Введённые не так давно в систему высшего образования новые образовательные стандарты предполагают значительное увеличение учебных часов для самостоятельной работы студентов, как правило, за счёт сокращения академических часов. Несомненно, в этом есть много положительных моментов. Это и повышение ответственности обучающихся, развитие их компетенций и навыков самостоятельной работы и многое другое.
Вместе с тем, существует целый ряд дисциплин, которые невозможны без прямого диалога преподавателя со студентом. В первую очередь, это относиться к предметам, изучающим природные объекты. Применительно к геологии это такие курсы, как общая геология, минералогия и петрография.
Только непосредственное общение преподавателя и студента помогает понять и запомнить ту или иную породу или минерал. В таком случае сокращение времени может привести к снижению качества преподавания. Решением возникающего противоречия может быть в применении новых нетрадиционных приёмов работы с наглядным материалом, а именно учебными коллекциями.
Одним из таких нововведений в учебный процесс стала тестовая учебная коллекция, разработанная доцентом кафедры общей геологии геологического факультета СГУ Музалевской Л.В. в сотрудничестве с лабораторией геммологии и Региональным музеем Землеведения СГУ.
Принцип работы с коллекцией заключается в том, что студенты должны разложить предлагаемые им образцы, которые не имеют подписей и нумерации, по коробкам, соответственно существующей классификации горных пород: магматические, метаморфические и осадочные. Только правильно разложенные образцы, помогают верно ответить на ряд тестовых вопросов, прилагаемых к коллекции.
Сами образцы представляют собой не просто обломки горных пород, как это делается обычно, а специальным образом подготовленные штуфы: отшлифованные и отполированные с одной стороны, и с поверхностью “дикого камня” с другой.
Шлифованная и полированная поверхность камня позволяет наиболее полно раскрыть внутренние структурно-текстурные особенности той или иной породы. Последнее, с одной стороны упрощает студенту процесс знакомства с каменным материалом, с другой стороны позволяет значительно расширить информацию о том или ином образце.
Подготовленная коллекция поможет студентам лучше идентифицировать минеральный состав пород, определить их текстурно-структурные особенности, выяснить условия их образования и залегания. При работе с коллекцией и отвечая на тестовые вопросы, студенты приобретают навыки самостоятельной работы и умение мыслить геологическими категориями.
Немаловажным является тот факт, что каждый образец в коллекции прошёл стадию петрографического анализа: по каждому из них в лаборатории геммологии СГУ был изготовлен шлиф с целью достоверного определения петрографической номенклатуры породы.
Изготовили три комплекта тестовых коллекций сотрудники лаборатории геммологии и камнесамоцветного сырья СГУ.