В четверг, 12 марта, в Саратовском государственном университете состоялся круглый стол Саратовского отделения Общероссийского народного фронта по вопросам духовно-нравственного воспитания и формирования российской идентичности. В мероприятии приняли участие сенатор от Саратовской области, сопредседатель регионального штаба ОНФ Л.Н. Бокова, ректор СГУ А.Н. Чумаченко, руководитель рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности», научный руководитель ИФиЖ СГУ В.В. Прозоров, представители органов государственной власти, профессиональных сообществ и общественности.
Открывая заседание круглого стола, Л.Н. Бокова отметила, что в настоящее время идёт подготовка проекта «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». По её словам, документ должен быть прост и понятен, а также «обязательно реализован». «Образование и воспитание – это неотъемлемые целенаправленные процессы. Сегодня важен не только стратегический документ, но и готовность всей системы к его реализации». Сенатор обязалась выяснить ещё один вопрос: «Хватает ли у нас сегодня детского кино, детских изданий, литературы, чтобы воспитательные моменты стали действительно ощутимыми и весомыми».
Следующим слово взял научный руководитель ИФиЖ СГУ В.В. Прозоров. Он обратил внимание на тот факт, что долгое время про воспитание говорилось «со скрытой долей смущения, по остаточному принципу», ведь в большинстве своем педагоги не воспитывали, а только предоставляли образовательные услуги. По его словам, общеобразовательные организации испытывают нехватку педагогов и работников, отвечающих за воспитательную работу. Но, чтобы привлечь хороших специалистов, считает профессор, необходимо обеспечить им достойные условия труда.
«В процессе воспитания молодого поколения играет роль ещё и индивидуальная составляющая, основанная на самоуважении, воспитании собственного достоинства, умении строить отношения с другими поколениями, находить выходы из сложных, кризисных ситуаций», – подчеркнул Валерий Владимирович.
О направлениях воспитательной работы со студентами говорил на встрече ректор СГУ А.Н. Чумаченко. «Несмотря на то, что основная цель высшего учебного заведения – это образовательная функция, мы никуда не уходим от воспитательных моментов. Помимо кураторов, под руководством Совета студентов и аспирантов в университете работает Школа тьюторов. Это очень хорошо, когда старшие товарищи подсказывают “новичкам”, как правильно вести себя в учебном заведении. Не менее важное направление – это волонтёрство, приучающее наших детей к занятиям общественно полезным трудом».
Представитель регионального штаба ОНФ, декан философского факультета СГУ М.О. Орлов отметил, что в стратегии есть некоторые позиции, которые должны быть конкретизированы. «В пункте “Духовно-нравственное развитие” говорится о том, каким должен быть молодой человек. В первую очередь, он должен быть ответственным, совестливым и благодарным», – выразил своё мнение Михаил Олегович. Он также подчеркнул тот факт, что СГУ – единственный саратовский вуз, который готовит педагогов, и именно развитие педагогического образования должно стать важнейшим элементом данной стратегии.
О важности взаимодействия вуза, школы и общественных организаций на заседании говорила и заведующая кафедрой психологии факультета психологии Е.И. Балакирева. Кроме того, Екатерина Игоревна отметила, что педагог должен выполнять не только учебную, но и воспитательную функцию, а также стимулировать проектную деятельность.
После выступлений докладчиков участники круглого стола имели возможность обменяться мнениями и внести предложения в концепцию проекта. Так, обсуждались перспективы создания межведомственного совета, возможные варианты работы с детьми с ОВЗ и детьми из неблагополучных семей, подготовка педагогических кадров и многие другие вопросы.