Skip to main content Skip to search

Веселкова
Татьяна
Вячеславовна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт им. К.А. Федина, 1996 г., Русский язык и литература , квалификация "Учитель русского языка и литературы ср. школы"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.01), Лексико-семантический потенциал словообразовательных структур: на материале моделей семантико-словообразовательной категории «становление/приобретение признака», 2004 г.
Учёное звание: 
доцент по специальности «Русский язык»
Научные интересы: 
Морфология
Словообразование
Лексическая семантика
Принадлежность к научной школе Э. П. Кадькаловой
Общий стаж: 
28 лет
Стаж по специальности: 
19 лет
Трудовая биография: 

1974 года рождения, гражданка Российской Федерации. В 1996 году окончила филологический факультет Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина и получила квалификацию «Учитель русского языка и литературы». Учёная степень кандидата филологических наук по специальности 10.02.01 – «Русский язык» присуждена советом по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на базе Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского 28 мая 2004 года, утверждена Высшей аттестационной комиссией Министерства образования РФ 15 октября 2004 года. 

С 1996 по 2005 г. учитель русского языка и литературы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14».

С 2005 г. по 2014 г. доцент кафедры русского языка и методики его преподавания СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

С 2014 г. по 2015 г. доцент кафедры методики преподавания русского языка и литературы СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

С 2015 г. доцент кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики ИФиЖ СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

Преподаваемые дисциплины: 
Культура речи (устной и письменной)
Культура речи
Культура речи и методика делового общения
Культура устной и письменной речи учителя
Русский язык и культура речи
Научно-методический семинар
Основные научные публикации: 

Имеет 54 публикации, из них 10 учебных изданий и 43 научные работы, используемые в образовательном процессе, в том числе:

а) учебные издания:                    

1. Практическая и функциональная стилистика русского языка : учебное пособие / Составители Веселкова Т.В., Любезнова Н.В. : Саратов: Изд-во СГСЭУ, 2008. – 144с.

2. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка : учебное пособие для студентов факультета русской словесности / Составитель: Веселкова Т.В.: Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008. – 188 с.

3. Современный русский язык. Морфология : учебное пособие для студентов факультета русской словесности / Составитель: Веселкова Т.В.: Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – 224 с.

4. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка: учебное пособие для студентов-филологов / Составитель: Веселкова Т.В. Саратов: Издательский центр "Наука", 2-изд. испр. и доп. 2013. – 156 с.

5. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка: учебное пособие для студентов всех специальностей / Составитель: Веселкова Т.В. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 3-изд. перераб. и доп. 2013. – 188 с.

6. Культура устной и письменной коммуникации: учебное пособие / авт.-сост. Т.В. Веселкова. – Саратов: Буква, 2014. – 274 с.

7. Культура речи (устной и письменной): учебно-методическое пособие / сост. Т.В. Веселкова. – Саратов: ИЦ "Наука",  2015. – 108 с.

8. Культура речи (устной и письменной): учебно-методическое пособие / сост. Т.В. Веселкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Саратов: ИЦ "Наука",  2016. – 117 с.

9. Культура речи и методика делового общения: учебное пособие для магистров / Сост.: Т.В. Веселкова - Саратов: ИЦ "Буква", 2017. - 125 с.

10. Культура речи (устной и письменной): учебно-методическое пособие / Сост.: Т.В. Веселкова. - 3-е изд., перераб. и доп. - Саратов: ИЦ "Буква", 2017. - 106 с.

11. Веселкова, Т. В. Культура устной и письменной коммуникации : учебное пособие / Т. В. Веселкова, И. С. Выходцева, Н. В. Любезнова. — Саратов : Вузовское образование, ИЦ «Наука», 2020. — 264 c. — ISBN 978-5-4487-0707-0.

12. Культура речи (устной и письменной) : учебное пособие / составитель Т.В. Веселкова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 142 с. ISBN 978-5-4487-0756-8  

13. Культура речи и методика делового общения : учебное пособие для магистров / составитель Т.В. Веселкова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 146 с. ISBN978-5-4487-0758-2 

14. Практикум по орфографии и пунктуации русского языка : учебное пособие / составитель Т.В. Веселкова. — Саратов : Вузовское образование, 2020. — 202 с. ISBN 978-5-4487-0759-9

 

б) научные труды:      

1. Лексическое значе-ние производного слова в контексте общей проблематики лексического значения слова // Социокультурные аспекты взаимодействия личности в современном мире: Межвуз. научн. сб. / под. ред. В.И. Бегинина. – Саратов : Изд-во «Надежда», 2005. – Вып.4. – С. 165–170.

2. Преимущества подхода к изучению лексических значений производ-ных слов от слово-образовательной категории // Материалы региональ-ной конференции «Ак-туальные проблемы русского языка», посвящённой 70-летию ЧГПУ / под общей ред. Л.П. Гашевой. – Челя-бинск : Юж.-Урал.книж. изд-во, 2005. – С. 478–481.

3. Однокорневые слова в структуре текста // Актуальные проблемы современной лингвисти-ки. Тихоновские чтения: Материалы Междуна-родной научной конфе-ренции, посвящённой 75 -летию профессора А.Н. Тихонова. Том. 1.- Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2006. – С. 136–140.

