Целью освоения дисциплины «Коммуникативный практикум» является совершенствование коммуникативной компетентности обучающихся, которое базируется на осознании своего поведения в различных ситуациях и оптимальном использовании существующих личностных ресурсов. По форме и содержанию коммуникативная компетентность студентов непосредственно соотносится с особенностями выполняемых ими социальных ролей в учебной, повседневной и будущей профессиональной деятельности. Актуализация проблемы развития коммуникативной компетентности студентов связана с необходимостью решения задач адаптации к условиям обучения, а также учета особенностей коммуникации с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Дисциплина «Коммуникативный практикум» является адаптационной дисциплиной, входит в Блок ФТД «Факультативы». Дисциплина «Коммуникативный практикум» является факультативной дисциплиной, изучается в 1 семестре. Дисциплина «Коммуникативный практикум», являясь адаптационной дисциплиной, предназначена для формирования и коррекции коммуникативных навыков как у лиц с ограниченными возможностями здоровья, так и у взаимодействующих с ними людей. Освоение дисциплины способствует устранению нарушений коммуникативных умений, формированию благоприятного социально-психологического климата в академической группе, повышению уровня социальной адаптации в учебной и будущей профессиональной деятельности.
Результаты освоения дисциплины относятся к общекультурной компетенции, определяемой как:
- способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия. (ОК-5) В результате освоения дисциплины «Коммуникативный практикум» обучающийся должен:
знать: - теоретические основы, структуру и содержание процесса деловой коммуникации;
- методы и способы эффективного общения, проявляющиеся в выборе средств убеждения и оказании влияния на партнеров по общению;
- особенности восприятия, понимания и взаимодействия людей, находящихся в условиях сенсорной депривации;
- приемы психологической защиты личности от негативных, травмирующих переживаний, способы адаптации;
- способы предупреждения конфликтов и выхода из конфликтных ситуаций;
- правила активного стиля общения и успешной самопрезентации в деловой коммуникации.
уметь: - толерантно воспринимать и правильно оценивать людей, включая их индивидуальные характерологические особенности, цели, мотивы, намерения, состояния;
- учитывать особенности общения и взаимодействия в условиях дефицита обратной связи и сенсорной информации партнеров по общению;
- ориентироваться в новых аспектах учебной деятельности и организации жизнедеятельности в условиях образовательной организации;
- находить пути преодоления конфликтных ситуаций, встречающихся как в учебной деятельности, так и вне ее;
- ставить задачи профессионального и личностного развития.
владеть: - оптимальными с точки зрения достижения цели стилем, средствами и приемами общения;
- навыками эффективного командного взаимодействия;
- правилами взаимодействия со структурными подразделениями образовательной организации;
- навыками взаимодействия с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.