Защищены две кандидатские диссертации

16 September, 2022 - 15:45

Защищены две кандидатские диссертации

15 сентября на заседании Диссертационного совета по химическим наукам 24.2.392.03 состоялась защита кандидатской диссертации ассистента кафедры полимеров на базе ООО «АКРИПОЛ» ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Бабичевой Татьяны Сергеевны «Физико-химические основы получения микротрубок хитозана» на соискание ученой степени кандидата химических наук по специальности 1.4.4. Физическая химия (научный руководитель – доктор химических наук, профессор Шиповская Анна Борисовна).

Диссертационное исследование Бабичевой Татьяны Сергеевны посвящено исследованию физико-химических свойств и фазового состояния системы хитозан – гликолевая кислота в широком диапазоне концентрации компонентов, ионной силы среды, температуры и кинетики однонаправленной диффузии ионов OH− в процессе ионообменной реакции нейтрализации гликолята хитозана для получения микротрубок медико-биологического назначения.

В диссертации разработан способ получения микротрубок хитозана с использованием межфазной ионно-обменной реакции при варьировании границы раздела ее протекания, природы нейтрализующего реагента, условий термо(крио)обработки и введения структурообразующей добавки. Выявлена сопоставимость наилучших образцов микротрубок с прочностно-эластическими показателями современных биопротезов и нативных трубчатых органов человека; показана перспективность применения микротрубок хитозана в медико-фармацевтических приложениях вследствие их гемо(био)совместимости, контролируемой биодеградации, способности загрузки/высвобождения лекарственного вещества.

Оппонентами диссертационного исследования выступили доктор химических наук, профессор, главный научный сотрудник, зав. лабораторией инженерии биополимеров ФГУ ФИЦ «Фундаментальные основы биотехнологии» РАН Варламов Валерий Петрович и кандидат химических наук, доцент кафедры высокомолекулярных соединений и общей химической технологии химического факультета ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Шуршина Анжела Соматовна. Ведущая организация – ФГБУН «Институт физической химии и электрохимии имени А.Н. Фрумкина» РАН, г. Москва.

-----------------------

15 сентября на заседании Диссертационного совета по химическим наукам 24.2.392.03 состоялась защита кандидатской диссертации соискателя кафедры органической и биомолекулярной химии Химико-технологического института ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина» Садиевой Лейлы Керим кызы (научный руководитель – доктор химических наук, профессор РАН, Зырянов Григорий Васильевич).

Диссертационное исследование Садиевой Лейлы Керим кызы «Адаптирующиеся хемосенсоры ряда пирена и антрацена: синтез и фотофизические свойства» (специальность 1.4.3. Органическая химия) посвящено поиску оптимальных путей получения, характеризации свойств и применению для обнаружения нитросодержащих аналитов люминесцентных адаптирующихся хемосенсоров на базе полициклических структур. В диссертационной работе подробно изучены взаимосвязь между структурой и геометрией молекулы хемосенсора и его люминесцентными свойствами, и, как следствие, способностью к обнаружению взрывчатых веществ. Важным результатом диссертационной работы разработка простых и недорогостоящих метода синтеза подобных хемосенсоров, в том числе одностадийного синтеза дизамещенных полициклическими фрагментами пентанов, способных адаптировать свою геометрию под условия окружающей среды и под аналит. Показана возможность применения полученных хемосенсоров для качественного обнаружения и количественного определения нитросодержащих взрывчатых веществ посредством тушения люминесценции, в том числе и без использования лабораторного аналитического оборудования. Предполагается, что полученные хемосенсоры могут быть использованы на практике для экспресс-обнаружения нитросодержащих взрывчатых веществ, лекарственных препаратов и экотоксикантов. Оппонентами диссертационного исследования выступили доктор химических наук, профессор кафедры органической и биоорганической химии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Пчелинцева Нина Васильевна и кандидат химических наук, доцент кафедры органической и медицинской химии Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» Бурилов Владимир Александрович. Ведущая организация – ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет», г. Ставрополь.