Публикуем статью Александра Карыпова – участника Клуба абитуриентов ИФиЖ.
6 декабря состоялась новая встреча Клуба абитуриентов. В этот день нам посчастливилось познакомиться с профессором кафедры общего литературоведения и журналистики Артёмом Николаевичем Зориным. Встреча была посвящена теме «Литература и кино», на которой профессор рассказал нам много нового о киноэкранизации произведений русской классики.
«Фильмы помогают нам понять и воспринять ту эпоху, о которой они сняты. А для каждой эпохи важен свой акцент» (А.Н. Зорин)
Экранизация представляет собой перемещение во времени. Преимущество кинематографа по сравнению с театром в том, что он может реконструировать эпоху, воспроизвести её в точности, выйти за рамки сцены и помочь зрителю полностью погрузиться в дух того времени и почувствовать атмосферу тех лет на себе.
Кинематограф начался с немого кино. Отсутствие в фильмах звучащей речи стало катализатором поиска новых возможностей организации изобразительного ряда. Основой была театрализация, то есть изложение сюжета посредством монтажа, появления титров, а актёрская игра осуществлялась посредством пантомимы.
Однако тот, кто читает художественное произведение, всё равно представляет свою картину с образами героев в своей голове. Книга способна завладеть читателем, сильно заинтересовав его, ведь там огромный простор для воображения, и каждый представляет себе героев такими, какими бы хотел их видеть. Именно поэтому многим нравится сначала прочитать книгу, а уже после посмотреть фильм. Ведь фильм является воплощением того, что смог представить режиссёр. Он словно делится с нами своим взглядом на данное произведение.
Мы с вами живём в мире современных технологий. И именно с телевидения началась тесная связь зрителей с режиссёрами. Телевидение помогло читателю увидеть воплощение литературных произведений по-новому и погрузиться в мир кинематографии.
Актуализация смысла присуща многим писателям, ведь им интересно, как потенциальные читатели воспримут их книги, поэтому они стараются предугадать реакцию заранее.
«Горизонты ожидания читателя и писателя соприкасаются, и чем плотнее они соприкасаются, тем интереснее погружение в текст» (А.Н. Зорин)
У режиссёров, кстати, тоже есть свой горизонт ожидания, и им тоже важно заинтересовать потенциального зрителя. Благодаря этому, некоторые режиссёры решают снимать интерпретации литературных произведений на современный лад, погружая героев прошлых лет, даже столетий, в нашу реальность. Это тоже является неординарным взглядом на то, как можно преподнести классическое произведение и вызвать интерес у зрителей.
«Кино служит провоцирующим фактором, чтобы пробудить у зрителей желание вернуться к литературе, пройденной когда-то в школьные годы, взглянуть на одно и то же произведение по-другому, уже имея больший жизненный опыт, нежели тот, который был у нас за школьной скамьёй» (А.Н. Зорин)