Skip to main content Skip to search

Концерт-презентация сборников М. Шмитца студентами-музыкантами

30 November, 2023 - 14:00

Концерт-презентация сборников М. Шмитца студентами-музыкантами

В первой части концерта ведущий Сухоручкин Тимофей  рассказал о нашем современнике, немецком  композиторе, пианисте, аранжировщике и педагоге – Манфреде Шмитце. Композитор сегодня является автором ряда популярных на Западе и в России сборников для учащихся-пианистов.

Сборник «Мини-джаз» написан для исполнения пианистом сольно, а «Мини-рок» – в ансамбле для четырех и шести рук. Музыка основана на современных ритмах и стилях на базе простого пианистического материала. Буги-вуги и джоггинг, свинг, блюз и ритм-секция — все эти жанры и джазовые приемы можно освоить уже на первых этапах обучения игре на фортепиано. Сборники позволяют педагогам и ученику «шагать в ногу со временем», но также представляют концертным репертуар и материал для любительского музицирования.

Продолжила знакомство со сборниками Шмитца Лазарева Валентина, которая рассказала о  цикле  «25 джазовых инвенций для фортепиано»

На латинском языке слово «инвенция» означает «изобретение», «выдумка». Первые инвенции появились в XVI веке и представляли собой  небольшие двух- или трёхголосные пьесы полифонического склада.

Иоганн Себастьян Бах в 18 веке написал 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций  для своих учеников. Это были подготовительные упражнения к исполнению фуг.  Многие из инвенций появились в «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха».  В 1723 году инвенции  были оформлены в  отдельный сборник пьес.

Манфреду  Шмитцу в ХХ веке удалось  объединить строгую баховскую полифонию с джазовой импровизацией в сборнике «25 джазовых инвенций для фортепиано». Каждая из его инвенций начинается как пьеса И.С. Баха: тема проходит в нескольких голосах, затем она «переплетается» с другими мотивами, противопоставляется им.

Когда тема показана во всех голосах, звучит интермедия, которая написана уже в джазовом стиле. Во второй половине инвенции тема преобразуется до неузнаваемости и начинается настоящая джазовая импровизация. Ведь импровизация – это тоже изобретение и выдумка, только в джазовом стиле. Здесь использованы многие элементы джаза: свинг, смена метра, синкопы, лады с альтерированными и блюзовыми нотами.

В концерте прозвучали  инвенции: № 1, 3, 15, 18,  23, 25.

Сборник Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано» написан музыкальным языком 20 века. Остроумная игра с баховским стилем, свежесть и разнообразие мелодий помогает современным исполнителям понять сложность и красоту полифонической музыки, популярной много столетий назад.

В концерте принимали участие:  Лазарева Валентина, Бугаёв Владимир, Дуброва Мария, Сухоручкин Тимофей – студенты 1 курса и  Николаева Анна, студентка  3 курса.