместность) сформулировал известный лингвист, доктор филологических наук Б. Н. Головин. Анна Владимировна показала, что саратовские лингвисты дополнили понятие «хорошая речь» такими критериями, как современность, целесообразность, соблюдение этических (толерантность, тактичность, вежливость), риторических (диалогичность, логичность, аргументированность и др.) и коммуникативных норм. Для закрепления полученных теоретических знаний А. В. Дегальцева предложила абитуриентам выполнить задание: найти и исправить ошибки и неточности в ряде предложений.

Старшеклассники познакомились с основами эффективной коммуникации и в зарубежной лингвистике. Они узнали о принципе кооперации Г. П. Грайса и принципе вежливости Дж. Лича. Теория эффективной коммуникации, согласно Г. П. Грайсу, представлена четырьмя максимами: количества, качества, релевантности и способа передачи информации. Дж. Лич отмечал, что принцип вежливости, регулирующий общение, базируется на максимах такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия и симпатии.

Подводя итоги занятия, лектор представила основные приёмы эффективной коммуникации и способы удержания внимания аудитории, которые абитуриенты смогут применять в будущем. Анна Владимировна отметила, что важно уметь говорить на языке собеседника, демонстрировать свое расположение и уважение к нему, индивидуализировать собеседника, подчёркивая при этом социокультурную общность с ним. Кроме того, необходимо отдавать предпочтение активному слушанию и предоставлять возможность собеседнику чувствовать себя важным и нужным. Удержанию внимания адресата способствуют приёмы диалогизации речи, соблюдение пауз, уместный юмор.

Следующая встреча Клуба запланирована на 6 марта.

А. Никитина, В. Мошенская, Д. Шарова