Факультет нелинейных процессов Саратовского государственного университета является единственным в России, нет ему прямых аналогов и в мире. Он возник в 1994 году первоначально под названием "Колледж прикладных наук (на правах факультета)", и первый набор составлял 24 человека (теперь – 65 человек). Идея создания такого факультета нашла положительный отклик во многих отечественных и зарубежных университетах, научных центрах, отраслевых институтах и промышленных предприятиях. Становление и развитие факультета проходило в рамках Федеральной экспериментальной площадки и при поддержке Международной российско-американской программы " Фундаментальные исследования и высшее образование (BRHE)".
Мы живем в быстро развивающемся мире, живем в такое время, когда происходит непрерывная смена тематики исследований, непрерывная смена номенклатуры производимой продукции, когда жизнь ставит перед нами неожиданные задачи, когда важно вовремя предусмотреть их появление. Для этого и создан ФНП. Фундаментальные знания, высококвалифицированный труд выходят на первый план, когда речь идет о важнейших источниках эффективного развития любой страны. Тому исторические примеры: быстрое послевоенное развитие ("экономическое чудо") Японии и Германии базируется, как отмечают многие специалисты, на модернизации экономики "посредством эффективной образовательной политики государства".
Отличительной чертой факультета является новая концепция образования, базирующаяся на идеях нелинейной динамики – нового междисциплинарного научного направления, которое занимается исследованием процессов самоорганизации и образования, поддержания и распада структур в нелинейных системах самой различной природы, выявлением общих методов и закономерностей в самых различных областях естествознания, а также социологии и даже лингвистики; более того, в рамках нелинейной динамики происходит кооперирование различных специальных дисциплин. В центре внимания новой области знаний оказываются системы, способные демонстрировать "сложность", т.е. нетривиальные, в частности, хаотические режимы нелинейных систем. Наиболее ярко новые закономерности проявляются в открытых нелинейных системах. Физика открытых нелинейных систем в настоящее время стала самостоятельной научной дисциплиной, характеризующейся междисциплинарными подходами, своей методологией, своим "инструментарием". Междисциплинарные исследования в этой области науки в настоящее время приобретают конкретное значение и от них подчас зависит не только развитие целых отраслей знаний, но и использование наукоемких и высокоточных технологий, нанотехнологий в самых различных областях человеческой деятельности. Развитие и успехи физики открытых нелинейных систем и нелинейной динамики в целом, как в России, так и во всем мире, настоятельно требуют осуществления подготовки специалистов, которые способны с успехом применять аналитический, численный и понятийный аппарат, идеи и методы нелинейной динамики для фундаментальных и прикладных исследований, устанавливать общность интересов и математических методов исследования родственных нелинейных явлений в различных областях науки и на основе этого получать нетривиальные конкретные результаты. Необходимы специалисты, которые должны владеть методологией и инструментарием системного анализа, понимать возможные типы эволюции систем и управлять ими. Накопленный опыт на факультете нелинейных процессов Саратовского государственного университета показал, что подготовка специалистов в рамках такого подхода приводит к значительному ускорению адаптации выпускников к современному миру. Немаловажную роль при этом играет то, что в основе образовательных технологий лежит не простое увеличение объема знаний, а обучение навыкам и формирование междисциплинарных знаний и подходов. Тот факт, что специалисты подобного рода необходимы сегодня, подтверждается большим числом исследований, проводимых в ведущих научно-исследовательских центрах мира: Center for Nonlinear Dynamics (University of Texas, USA), Center for Interdisciplinary Research in Nonlinear Dynamics (Potsdam University, Germany), Weizmann Institute of Science (Israel), Nonlinear Dynamics Laboratory of Physics Departments (University of Miami, USA), Institute for Nonlinear Science (San Diego, California), Institute for Nonlinear Research (Nice, Italy), Institute for Dynamical Systems Research (Italy), Centre for Nonlinear Dynamics and its Applications, University College (London, UK), Los Alamos National Lab, Center for Nonlinear Studies (USA), Pohang University, Nonlinear and Complex Systems Lab (Korea), Maryland Chaos Group (USA), Humboldt-Universitat zu Berlin, AG Statistische Physik und Nichtlineare Dynamic (Germany) – вот далеко не полный список только зарубежных научно-образовательных центров и институтов, специализирующихся на проведении научных исследований в области нелинейной динамики и, в частности, в области физики открытых нелинейных систем.
