Цель дисциплины – формирование у студентов исследовательской установки, представлений о логике, этике и технологии психолого-педагогического исследования, а также оснащение навыками организации и проведения адекватной и грамотной исследовательской работы в различных учреждениях образования, что является базовым элементом профессиональной культуры педагога-психолога и социального педагога.
Главные задачи дисциплины:
· обеспечить учащихся базовыми сведениями о таких понятиях как научная парадигма, методология классической и современной (неклассической) науки;
· создать у магистрантов представления о логике и структуре психолого-педагогического исследования, способах анализа, интерпретации и представления исследовательских данных, этической стороне исследования и специфике исследовательской работы в системе образования;
· способствовать формированию у будущих психологов и социальных педагогов исследовательской установки, профессионального мышления, а также готовности использовать полученные знания и умения для решения практических задач психологии образования.
Курс «Методология научных исследований в образовании» ориентирован на теоретическую и практическую подготовку к профессиональной деятельности в системе образования и различных направлениях социальной сферы, связанных с психическим развитием личности. Данная дисциплина в основной образовательной программе высшего профессионального образования по подготовке магистров включена в Модуль 1 «Исследование и прогнозирование в образовании» учебного плана по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
Студентам необходимы знания экспериментальной психологии и основ математической статистики. Таким образом, необходимо основываться на таких дисциплинах программы бакалавриата как «Общая и экспериментальная психология», «Качественные и количественные методы психологических и педагогических исследований», «Психолого-педагогический практикум», «Психолого-педагогическая диагностика», «Профессиональная этика в психолого-педагогической деятельности».
Дисциплина имеет межпредметные связи с дисциплинами «История и философия науки», «Педагогика высшей школы»; требуемые компетенции также приобретаются в процессе параллельного изучения курсов: «Математико-статистические методы в психолого-педагогических исследованиях», «Психология управления».
Полученные знания, умения, владения могут быть применены магистрантами при освоении последующих дисциплин, в частности – «Психолого-педагогическое взаимодействие субъектов образования», «Организация профессиональной деятельности психолога в общем образовании»; все виды практик.
Файл рабочей программы (очная форма обучения)
Методология и методы психологических и социально-педагогических исследований (подпись)