Skip to main content Skip to search

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ узнали об искусстве XVIII века

29 ноября, 2019 - 09:45

Участники Клуба абитуриентов ИФиЖ узнали об искусстве XVIII века

В среду, 27 ноября, в 313 аудитории XI корпуса СГУ прошло очередное заседание Клуба абитуриентов Института филологии и журналистики. Его провела кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы Валерия Викторовна Биткинова.

Преподаватель прочитала лекцию «"Осемнадцатое столетие" в памяти веков» и осветила наиболее яркие художественные достижения представителей классицизма и сентиментализма, а также обозначила их отражение в творчестве писателей и поэтов XIX и XX веков. 

В. В. Биткинова рассказала абитуриентам о возникновении и особенностях классицизма в России и отметила ряд литературных деятелей, основной задачей которых было создание новой, европеизированной, литературы и современного поэтического языка. Участники клуба узнали, что у истоков классицизма стояли В. К. Тредиаковский, который сформулировал основы силлабо-тонической системы, и М. В. Ломоносов, усовершенствовавший её. Валерия Викторовна также отметила, что Ломоносов в таких произведениях, как «Письмо о пользе стекла», «Утреннее размышление о Божьем величестве», «Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния», превозносит знания, человеческий ум, постоянно ищущий и жаждущий ответов на вопросы.

Лектор подчеркнула роль создателя русского национального театра и драматургии А. П. Сумарокова в судьбе классицистической литературы, ведь его произведения представляют собой образец этого течения. Валерия Викторовна также отметила актёров Ф. Г. Волкова и И. А. Дмитриевского, чьё творчество способствовало распространению классицистических драматических произведений в России. 

По мнению лектора, поистине велика роль и Д. И. Фонвизина в поддержке идей Просвещения. Как и другие литераторы XVIII века, он высмеивал невежество. Его известные комедии «Недоросль» и «Бригадир» были призваны заставить зрителя прислушаться к мудрым советам и, найдя в себе черты отрицательных героев, искоренить их. Доцент рассказала абитуриентам о судьбе фонвизинских комедий и в репертуаре Саратовского ТЮЗа им. Ю. П. Киселёва. Первая постановка «Недоросля» датируется 1969 г., что говорит о вечной актуальности произведений классицизма.  

Валерия Викторовна рассказала также о своеобразии лирики Г. Р. Державина. Этот выдающийся классицист интересен тем, что вопреки стилистическим законам имел смелость увидеть в императрице человека, а не монарха, за что заслужил уважение Екатерины II. Подобный образ императрицы будет востребован и в литературе XIX века, например, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 

Во второй части заседания абитуриенты поближе познакомились с русским сентиментализмом. Характерное для него описание жизни людей на лоне природы нашло яркое отражение в «Бедной Лизе» Н. М. Карамзина и  романсе И. И. Дмитриева «Стонет сизый голубочек», который Валерия Викторовна исполнила под гитару. Лектор отметила силу влияния сентиментализма на творчество писателей XIX и XX веков. Так, черты этого течения можно найти в «Евгении Онегине» и «Барышне-крестьянке» А. С. Пушкина, в «Бедных людях» Ф. М. Достоевского, в поэме Н. А. Некрасова «Крестьянские дети», в «Сентиментальном марше» Б. Ш. Окуджавы и даже в «Песне сентиментального боксёра» В. С. Высоцкого. Такое отражение сентиментализма в дальнейшем искусстве неслучайно. Принимая во внимание все его издержки, нельзя не оценить семейную, человеческую, нравственную стороны этого течения. 

Кроме литературы, лектор обратила внимание участников клуба на  изобразительное искусство XVIII века. Были продемонстрированы портреты рассмотренных в лекции писателей и такие картины, как «Портрет Екатерины II в виде Законодательницы в храме богини Правосудия» Д. Г. Левицкого, «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» В. Л. Боровиковского», «Тройка» и «Спящие дети» В. Г. Перова.

Дарья Галкина, Екатерина Михайлова, Инна Акаева