4. Из истории формиро-вания значений глаголов категории ‘становление / приоб-ретение признака’ // Предложение и Слово. Межвузовский сб. науч. трудов / отв. ред. С.В. Андреева. – Саратов : ИЦ «Наука», 2008. – С. 438 –442.

5. Многоаспектная методика анализа закономерностей становления и развития лексических значений  // Проблемы изучения живого русского слова на рубеже тысячелетий: материалы междуна-родной научно-практи-ческой конференции / под ред. А.Д. Черенко-вой. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – С. 136–142.

6. Лексико-семантичес-кий потенциал слово-образовательных структур (на матери-але моделей семан-тико-словообразова-тельной категории ‘становление /приоб-ретение признака’) // Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка: Коллективная монография / под ред. О.И. Дмитриевой. – Саратов : Изд-во «Научная книга», 2010. – С. 153–194.

7. Синонимические отношения между словообразователь-ными типами в границах семантико-словообразовательной категории //  Предложение и Слово. Книга 2: Материалы IV Международного научного семинара «Развитие слово-образовательной и лек-сической системы русского языка» / отв. ред. О.И. Дмитриева. – Саратов : Изд-во «Научная книга», 2010. – С. 150–157.

8. К проблеме разграничения типов производных лексем по степени идиоматичности их лексических значений // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. ‒ 2014. ‒ № 1 (26) ‒ С. 132-137 (авторское участие 6 с.) (№ 249 перечня изданий ВАК).

9. Развитие специализации словообразовательных типов в семантико-словообразовательной категории «становление / приобретение признака» // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2014. ‒ Т.14. ‒. ‒ Вып. 3. ‒ С. 10-14 (авторское участие 5 с.) (№ 979 перечня изданий ВАК).

10. К проблеме изучения синонимических отношений между словообразовательными типами в границах семантико-словообразовательной категории // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика. – 2015. ‒ Т.15.  ‒ Вып. 1. ‒ С. 12-16 (авторское участие 5 с.) (№ 979 перечня изданий ВАК).

11. Словообразовательный  и лексический потенциал прилагательных, обозначающих основные цвета // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. № 3.2. 2016. С. 113-118.

12. О перспективности сопоставительного изучения близких и тождественных по семантике словообразовательных структур // Русский язык и литература в образовательном процессе: материалы Международной научно-практической конференции. – Саратов: ИД «МарК», 2016. – С. 15-20.

13. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЗАПОЛНИТЕЛЕЙ ПАУЗ В РЕЧИ ЛЕКТОРА. Веселкова Т.В. Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2016. Т. 5. № 1. С. 26-28.

14. Перспективные пути перехода от дериватологии описательной к дериватологииобъяснительной // Рациональное и эмоциональное в русском языке – 2018 [Электронныйресурс] Сборник трудов Международной научной конференции (г. Москва, 23–24 ноября 2018 г.) / ред. колл.: Н.Б. Самсонов (отв. ред.) и др. М. : ИИУ МГОУ, 2018 ISBN 978-5-7017-2989-4. С. 80-84

15. Веселкова Т.В.  Самопрезентация студента как средство формирования коммуникативной компетенции личности // Языковое сознание. Речевая коммуникация: Материалы международной научной конференции,посвященной памяти профессора В.Е. Гольдина (г. Саратов, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. О.Ю. Крючкова. - Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - С. 548-556.

16. Веселкова Т.В. Личность в науке: Эмилия Петровна Кадькалова. К 90-летиюпрофессора // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021. Т. 23. №3.

17. Веселкова Т.В. Самопрезентация студентов-нефилологов: речежанровые и лингвистические характеристики // Жанры речи. 2021. №3.

 

Участие и организация конференций: 
Международная научная конференция «Рациональное и эмоциональное в русском языке -2018», Москва, 2018 г.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Грант «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка» (РГНФ № 09-04-00193а)
Дополнительная информация: 

Регулярно принимает участие и выступает с докладами на конференциях различного уровня; принимает участие в качестве председателя и члена жюри научно-практических конференций учащихся. Принимала участие в гранте «Динамика семантико-словообразовательных подсистем русского языка» (РГНФ № 09-04-00193а). Активно занимается научно-исследовательской работой по актуальным проблемам в области лексикологии, морфологии, словообразования, культуры речи. Ведёт просветительскую работу: выступала в прямом эфире на «Радио России» в передаче «Служба русского языка»; автор учебно-методического фильма по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

С 2014 г. является членом РОПРЯЛ.

Периодически осуществляет повышение квалификации.

Повышение квалификации: 
Стажировка, 80 ч., Самарский государственный университет, 2009 г.
По программе «Современные технологии образовательного процесса» в объеме 108 ч., ИДПО Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2014 г.
По программе «Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе», ИДПО Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
Программа «Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях изменений в высшем образовании», 2017 г.
По дополнительной профессиональной программе «Подготовка экспертов предметных комиссий Саратовской области по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основно, Саратовский областной институт развития образования, 2018 г.
«Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании» , ИДПО Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2020 г.
«Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС», ИДПО Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, 2020 г.