Новая концепция образования реализуется на факультете на всех специальностях и направлениях. Учебные планы и рабочие программы изучаемых дисциплин построены так, что "центр тяжести" перенесен с лекционных занятий на семинарские, практические и индивидуальные занятия, на выполнение курсовых работ. Традиционный цикл дисциплин по физике и математике преподается на новом научном уровне. В процесс обучения включены такие дисциплины, как физика колебаний и волн, бифуркации и катастрофы, динамический хаос, самоорганизация в открытых системах, математические методы в естествознании, в социальных науках и экономике, математическое моделирование, физическая электроника, биофизика, молекулярная биология и т.д. Значительное место в учебном процессе занимают компьютерные науки и информационные технологии. Студенты учатся не только умению пользоваться "компьютерными достижениями", но и умению корректно поставить задачу в различных областях знаний и решить ее с помощью современных компьютерных технологий. Нелинейная динамика стала одним из основных направлений, где наиболее ярко представлена методология компьютерной науки, где компьютер служит инструментом для установления новых закономерностей сложного поведения нелинейных систем. Одной из основных дисциплин на факультете является английский язык, на изучение которого отводится 4 года. Английский язык изучают и те, кто не проходил его в школе. Без знания английского языка невозможна стажировка за рубежом, невозможно научное общение и творческая деятельность. Факультативно студенты могут изучать второй иностранный язык. Для реализации новой образовательной технологии на факультете модернизированы уже существовавшие и созданы принципиально новые учебные и научно-учебные лаборатории, оснащенные современным оборудованием.
На факультете 6 кафедр:
- Кафедра электроники, колебаний и волн
- Кафедра нелинейной физики
- Кафедра физики открытых систем
- Кафедра динамических систем
- Кафедра биофизики
- Кафедра основ проектирования приборов СВЧ
Первые три кафедры – традиционные университетские кафедры. Три последние являются базовыми, они находятся на территории, соответственно, Саратовского филиала института радиотехники и электроники РАН, Института биохимии и физиологии растений и микроорганизмов РАН, Научно-производственного предприятия "Алмаз". Непосредственное вовлечение академической и отраслевой науки в образовательный процесс, использование в обучении материальной базы академических и отраслевых институтов также относится к отличительным чертам ФНП.
Девиз факультета: нет образования без науки, нет науки без образования. Поэтому процесс педагогической деятельности на факультете тесно связан с научными исследованиями. Факультет нелинейных процессов является сердцем научно-образовательного института (НОИ) "Открытые системы", в который входят также Лицей прикладных наук, отделение физики нелинейных систем НИИ естественных наук СГУ, редакционно-издательский отдел общероссийского журнала "Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика". Цель НОИ "Открытые системы" – углубление интеграции образовательного и научно-исследовательского процессов, обеспечение этих процессов современной научной, учебной, методической и информационной литературой, создание условий для реализации непрерывного образования "школа – вуз – аспирантура", координация деятельности по указанным направлениям. Факультет входит в полном составе в научно-образовательный центр "Нелинейная динамика и биофизика", является коллективным членом виртуального "Нелинейного сообщества России".
Актуальность и важность проводимых на факультете исследований в области нелинейной динамики, приоритет многих научных результатов подтверждаются высоким уровнем научных публикаций в ведущих отечественных и зарубежных журналах, регулярным получением российских и международных грантов. Сотрудники и студенты факультета 7 раз награждались медалями Российской академии наук, им присуждались индивидуальные гранты Российского фонда фундаментальных исследований и Американского фонда гражданских исследований и развития, они удостоены стипендиями различных фондов (фонда Сороса, фонда "Династия", фонда Потанина, фонда содействия отечественной науке и т.д.).
Важно подчеркнуть, что основой научно-образовательной деятельности на факультете нелинейных процессов являются официально признанные научная школа члена-корреспондента РАН Д.И. Трубецкова и возглавляемый им же ведущий научно-педагогический коллектив. В одном из интервью академик А.В. Гапонов-Грехов сказал: "Исследовательский процесс – это, с одной стороны, свобода индивидуального творчества, вдохновение, с другой – жесткая регламентация коллективного труда. Эти две составляющие исследовательского процесса наиболее гармонично сочетаются в научной школе – коллективе ученых, объединенных некими общими идеями, целями, взглядами на научное творчество и, может быть, даже на жизнь. Я считаю, что одна из причин успехов советской науки (а они несомненны) – опора на ведущие научные школы." На факультете такая опора есть.