Центр поддержки одарённых детей приглашает школьников и их родителей к разговору с психологом Центра А. А. Карелиным об открывающихся возможностях и психологических трудностях, возникающих в нашей жизни в период карантина.
Какие преимущества и возможности появляются у родителей в период карантина при временном нахождении дома?
Родители и другие, близкие для ребёнка, люди получают возможность больше времени, чем обычно, находиться вместе со своим ребёнком. Дабы не нарушить «роскошь человеческого общения» и провести это время с пользой для себя и ребёнка стоит (нестрого, творчески) придерживаться некоторых правил.
Сохранять, поддерживать, культивировать благоприятную, спокойную, доброжелательную атмосферу в семье. Тревога детей рождается от тревоги родителей, поэтому очень важно сохранять спокойствие самим родителям. При детях не надо обсуждать какие-то негативные, тревожные моменты сложившейся ситуации. Стоит помнить, что «черную полосу всегда сменяет белая». Доброжелательное спокойствие членов семьи поможет придать ребенку уверенность и чувство защищенности.
Регулярно общаться, разговаривать с ребенком на темы, связанные с его переживаниями, чувствами, эмоциями. Обсуждайте ближайшее и далекое будущее. Стройте (но не навязывайте) планы на будущее, ведь, впереди лето и целая жизнь. Делитесь своими переживаниями и мыслями, рассказывайте истории из жизни о радостных, курьёзных, счастливых событиях, в том числе о преодолении вами и вашими знакомыми трудных жизненных ситуаций. Обычный разговор по душам способен побудить ребенка поверить в свои силы. Посочувствуйте ему, если ребёнок о чём-то переживает. Дети, которые чувствуют поддержку и искреннее внимание родителей, испытывают радость и счастье.
Научить ребенка выражать свои эмоции в социально приемлемых формах. Например, агрессию — через активные виды спорта, физические нагрузки, которые можно выполнять дома. Душевные переживания можно «излить» в доверительном разговоре с близкими людьми, который приносит облегчение. Часто ребенку (особенно подростку) сложно рассказывать о своих переживаниях родителям или сверстникам. С этой целью предложите ребенку записывать свои мысли и переживания. Он может попробовать себя в литературном творчестве, например, принять участие в конкурсе «Я на удалёнке!» и до 29 мая 2020 года присылать свои стихотворные или прозаические сочинения широчайшего тематического диапазона по адресу: cpod@info.sgu.ru. Выложив эмоции на бумагу, он почувствует облегчение, освободившись от возможных негативных мыслей.
Поощрять физическую активность ребенка. Физическая активность поддерживает тонус организма и способствует хорошему настроению, поэтому любая деятельность, требующая физических усилий полезна (уборка по дому, физические упражнения, пение, танцы…). Определите совместно с ребенком, каким активным занятиям он отдаёт предпочтение, находясь дома.
Поддерживать и стимулировать творческий труд ребенка. Конструирование, рисование, плетение «фенечек», украшение одежды, склеивание моделей, все это позволяет ребёнку проявить себя. Воображение позволяет ему отвлечься от негативных переживаний, повседневных проблем и погрузиться в мир своих фантазий. Существует много игр, которые развивают внимание, память, мышление, словарный запас, мелкую моторику. Найдите их. Поиграйте вместе с ребёнком. Вам тоже будет интересно!
Поощрять ребенка к заботе о ближних (представителях старшего поколения, младших детях, домашних питомцах). Приятные обязанности, ощущение, что «кому-то я могу помочь», «без меня не справятся», «я нужен кому-то», очень важны для формирования личности ребёнка. Чувство своей необходимости другим помогает преодолевать нам любые трудности.
Поддерживать семейные традиции, ритуалы. Традиции, в том числе и семейные, укрепляют душевную стойкость человека, создают ощущение взаимосвязи и устойчивости. Важно, чтобы семейная традиция была интересна, полезна и любима всеми поколениями семьи. Семейные ритуалы можно трансформировать так, чтобы дети с удовольствием участвовали в них, а не воспринимали как скучные обязанности.
Стараться поддерживать режим дня ребенка (сон, режим питания, занятий). Резкие изменения режима дня могут вызвать существенные перестройки адаптивных возможностей ребенка и привести к излишнему напряжению. Режим и структура – это ключевые моменты для того, чтобы сохранить не только работоспособность, но и научиться трудиться в новых условиях. Что касается учебы - пусть это будет меньше по времени, чем ребенок проводил в школе, но должна быть определённая структура действий. Например, когда ребенок садиться за компьютер или выполняет задания в тетради, он может переодеваться. Смена одежды – это смена ролей, так ребенку будет проще включиться в учебную деятельность, которой он теперь должен заниматься дома. Полезно выделить пространство для занятий, найти какое-то конкретное место дома, где ребенок будет только заниматься.
Уважаемые родители, эти несколько правил (при творческом их применении) позволят Вам превратить заботы карантина в незабываемые дни тепла и душевной близости с Вашим ребёнком.
Успеха и удачи Вам! До встречи на сайте Центра поддержки одарённых детей СГУ!