Skip to main content Skip to search

 

История кафедры педагогики

Саратовского государственного университета

Кафедра педагогики Саратовского государственного университета имеет богатую историю, на ней работало много талантливых ученых, опытных специалистов системы народного образования, подлинных мастеров своего дела.

Первоначально в СГУ отсутствовала общеуниверситетская кафедра педагогики и курс педагогики читался студентам преподавателями факультетов. В июле 1939 года кафедра педагогики была организована на филологическом факультете, ее первым заведующим был назначен Илья Сергеевич Каменоградский, кандидат педагогических наук, отличник народного просвещения, который за годы работы в СГУ занимал должности декана филологического факультета, проректора по учебной работе СГУ. Он был замечательным лектором, его книга «О мастерстве лектора» до сих пор используется многими преподавателями в своей практической деятельности.

13 октября 1954 года была впервые создана общеуниверситетская кафедра педагогики и психологии, которую также возглавил И.С. Каменоградский. С 1965 по 1969 год кафедрой педагогики и психологии руководил доктор педагогических наук, профессор Николай Николаевич Студенцов. Н.Н. Студенцов крупный ученый в области педагогики и методики преподавания географии проработал в СГУ 25 лет, внес большой вклад в развитие педагогической науки, в подготовку учительских кадров. Предметом его научного интереса были проблемы методики обучения географии: как сделать, чтобы обучение географии было наиболее эффективным, само учение ребят – увлекательным, содержательным и доступным. Эрудиция и многогранный талант Н.Н. Студенцова проявились в исследовании вопроса повышения научного уровня преподавания географии в школе. Монография «Урок географии в школе» и по сей день является одной из настольных книг учителей географов. Николай Николаевич вел исследования по теоретическим основам школьной географии. Результаты этой работы отражены в монографии «Теоретические основы школьного страноведения» и в одной из глав книги «Методика обучения географии». Вместе с другими авторами, создателями этой книги, Н.Н. Студенцов стал лауреатом премии АПН СССР.

Николай Николаевич стремился раскрыть основы построения школьного курса географии с научной точки зрения, но, пожалуй, самая главная практическая ценность его исследований заключается в формулировке и научном обосновании основных положений школьной географии, которые действуют и поныне, в предложениях, сделанных им по усовершенствованию этого учебного предмета. Обобщенные результаты многолетнего кропотливого исследования были положены в основу докторской диссертации Николая Николаевича, блистательно защищенной им в 1964 г. в Ленинградском педагогическом институте им. А.И. Герцена.

Более 80 работ опубликовано учителем, ученым, педагогом. Николай Николаевич много и плодотворно работал со студентами, привлекая их к научно-исследовательской работе. 50 лет своей жизни он посвятил педагогической деятельности. Отметим, что неоднократно Николай Николаевич поощрялся различными знаками отличия, грамотами, званиями. Он был участником Великой Отечественной войны, имел боевые награды. Он плодотворно совмещал свою научную и учебно-методическую работу, опубликовал большое количество книг, пособий, научных статей. Книги Н.Н. Студенцова «Занимательная география» и «Методика обучения географии в средней школе» пользовались большим спросом у учителей и неоднократно поощрялись дипломами всесоюзных конкурсов. С особой благодарностью сотрудники кафедры педагогики помнят и чтят заветы этого скромного человека и известного ученого. Завидное трудолюбие, неутомимость исследователя, творческое горение – вот что передал нам, потомкам, Николай Николаевич Студенцов

В 1970 году заведующим кафедрой педагогики и психологии университета был назначен доктор психологических наук Лев Петрович Доблаев, который является автором многочисленных научных трудов и методических пособий по педагогике и психологии.

16 июня 1975 г. приказом ректора СГУ № 100-к кафедра педагогики становится самостоятельным общеуниверситетским учебным подразделением отдельным от кафедры психологии. С 1976 г. кафедру возглавил профессор, доктор педагогических наук Леонид Григорьевич Вяткин, академик Международной академии акмеологических наук, член-корреспондент РАО. Им создано научно- исследовательское направление « Изучение познавательной самостоятельности учащихся».

