В зональной научной библиотеке СГУ 18 февраля 2013 г. открылась книжная выставка, посвящённая 65-летию со дня рождения профессора доктора педагогических наук, кандидата физико-математических наук профессора кафедры геометрии Владимира Ивановича ИГОШИНА.
В 1966 г. В.И.Игошин с серебряной медалью закончил среднюю школу № 13, получив специальность математика-программиста. Учась в школе, посещал занятия юношеской математической школы (ЮМШ) при СГУ. В 1971 г. окончил с отличием дневное отделение механико-математического факультета СГУ, сразу же поступил в целевую аспирантуру по кафедре геометрии к доценту В.Н.Салию. При работе над кандидатской диссертацией и ряд последующих лет В.И.Игошин занимался исследованием различных специальных классов (многообразий, квазимногообразий и т.п.) алгебраических систем и решёток, а также – решёток интервалов упорядоченных множеств и решёток. По этой тематике им опубликовано 39 научных работ, в том числе в центральных отечественных и зарубежных журналах. Некоторые из них переведены на английский язык и изданы в США. Он был участником всех Всесоюзных алгебраических конференций, начиная с 1971 г.
Закончив в 1974 г. аспирантуру, В.И.Игошин до 1978 г. отработал ассистентом кафедры высшей математики Ульяновского политехнического института. С 1978 по 1999 гг. работал в Саратовском государственном педагогическом институте (СГПИ) им. К.А.Федина сначала в должности старшего преподавателя кафедры алгебры и геометрии, а с 1983 г., после успешной защиты в 1982 г. диссертации на соискание учёной степени кандидата физико-математических наук, – доцентом этой кафедры. В это время В.И.Игошин по приглашениям иностранных коллег активно участвует в международных научных конференциях в Венгрии (1983), Чехии (1986), Словакии (1988), Болгарии (1989), Польше (1990).
Со второй половины 1980-ых годов научные интересы В.И.Игошина связаны с методическими проблемами логической и логико-дидактической подго-товки будущих учителей математики. В 1986 г. в московском издательстве «Просвещение» он публикует «Задачник-практикум по математической логи-ке», удостоенный грифа Министерства просвещения РСФСР как учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. Начинает регулярно участвовать в ежегодных Всесоюзных семинарах преподавателей математики университетов и педагогических институтов, ру-ководимых профессором А.Г.Мордковичем. В 1991 г. в издательстве СГУ он публикует учебник «Математическая логика и теория алгоритмов», удостоенный грифа Министерства просвещения СССР как учебное пособие для студентов физико-математических факультетов педагогических институтов. В последние годы публикуются учебники и сборники задач по математической логике и теории алгоритмов с грифами Министерства образования РФ в центральных московских издательствах «Академия», «ИНФРА-М». Некоторые из них выдерживают по 4 – 5 изданий. По тематике, связанной с логической и логико-дидактической подготовкой будущих учителей математики, В.И.Игошиным опубликовано около 70 научных работ, в том числе в центральных журналах «Педагогика», «Математика в школе», коллективная монография «Интенсивно повторяем математику» (Саратов: МВУИП «Сигма-плюс», 1993. – 256 с.). Последняя монография опубликована малым внедренческим учебно-информационным предприятием «Сигма-плюс», которое 5 июля 1992 г. создал и стал его директором В.И.Игошин. Предприятие было призвано работать для развития образования в России: разрабатывать и издавать учебно-методические пособия для студентов и школьников, разрабатывать компьютерные технологии для образовательного процесса в школе и вузе, проводить тестирование школьников по всем школьным предметам, готовить школьников к поступлению в вуз. В рамках этого предприятия В.И.Игошин разработал и издал тетради с печатной основой по математике для 3, 5, 6 классов, по геометрии для 7 – 11 классов, справочники по математике для школьников и студентов. Все эти издания в своё время были подарены автором Зональной научной библиотеке СГУ и теперь представлены на выставке.
С начала 1970-ых годов В.И.Игошин активно занимается спортивным туризмом. Он является кандидатом в мастера спорта по спортивному туризму, а с 1978 по 1998 гг. он создал и бессменно руководил туристской секцией Саратовского государственного педагогического института, из которой вышло около тысячи учителей, ставших организаторами внеклассной туристско-экскурсионной работы среди школьников области. Со своими воспитанниками В.И.Игошин путешествовал по Кавказу, Уралу, Алтаю, Саянам, Туве, Забайка-лью, Якутии, Камчатке, завоевал 2-ое и 3-е места в чемпионате СССР по спортивному туризму, а в 1985 г. в составе сборной команды Саратовской области стал Чемпионом СССР по этому виду спорта. На тему туристско-спортивной работы им опубликовано около 60 статей и заметок в центральных и местных периодических изданиях, в том числе три монографии: «Туристские маршруты Саратовской области» (Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1983, 152 с.; соавто-ры: Н.В.Терешкова, А.И.Углов), «Хребет Черского: массив Буордах» (М.: Физ-культура и спорт, 1988, 207 с.; соавторы: Е.К.Поросятников, А.И.Углов), «На-чало маршрута – Саратов» (Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1989, вып. 1, 240 с.; коллективный сборник).
