Доцент кафедры немецкого языка и МЕП А.Я. Минор принял участие в работе V Международной научно-практической языковой конференции «Немцы России: Непрерывное языковое образование. Мотивация. Ресурсы. Модели»
Доцент кафедры немецкого языка и МЕП А.Я. Минор принял участие в работе V Международной научно-практической языковой конференции «Немцы России: Непрерывное языковое образование. Мотивация. Ресурсы. Модели»
Конференция состоялась с 1 по 4 октября 2017 года в Москве в здании Общественной палаты Российской Федерации.
После пленарных докладов состоялась подиумная дискуссия, в ходе которой российские и германские эксперты обсуждали проблему изучения немецкого языка как родного и его сохранения в качестве коммуникативного средства также за пределами семьи.
В дискуссии приняли участие российские и германские эксперты, среди них доцент кафедры немецкого языка и методики его преподавания Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, к. фил. н. Александр Минор, а также журналист Arte TV Роман Шелль. Модератором беседы выступила психолог из Германии Мартина Шарф.
Дискуссия затрагивала тему сохранения и изучения диалектов немцев России. Участники беседы подробно представили имеющиеся сегодня возможности изучения немецкого языка как родного – в детских садах, на курсах немецкого языка в центрах встреч, в этнокультурных лагерях. Особый акцент был сделан на необходимости формирования системы непрерывного языкового образования для российских немцев: детский сад – школа – университет.
Эпицентром подиумной дискуссии стал вопрос об использовании билингвальной методики в системе обучения российских немцев родному языку и его сохранения. В частности опытом воспитания билингов поделилась Бригитте Хандлер, рассказав о системе обучения языку с раннего возраста в датской общине в Германии. В некоторых детских садах обучение ведется в игровой форме сразу на двух языках: немецком и датском. Язык изучают через слова необходимые в быту: название столовых приборов, окружающих предметов и др.
О проблеме сохранения диалектов с точки зрения преподавателя вуза шла речь в выступлении Александра Яковлевича Минора. Он подчеркнул, что в связи с узким коммуникативным радиусом преподавание диалектов в университете не может быть отдельной дисциплиной. Диалекты необходимо изучать как живые примеры многообразия языка. Диалекты, по его мнению, могут также стать лингвистическим украшением художественных произведений.
По окончании дискуссии ее участники пришли к выводу, что любовь к языку должна прививаться в семьях. Дети должны знать язык родителей, своих предков.
У гостей конференции была возможность задать вопросы и выразить собственную точку зрения по данному вопросу.
В ходе работы секции «Немецкий как язык этнического меньшинства: поддержка и сохранение. Wjar schwezt denn to noch Taitsch?» участники обсудили современное состояние немецких диалектов в России, возможности сохранения диалектных форм немецкого языка в семьях и применение этнокультурных материалов на занятиях по немецкому языку.
Вниманию участников конференции был представлен уникальный двухтомный Словарь немецко-поволжского марксштадтского диалекта, изданного под редакцией А. Я. Минора в 2016 году в рамках гранта РГНФ.
Эксперты в области диалектологии выступили с докладами, представили литературу по теме, а также внесли свои предложения в резолюцию конференции, среди которых наиболее важным является инициатива А.Я. Минора начать проектную работу со школьниками по сбору и документации диалектных слов и выражений, а также различных фольклорных произведений на диалектах российских немцев. Речь идет о шванках, песнях, рецептах, заговорах и т. п. Такая проектная работа повысит мотивацию и заинтересованность школьников в изучении немецкого языка. Материалы решено публиковать на интернет-сайте Российско-немецкого дома в городе Томске и других сайтах, связанных с немецким языком и культурой.