Вся жизнь Леонида Григорьевича была отдана образованию: более 50-ти лет он плодотворно трудился в средней и высшей школе, ровно 37 лет − в Саратовском университете. Леонид Григорьевич был награжден медалью имени К.Д. Ушинского − этой наградой отмечаются лучшие учителя, ученые и общественные деятели за выдающиеся педагогические труды и заслуги в области воспитания и образования. Его работа в высшей школе также была отмечена: Леониду Григорьевичу присвоены почетные звания − заслуженный профессор СГУ и заслуженный работник высшей школы Российской Федерации.

Леонид Григорьевич очень много работал, отдавая педагогическому делу всю душу и все свое время. Защитив докторскую диссертацию на тему «Теоретические основы развития познавательной самостоятельности учащихся на уроках русского языка», он представил идеи и результаты исследования в 5-ти монографиях и других 400-х публикациях, среди которых книга «Дидактика». Она заняла в 1981 г. первое место на республиканской выставке и отмечена Почетной грамотой. Доклад «Развитие познавательной активности и самостоятельности студентов младших курсов» также был отмечен грамотой в 1983 г. на тематической выставке ВДНХ «Университеты – ведущие учебно-методические центры нашей страны». С результатами своих исследований

Книги Л.Г. Вяткина по специальности («Общие основы педагогики», «Основы педагогики», «Основы педагогики высшей школы», «Содержание и организация педагогической практики», «Теория коллектива: мифы и реальность», «Современное высшее образование: проблемы и перспективы развития творческого потенциала обучаемых (акмеологические аспекты)» и др.) стали библиографической редкостью. Такие популярные художественно-публицистические произведения, как «О смысле жизни», «Педагогика наших отцов», до сих пор особенно ценятся учителями школ и преподавателями вузов.

Значительным событием для кафедры стало открытие в 1993 году кандидатского диссертационного совета по педагогическим наукам, председателем которого стал профессор Вяткин Л.Г. В апреле 2004 года статус совета был изменен – совет стал докторским, председателем была утверждена академик Международной академии наук педагогического образования, почетный работник высшего профессионального образования РФ, доктор педагогических наук, профессор Железовская Г.И.

В феврале 2010 года кафедра педагогики вошла в состав факультета психологии. Это закономерное событие в истории кафедры, поскольку педагогика и психология традиционно тесно сотрудничают друг с другом.

Научная работа кафедры осуществляется по следующим основным фундаментальным направлениям: инновации и риски в современном образовании, научно-методическое обеспечение образовательного процесса в университете, теоретико-методологические основы изучения языка современной педагогики; подготовка учителя в условиях университетского образования; развитие познавательной самостоятельности и творческой активности личности в школе и вузе. Научное сотрудничество кафедры осуществляется со многими научными институтами и университетами (Институт теории и истории РАО, Поволжское отделение РАО, Московский государственный университет, Самарский педагогический университет, Казанский государственный университет, Ярославский государственный педагогический университет имени К.Д. Ушинского и др.).

Кафедра осуществляет подготовку аспирантов очной и заочной форм обучения по двум специальностям: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.08. – теория и методика профессионального образования. Сегодня кафедра принимает участие в подготовке учителей.

В разные годы на кафедре педагогики работали такие талантливые педагоги и увлеченные исследователи, как Тючкалов В.Ф., старший преподаватель кафедры – один из лучших лекторов университета; Михеев С.В., и. о. доцента, заслуженный учитель школы РФ; Сурков Ю.В., кандидат педагогических наук, доцент; Балаева В.И., кандидат педагогических наук, доцент; Ястер И.В., кандидат педагогических наук, доцент; Тельтевская Н.В., доктор педагогических наук, профессор; Макашов В.Я., кандидат педагогических наук, профессор и др.

Кафедра педагогики СГУ вместе с кафедрой психологии в 2010 года стали основой создания факультета психологии. В настоящее время кафедра объединяет девять ведущих специалистов в области педагогики. При кафедре педагогики открыты две магистерских программы («Педагогическая инноватика и рискология» и «Педагогика одаренности»). Заведует кафедрой педагогики кандидат педагогических наук, доцент Екатерина Игоревна Балакирева.

С глубокой благодарностью и душевной теплотой сотрудники кафедры вспоминают о своих замечательных учителях и стараются продолжить заложенные ими традиции, развить их, способствуя постоянному совершенствованию и улучшению качества подготовки выпускников университета.

Турчин Г.Д.,

к.п.н., профессор кафедры педагогики СГУ