Skip to main content Skip to search

Документы

Положение о факультете
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"
Расписание летней сессии ЗАОЧНИКИ 2023-2024 уч. год
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

В IV смену в СОЛ «Чардым» работала 2 Летняя полевая экологическая школа, или Школа биологов

8 августа, 2018 - 15:45

В IV смену в СОЛ «Чардым» работала 2 Летняя полевая экологическая школа, или Школа биологов

В спортивно-оздоровительном лагере СГУ «Чардым им. В.Я. Киселева», который находится на прекрасном волжском острове в окрестностях села Чардым, в IV оздоровительную смену 2018 г прошла 2 Летняя полевая экологическая школа, или Школа биологов. В ней принимали участие студенты биологического и механико-математического факультетов.

Работа Экошколы является одним из направлений мероприятий непрерывного экологического образования, которое осуществляется преподавателями биологического факультета во главе с деканом профессором, доктором биолоических наук О.И. Юдаковой. Руководитель Экошколы – доцент кафедры морфологии и экологии животных, к.б.н. Т.В. Перевозникова.

Задачами Экошколы-2018 стала популяризация экологических знаний, развитие экологической культуры и обучение студентов технологиям организации своих собственных научных исследовательских проектов в области полевой экологии и биологии.

Программа Экошколы была очень насыщенной, не оставляя ее участникам ни минуты свободного времени. Экошкола была интегрирована в общественную, культурную и спортивно-оздоровительную систему, сложившуюся в СОЛ «Чардым» и, в целом, во всем университете. Студенты были вовлечены в спортивно-оздоровительный режим (включая питание в столовой, зарядку, спортивные мероприятия) и ключевые культурно-массовые мероприятия лагеря. Решение создать такую Экошколу стало очень удачным решением, т.к. предоставило студентам СГУ еще одну возможность совмещать учебу и отдых, проявлять свои творческие и спортивные таланты, начать свое первое научное исследование, научиться навыкам здорового образа жизни (ЗОЖ). Для участников Экошколы были организованы дневной и вечерний образовательные модули, во время которых реализовывалось ключевые направления содержания экологического образования.

Занятия и мастер-классы проводили ведущие специалисты СГУ. Искренний интерес у студентов вызвал психологический тренинг «Учитесь властвовать собой, или о том, как познать себя и построить программу саморазвития», который посвятила биологам начальник Управления социальной работы СГУ Наталья Петровна Сергеева. Студенты отметили, что увлекательный рассказ о методах и технологиях самопознания, а также применение на практике разнообразных психологических тестов, ‑ помогло им не только лучше понять себя, но и правильно выбрать направление своей первой научной работы.

Эту тему продолжила тьюторская площадка «Идеи и технологии моей первой научной работы по экологии» и мини-конференция. Были заслушаны такие доклады, как «Поиск информации и выступление на английском языке по теме научной работы: цели, мотивации, технологии» (студент 2 курса мехмата М.М. Перевозников); «Организация и проведение полевых экологических школ для школьников и студентов в Саратовской области: опыт, методы, результаты» (Е. Гусева, А. Чумаченко, 3 курс биофака)»; «Задачи, гипотеза, этапы, методика, технологии выполнения научного проекта по полевой экологии» (Т.В. Перевозникова, Э.И. Кайбелева); «Губки и мшанки – ключевые организмы-биофильтраторы перифитона на модельном участке течения Волгоградского водохранилища в окрестностях пос. Чардым» (Л.М. Катаньо, 3 курс биофака) и другие.

Аспирант кафедры ботаники и экологии М.В. Лаврентьев провел с участниками экошколы познавательную экскурсию «Ботаника в практике изучения биоразнообразия региона и методика проведения ботанической экскурсии». Т.В. Перевозникова продолжила экскурсионное направление в работе Экошколы, став автором экскурсии по орнитологии «Орнитофауна Чардымской поймы и методика проведения орнитологической экскурсии» и практикума по ихтиологии «Плотва или красноперка? Изменчивость и гибридизация у сорных видов волжских рыб».

Инженер Зоологического музея СГУ Н.М. Силкина провела занятие по таксидермии «Практическая остеология и методика изготовления зоологических препаратов для кабинета биологии», которое дало основу для изготовления серии зоологических планшетов «Скелет птицы». Аспирант кафедры морфологии и экологии животных Артур Айрапетян выступил с интересным рассказом «Герпетология как увлекательное направление научной работы по экологии», в котором поделился своим опытом по изучению змей, в том числе ядовитой гадюки Никольского, которая занесена в Красную книгу.

Мини-экофестиваль «Экология и я», который прошел в рамках работы полевой экошколы, в качестве лейтмотива нес тезис о том, что экология ‑ наука, осуществляющая межпредметное и творческое взаимодействие. Поэтому экофестиваль объединил и творчество литературного клуба биологического факультета СГУ «Твоя юность», и площадку «Город мастеров: экология в творчестве участников экошколы», где прозвучали авторские стихи и песни, были представлены объекты изобразительного искусства и хенд-мейда, каждый из которых нес экологическую идею. Например, творческое выступление М.М. Перевозникова было посвящено проблемам хищнического (браконьерского) отношения к природе и уникальной живучести животных. Полезным показался мастер-класс вожатой 1 категории, имеющей большой опыт работы с детьми в летних оздоровительных лагерях, студентки 3 курса Екатерины Буденной «Вожатское мастерство и его экологическая направленность». «Что такое экожурналистика?», ‑ ответ на этот вопрос несла презентация Елены Гусевой, где также анализировался опыт издания ежедневной газеты – летнего приложения к студенческому журналу ‑ «СГУщенка. Остров».

В работу Экошколы был включен экологический квест «Экологические проблемы Чардымской поймы» (нужно было сфотографировать экологическую проблему острова или привести всех к ней, а затем рассказать о ней, применяя самые разные формы презентации), а также экологическая игра-викторина «Флора и фауна».

Участники Экошколы могли поучаствовать в анкетировании по направлениям «Диагностика физиологических особенностей организма, лежащих в основе здорового образа жизни» и «Определение уровня экологической и краеведческой грамотности». Результаты диагностики легли в основу круглого стола, во время которого студенты могли не только внимательнее взглянуть на обнаруженные проблемы, но и коллективно разработать эффективные пути их преодоления. Формированию навыков ЗОЖ также был посвящен мастер-класс «Организация правильного режима дня студента, или технологии личного хронометража» и тренинг «Семь шагов к формированию полезной привычки». Иными словами, образовательный блок о ЗОЖ в работе Экошколы был основан на стадиях формирования ЗОЖ: «Изучаем себя и свой образ жизни, формулируем проблемы, анализируем и корректируем их, ставим новые цели, вводим новые изменения в образ жизни и закрепляем (сохраняем) полезные привычки в повседневной жизни». Для того чтобы воплощать важнейшие направления ЗОЖ в первую очередь необходимо выявить ключевые нарушения в нем.

Каждый участник 2 Летней полевой экологической школы, или Школы биологов, стал активным творцом того содержания, которым было наполнено это время. Опыт и идеи, которые транслировались на площадках Экошколы, ‑ все участники это отметили по ее завершению, ‑ должны пригодиться как в повседневной жизни и учебе, так и в будущей профессиональной деятельности.

 

Автор текста  ‑ Т.В. Перевозникова