Целями освоения дисциплины является изучение исторически различных теорий конкуренции, а также ее развитие в современной экономике и ее место в системе современных экономических дисциплин, а также роль конкуренции в формировании глобальных, макро- и микрологистических систем в экономике.
В объеме учебной программы предполагается рассмотреть основные подходы к конкуренции, виды конкуренции в современной экономике, а также направления ее развития и на основе этого формирование современных рыночных структур. Изучение «Теории и практики предпринимательской конкуренции» способствует формированию у студентов системы знаний о необходимости конкурентных отношений в экономической системе, о видах, способах и средствах конкуренции.
Дисциплина «Теория и практика предпринимательской конкуренции» входит в вариативную часть блока дисциплин. Предлагается обучающимся для освоения в 6 семестре. Данный курс основывается на знании микроэкономики, экономики предприятия, технико-экономического анализа предприятия. Данный курс раскрывает основное содержание и значение истории возникновения и развития конкурентных отношений в различных сферах экономики, а также о ее роли в формировании микро и макроэкономических систем. Курс «Теория и практика предпринимательской конкуренции» углубляет и расширяет систему знаний о явлениях и процессах рыночной экономики, о способах и средствах формирования конкурентных стратегий.
В результате освоения дисциплины формируются следующие компетенции: способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов; способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
•Знать: Основные теоретические положения и ключевые концепции всех разделов дисциплины, направления развития теории конкуренции; понимать проблемы современного развития рыночных отношений на основе конкурентных отношений, а также знать исходные данные, необходимые для различных расчетов деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности, а также знать экономические разделы планов современного предприятия в соответствии с существующими стандартами.
•Уметь: использовать методики расчетов конкурентоспособности продукции и фирм в своей профессиональной и организационно-экономической деятельности, проводить базовый анализ конкурентной политики фирмы, ее конкурентного окружения, оценивать конкурентоспособность продукции; выявлять проблемы формирования конкурентных отношений при анализе конкретных ситуаций как на микро так и на макроуровнях, предлагать способы и методики их решения и оценивать ожидаемые результаты; также уметь в письменной и устной форме логично на основе аналитического материала оформлять результаты своих исследований,
•Владеть: логикой теории конкуренции; категориальным аппаратом теории конкуренции на уровне понимания и свободного воспроизведения; методиками расчетов наиболее важных показателей деятельности основных субъектов конкуренции, важнейшими методами анализа экономический явлений, владеть навыками работы с информационными источниками и справочной экономической литературой при составлении расчетов деятельности предприятий.