В пятницу, 21 января 2022 г., на базе географического факультета СГУ состоялось занятие «Лектория географического олимпиадного движения». Этот Лекторий рассчитан на учителей, школьников и всех тех, кто интересуется географией.
Первое мероприятие Лектория в 2022 году - учебное занятие «Современные методики подготовки обучающихся к муниципальному и региональному этапам Всероссийской олимпиады школьников». Его провели разработчики заданий, преподавательский состав географического факультета и старший методист кафедры гуманитарного и эстетического образования ГАУ ДПО «СОИРО» («Саратовского областного института развития образования») Гришечко А.В.
На мероприятие были приглашены 22 учителя географии области, которые занимались подготовкой школьников к Олимпиаде, и чьи ученики прошли на региональный этап Всероссийской Олимпиады по географии, (состоится 10 февраля 2022 года). В их число вошли представители из 6 школ, 3 гимназий и 6 лицеев разных районов Саратова. Область была представлена учителями географии трех образовательных учреждений: школы № 6 г. Маркса; школы с. Старые Бурасы Базарно-Карабулакского р-на и школы с. Морцы Федоровского р-на Саратовской области.
Открыла мероприятие Алла Васильевна Гришечко, которая познакомила присутствующих с результатами муниципального этапа Олимпиады по нашей области и планируемыми датами проведения регионального этапа. В своем выступлении она затронула тему роли заинтересованности школьников в обучении географии и в процессе подготовки к олимпиадам и конкурсам.
Доценты кафедры экономической и социальной географии Юрий Владимирович Преображенский и Ирина Александровна Ильченко познакомили присутствующих со спецификой заданий по общественной географии. В своей презентации Юрий Владимирович охарактеризовал все типы заданий и методы их решений, ориентировал слушателей на группы вопросов, которые ежегодно встречаются в Олимпиаде, остановился на заданиях с применением расчетных методов.
Продолжая характеризовать задания по экономической и социальной географии, встречу продолжила Ильченко И.А. Она отметила, что, внимательно читая задания, можно было найти несколько подсказок, которые помогли бы верно определить географический регион. Ирина Александровна отметила, что задания теоретического тура по сравнению с предыдущим годом были более интересны, разнообразны и адаптированы к особенностям Саратовской области.
Специфику вопросов по физической географии озвучила доцент кафедры физической географии и ландшафтной экологии Долгополова И.К. Ирина Константиновна рассказала об основных принципах подготовки комплекта олимпиадных заданий, остановилась на разборе заданий закрытого и открытого типов. Она подчеркнула, что без знания географической номенклатуры - если ребенок не разбирается, где находится объект - правильный ответ невозможен. Обращаясь к учителям, лектор отметила также необходимость развивать у школьников умение работать с картами разных масштабов, учить их отмечать причинно-следственные связи, которые необходимы для успешного решения заданий на восстановление последовательности.
Вопросы по картографии комментировал старший преподаватель кафедры геоморфологии и геоэкологии Хворостухин Д.П. Дмитрий Павлович структурировал и представил перечень типов заданий, ежегодно присутствующих в данном этапе Олимпиады за последние пять лет. Выступающий отметил, что ежегодно у школьников возникают трудности с решением вопросов, связанных с работой с топографической картой. Это происходит, в том числе, из-за того, что на изучение этого материала практически не отводится часов на школьных уроках географии. В своем выступлении Хворостухин Д.П. отметил, что половина участников не справляется с заданиями по определению масштаба, делает много ошибок при определении азимута и в других заданиях, связанных с картографическим материалом. В связи с этим было решено проводить для школьников и учителей занятия по работе с картой на базе факультета.
Далее об олимпиадных вопросах по метеорологии и климатологии рассказала доцент кафедры метеорологии и климатологии Морозова С.В. Светлана Владимировна подробно остановилась на решении задачи, связанной с прибором для регистрации продолжительности солнечного сияния в течение дня (гелиографом). Она отметила, что задания с актинометрическими приборами, как это было в этом году, скорее всего будут появляться периодически. Именно поэтому, их разбору и было посвящено одно из занятий в летней школе для одаренных детей «Созвездие» в 2021 году.
О специфике вопросов по краеведению рассказала старший преподаватель кафедры физической географии и ландшафтной экологии Тархова Л.А. Она отметила, что блок этих вопросов из-за отсутствия часов в учебных планах школьников требует в основном самостоятельного изучения. Лариса Анатольевна также обратила внимание учителей на учебно-методические разработки сотрудников факультета - атласы и пособия, связанные с нашей областью. Вопросы на основании сведений из них ежегодно используются в заданиях Олимпиады. Лариса Анатольевна отметила, что для подготовки школьников с 2013 года при Саратовском областном отделении РГО осуществляет свою деятельность Школьный клуб краеведения. По просьбам учителей было решено сообщить о дате и анонсе следующего занятия клуба и, по возможности, провести его в дистанционном формате.
По ходу занятия учителя смогли задать вопросы представителям географического факультета и выразили просьбу - создать учебно-методическое пособие по подготовке к Олимпиадным заданиям по географии муниципального этапа.
Гишечко А.В. подвела итоги занятия, выступив с докладом «Проблемы и перспективы подготовки школьников к олимпиаде по географии». Она выразила общее мнение о необходимости таких встреч-обсуждений и поддержала просьбу учителей о создании разработчиками Олимпиадных заданий пособия им в помощь. От учителей поступило предложение в будущем продолжить разборы заданий Олимпиад муниципального и регионального этапов прошлых лет.
Следующий семинар для учителей географии области «Современные методики преподавания географии в школах» состоится 18 февраля. Он будет посвящен 150-летию со дня рождения В.К. Арсеньева. На семинаре будут рассматриваться методики и материалы, которые могут предложить сотрудники факультета в помощь учителям для развития географических знаний школьников. Их можно использовать также в качестве дополнительного мотивационного стимула для обучающихся.