Цель дисциплины – формирование у студентов исследовательской установки, представлений о логике, этике и технологии психологического исследования, а также оснащение навыками организации и проведения адекватной и грамотной исследовательской работы в различных учреждениях образования, что является базовым элементом профессиональной культуры педагога-психолога.
Главные задачи дисциплины:
- обеспечить учащихся базовыми сведениями о таких понятиях как научная парадигма, методология классической и современной (неклассической) науки;
- создать у магистрантов представления о логике и структуре психолого-педагогического исследования, способах анализа, интерпретации и представления исследовательских данных, этической стороне исследования и специфике исследовательской работы в системе образования;
- способствовать формированию у будущих психологов исследовательской установки, профессионального мышления, а также готовности использовать полученные знания и умения для решения практических задач психологии образования.
Курс «Методология научных исследований в образовании» ориентирован на теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности в системе образования и различных направлениях социальной сферы, связанных с психическим развитием личности. Данная дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в базовую обязательную часть учебного плана по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Студентам необходимы знания экспериментальной психологии и основ математической статистики. Таким образом, необходимо основываться на таких дисциплинах программы бакалавриата как «Общая и экспериментальная психология», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».
Дисциплина имеет межпредметные связи с дисциплинами «Современное состояние и перспективы развития системы образования», «Статистические и математические методы в психолого-педагогических исследованиях»; требуемые компетенции также приобретаются в процессе параллельного изучения курсов базовой части: «Психолого-педагогические основы проектирования в образовании и социальной сфере», «Культурно-историческая психология и деятельностный подход в образовании», «Научно-исследовательская работа».
Полученные знания, умения, владения могут быть применены магистрантами при освоении последующих дисциплин, в частности – «Психолого-педагогическая культура субъектов образования», «Диагностика образовательной среды»; все виды практик.
Файл рабочей программы (заочная форма):