В рамках фестиваля «Гагарин.doc» 9 апреля в СГУ прошла лекция, посвящённая теме искусства, граничащего с наукой. Её прочитал художник, теоретик искусства Д.Х. Булатов.
«Art & Science» как феномен в России появился не так давно. Только с прошлого года в стране были созданы две магистратуры в области «Art & Science». Это подчёркивает важность существования подобного направления в международном контексте.
На первый взгляд, трудно представить себе что-то, стоящее так далеко друг от друга, как наука и искусство. Как ни странно, именно на этом стыке столь непохожих областей могут появляться удивительные вещи. В последние годы внимание к междисциплинарным проектам неуклонно растёт.
Дмитрий Булатов рассказал о наиболее значимых и интересных проектах, реализованных в области «Art & Science», а также пояснил аудитории, в каких рамках существует это направление.
Для тех, кто впервые слышит, что такое «Art & Science», лектор сформулировал определение: это область современного искусства, представители которой используют различные концептуальные основания, общеисследовательские методики и новейшие технологии для создания своих произведений. Дмитрий Хаметович обратил особое внимание на то, что «Art & Science» не принадлежит в полной мере ни науке, ни искусству, представляя собой некую третью область. В этом, по мнению художника, и заключается огромный выставочный, исследовательский, междисциплинарный и концептуальный потенциал этой территории.
«Любая новизна возникает на границах, и это неспроста. Область художественного эксперимента на территории “технонауки” очень широка, – заметил Д.Х. Булатов. – Здесь затрагивается проблематика границ живого/неживого, искусственного/естественного, смоделированного объекта и биологического существа, а средством художественного сообщения, то есть произведением, служит, как правило, живая либо жизнеподобная материя».
Говоря об актуальности направления «Art & Science», Дмитрий Хаметович обозначил два тренда, которыми она обеспечивается: информационный тренд и революция в биологии. В этом искусстве сам человек разумный становится пластичным. В качестве примера художник привёл проект австралийского профессора Стеларка, который «вырастил» у себя на предплечье третье ухо, работающее по Wi-fi.
Дмитрий Хаметович рассказал аудитории и о других проектах и произведениях, иллюстрирующих то, как искусство может выражать себя при помощи науки. Например, проект учёного Стива Поттера совместно с лабораторией «Симбиотика» под названием «Нейроны крысы – робот-живописец», суть которого в том, что учёные и художники соединили с роборукой нейроны крысы. Получившаяся «робокрыса» смогла «воспринимать» мир и живописать то, что видит. «Создать сущность, которая сама будет выражать себя через искусство, – цель космическая. И в этом направлении есть, куда стремиться, – подытожил художник, – Будем надеяться, что наши представления об искусстве изменятся. В силу своеобразных конфигураций алгоритмов, которые нам предложит новый тип взаимоотношений с окружающим миром».