Во время туристского похода со студентами Саратовского пединститута 3 мая 1988 г. В.И.Игошину случилось оказаться в селе Красавка Самойловского района Саратовской области. В местной школе он узнал, что в этом селе родился выдающийся русский математик М.Я.Суслин – первый питомец научной математической школы академика Н.Н.Лузина. Более того, в этом селе он умер и похоронен на сельском кладбище. Судьба этого человека стала предметом глубокого интереса и длительных научных поисков и исследований В.И.Игошина. По этой тематике им опубликовано 13 научных работ, в том числе первая научная биография этого математика: «Михаил Яковлевич Суслин. 1894 – 1919». – М.: Наука-Физматлит, 1996, 160 с. Он явился одним из инициаторов и организаторов проведения в СГПИ трёх научных математических конференций, посвящённых М.Я.Суслину (1989, 1991, 1994).
Все эти книги, дипломы, медали, яркие фотографии из различных путешествий юбиляра представлены на выставке.
Со второй половины 1990-ых годов научные интересы В.И.Игошина окончательно связываются с методическими проблемами логической и логико-дидактической подготовки будущих учителей математики. Постепенно вырисовываются контуры будущей докторской диссертации по методике обучения математике. С 1 сентября 1999 г. после присоединения СГПИ к СГУ В.И.Игошин возвращается на кафедру геометрии СГУ в должности доцента; активизирует деятельность по завершению работы над докторской диссертацией, которая явилась естественным итогом его двадцатилетней педагогической и научной деятельности по подготовке будущих учителей математики в педагогическом институте. Научным консультантом становится заслуженный деятель науки РСФСР лауреат премии Президента РФ доктор педагогических наук профессор Александр Григорьевич Мордкович, заведующий кафедрой в Мос-ковском городском педагогическом университете (МГПУ). Защита успешно проходит 20 апреля 2002 г. в диссертационном совете при Московском педагогическом государственном университете (МПГУ) под председательством ректора МПГУ академика РАН и академика РАО В.Л.Матросова. В.И.Игошин становится первым из выпускников механико-математического факультета СГУ, ставшим доктором педагогических наук по методике обучения математике (специальность – 13.00.02). Вопросы логико-дидактической подготовки будущих учителей математики, которым посвящена докторская диссертация В.И.Игошина, изложены им в монографиях: монографии «Математическая ло-гика в системе подготовки учителей математики» (Саратов: изд-во «Слово», 2002. – 240 с.); «Математическая логика как педагогика математики» (Саратов: Изд. центр «Наука», 2009, 360 с.); «Математическая логика в обучении математике. Логико-дидактическая подготовка учителя математики» (Saarbruken, Deutschland / Германия: Palmarium Academic Publishing, 2012. – 517 с. Адреса для покупки последней книги: www.more-books.ru; www.get-morebooks.com). Эти монографии, а также автореферат докторской диссертации представлены на выставке.
В 2003 г. В.И.Игошин избирается профессором кафедры геометрии СГУ, а в 2007 г. ему присваивается учёное звание профессора по кафедре математики и методики её преподавания, в которую при присоединении СГПИ к СГУ ре-организована кафедра алгебры и геометрии СГПИ.
В.И.Игошин неоднократно удостаивался грантов на научные исследования, предоставляемых различными фондами и программами: РФФИ (1996), Министерства просвещения РФ на научные исследования в области педагогики высшей школы (1998, 1999), Соросовской научно-образовательной программы в области точных наук (Соросовский доцент 1997, 1999, 2001 гг.), на-учной стипендии Губернатора Саратовской области (2004).
В 2004 – 2007 гг. В.И.Игошин работал заместителем председателя докторского диссертационного совета Д 212.243.12 при СГУ по специальностям 13.00.01 и 13.00.08 по педагогическим наукам, а в настоящее время является членом этого совета, а также диссертационного совета Д 212.027.04 при Волгоградском государственном социально-педагогическом университете. Он активно руководит работой дипломников, аспирантов и соискателей, выступает оппонентом по кандидатским и докторским диссертациям. Под его руководством защищено четыре кандидатских диссертации.
Подводя предварительные итоги шестидесятилетнего жизненного пути, В.И.Игошин написал и в 2008 г. выпустил книгу воспоминаний «Записки саратовского провинциала» (Саратов: изд-во «Научная книга», 2008, 664 с.)
Обо всех этих основных этапах своего жизненного пути юбиляр рассказал в своём кратком выступлении, обращённом к присутствовавшим на открытии друзьям, коллегам, родственникам, а также студентам механико-математического факультета, обучающимся по направлению «Педагогическое образование». Выступление и выставка вызвали живой интерес у присутствующих. Юбиляру было задано немало вопросов, на которые он постарался ответить. Присутствовавшие поделились своими воспоминаниями, связанными с их отношениями с юбиляром. Студенты вручили своему профессору большой праздничный торт. В заключение юбиляр отметил, что 65 – возраст, конечно, немаленький и за эти годы кое-что удалось сделать, но, тем не менее, всё же и не совсем преклонный, так что у него имеются ещё большие планы и проекты, которые он намерен осуществить. В конце профессор подарил своим студентам карманный справочник «Определения, теоремы и формулы школьного курса математики» с пожеланием не забывать того, чему учили в школе, с тем, чтобы успешно продолжать учиться на мехмате.