В первой части концерта ведущий Сухоручкин Тимофей рассказал о нашем современнике, немецком композиторе, пианисте, аранжировщике и педагоге – Манфреде Шмитце. Композитор сегодня является автором ряда популярных на Западе и в России сборников для учащихся-пианистов.
Сборник «Мини-джаз» написан для исполнения пианистом сольно, а «Мини-рок» – в ансамбле для четырех и шести рук. Музыка основана на современных ритмах и стилях на базе простого пианистического материала. Буги-вуги и джоггинг, свинг, блюз и ритм-секция — все эти жанры и джазовые приемы можно освоить уже на первых этапах обучения игре на фортепиано. Сборники позволяют педагогам и ученику «шагать в ногу со временем», но также представляют концертным репертуар и материал для любительского музицирования.
Продолжила знакомство со сборниками Шмитца Лазарева Валентина, которая рассказала о цикле «25 джазовых инвенций для фортепиано»
На латинском языке слово «инвенция» означает «изобретение», «выдумка». Первые инвенции появились в XVI веке и представляли собой небольшие двух- или трёхголосные пьесы полифонического склада.
Иоганн Себастьян Бах в 18 веке написал 15 двухголосных и 15 трехголосных инвенций для своих учеников. Это были подготовительные упражнения к исполнению фуг. Многие из инвенций появились в «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха». В 1723 году инвенции были оформлены в отдельный сборник пьес.
Манфреду Шмитцу в ХХ веке удалось объединить строгую баховскую полифонию с джазовой импровизацией в сборнике «25 джазовых инвенций для фортепиано». Каждая из его инвенций начинается как пьеса И.С. Баха: тема проходит в нескольких голосах, затем она «переплетается» с другими мотивами, противопоставляется им.
Когда тема показана во всех голосах, звучит интермедия, которая написана уже в джазовом стиле. Во второй половине инвенции тема преобразуется до неузнаваемости и начинается настоящая джазовая импровизация. Ведь импровизация – это тоже изобретение и выдумка, только в джазовом стиле. Здесь использованы многие элементы джаза: свинг, смена метра, синкопы, лады с альтерированными и блюзовыми нотами.
В концерте прозвучали инвенции: № 1, 3, 15, 18, 23, 25.
Сборник Манфреда Шмитца «25 джазовых инвенций для фортепиано» написан музыкальным языком 20 века. Остроумная игра с баховским стилем, свежесть и разнообразие мелодий помогает современным исполнителям понять сложность и красоту полифонической музыки, популярной много столетий назад.
В концерте принимали участие: Лазарева Валентина, Бугаёв Владимир, Дуброва Мария, Сухоручкин Тимофей – студенты 1 курса и Николаева Анна, студентка 3 курса.