Skip to main content Skip to search

Тарасова
Людмила
Евгеньевна

Доцент
Образование: 
Ульяновский государственный педагогический института им. И.Н. Ульянова, 1976 г., Преподаватель педагогики и психологии, методист по дошкольному образованию
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Формирование коллективного внимания, 1998 г.
Учёное звание: 
доцент по кафедре педагогики и психологии начального образования, Министерство образования Российской Федерации, 2002 г.
Научные интересы: 
Психология внимания
Коллективное внимание
Педагогическое общение
Адаптация обучающихся
Общий стаж: 
44 года
Стаж по специальности: 
44 года
Работа в университете: 
Доцент, кафедра педагогической психологии и психодиагностики, с 2013 по н.в.
Регалии:
Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования, 2003 г.
Трудовая биография: 

Ассистент кафедры психологии СГПИ им. К.А. Федина с 1980 г.

Старший преподаватель кафедры психологии СГПИ им. К.А. Федина с 1994 г.

Доцент кафедры психологии образования ПИ СГУ с 1999 г.

Зав. кафедрой психологии с 2004 г.

Премии и награды: 
Памятная медаль «За особые заслуги перед Саратовским национальным исследовательским государственным университетом имени Н.Г. Чернышевского»., 2019 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Общая и экспериментальная психология
Психология
Основные научные публикации: 
 

Тарасова Л.Е. Личностные особенности студентов с разными типами академической мотивации // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 5 (219). – 2023. С.533-537 DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.05.p533-537

Тарасова Л.Е. Дистанция в структуре социальных отношений // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 1(215). – 2023. – С.597-600. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p597-600

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь в кризисной ситуации субъектам образовательной среды// Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция: сб. мат. по рез-там науч.-практ. конф. (27 мая 2021 г. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов) /под ред О.Ю. Голуб, Е.В. Сергеева. – Саратов, Изд-во «Саратовский источник», 2022 – 59 с. – С. 38-41.

Тарасова Л.Е. Внешний компонент в структуре академической мотивации студентов // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: М.В. Григорьева, М.С. Ткачева, Р.М. Шамионов [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2022. – Вып. 30. – 316 с. – C. 259 – 264. ISSN: 2658-5812.

Тарасова Л.Е. Изучение адаптационного потенциала выпускников школы//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 2 (204) – 2022. С. 531-534

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок в отношении  к представителям молодёжных субкультур//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" № 5 (207) – 2022. С.580-583.

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь в кризисной ситуации субъектам образовательной среды// Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция: сб. мат. по рез-там науч.-практ. конф. (27 мая 2021 г. СГУ им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов) /под ред О.Ю. Голуб, Е.В. Сергеева. – Саратов, Изд-во «Саратовский источник», 2022 – 59 с. - С. 38-41.

Тарасова Л.Е. Политическая активность студентов в зависимости от половой принадлежности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 8 (198). – С. 446-451. DOI: 10.34835/ISSN.2308-1961.2021.8.p. 446-451  

Тарасова Л.Е. Перфекционизм в контексте субъективного благополучия личности // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2021. – № 4 (194). – С. 520-525. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.4.p с.520-525

Тарасова Л.Е. Взаимосвязь трасспективы личности с дискриминационными установками//Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2020. – № 3 (181). – С. 535-541.

Тарасова Л.Е. Социальные представления первокурсников о ценности высшего образования // Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р. М. Шамионов, М. В. Григорьева, М. С. Ткачева [и др.]. – Саратов: Саратовский университет, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2020. – Вып. 28 –  442 с. С.307-313.

Тарасова Л.Е. Представления студентов о рисках получения высшего образования // Образование в современном мире : сборник научных статей / под ред. Ю. Г. Голуба. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2020. Вып. 15. 416 с. С.402-406.

Тарасова Л.Е. Исследование дискриминационных установок городской и сельской студенческой молодежи // Мир науки. Педагогика и психология, 2019 №3, https://mir-nauki.com/PDF/50PSMN319.pdf

Тарасова Л.Е. Современные риски становления профессионала //Образование в современном мире: сб.науч.ст/под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2019. Вып.14. 412с. С.392-397 –ISSN 1996-45IX

Тарасова Л.Е. Психологическое здоровье первокурсников как показатель адаптации к вузовскому обучению// Страховские Чтения [Электронное издание] : сборник научных трудов / редкол.: Р.М. Шамионов (гл. ред), М.А. Кленова [и др.]. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, Факультет психолого-педагогического и специального образования, 2019. – Вып. 27 – 420 с.  С. 324-333.

Тарасова Л.Е. Гуманизация психолого-педагогического сопровождения становления будущего специалиста// Гуманизация образовательного пространства: Сб. науч. статей по материалам Международного Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г. Саратов, 14-15 марта 2019) . / Науч. ред. Е.А. Александрова. – М.: Издательство «Перо», 2019. – 425 с.  С. 206-211. [Электронное издание] ISSN (online): 2658-736X

Тарасова Л.Е. Параметры адаптации молодых специалистов в образовательном учреждении// Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. Материалы VII Междунар. науч..конф., посв. 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского 15 апр.2019 С. 770-777.

Тарасова Л.Е. Современные угрозы безопасности детей в семье // Семья и дети в современном мире. Сборник материалов конференции «Семья и дети в современном мире». Том V. / под общей и научной редакцией доктора психологических наук, профессора В. Л. Ситникова — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. — 1054 с. С.895-899Тарасова Л.Е. Взаимосвязь самоотношения с трансспективой личности // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №2, https://mir-nauki.com/PDF/38PSMN220.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

Тарасова Л. Е. Анализ дискриминационных установок студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Психология. Философия. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 3. С. 320-325. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-3-320-325

Тарасова Л.Е. Анализ дискриминационных установок в культурно-историческом аспекте // Интернет-журнал «Мир науки» 2018, №2. Том 6. ISSN 2309-4265

Тарасова Л.Е. Субъективные риски дистанционного образования//Образование в современном мире: сб.науч.ст/под ред. Ю.Г. Голуба. – Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2018. Вып.13. – 408 с. – C. 387-392.  ISSN 1996-45IX

Тарасова Л.Е. И.В. Страхов о педагогическом такте при осуществлении контроля и оценки знаний//Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. – Мбайт. [Электронное издание] С. 297-302

Тарасова Л.Е. Проявление дискриминационных установок в поведении лиц с разным типом этнической идентичности//Страховские Чтения-2018: Материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. / Под редакцией М.С. Ткачевой (отв. ред.), М.В. Григорьевой, Р.М. Шамионова. – Мбайт. [Электронное издание] С. 303-312

Тарасова Л. Е. Гуманизация педагогического общения в образовательном пространстве вуза// Гуманизация образовательного пространства: Сб.науч.ст. по мат. Международ.Форума «Гуманизация образовательного пространства» (г.Саратов, 15-16 марта 2018)./Науч.ред. Е.А.Александрова; ред-сост. Н.Н.Саяпина. – М.: Изд-во «Перо», 2018. – 439 с.  С. 265-270. [Электронное издание] ICBN 978-5-00122-644-4

Тарасова Л.Е. Актуализация потенциала развития дошкольников с задержкой психического развития // Научные тенденции: педагогика и психология: Сб. науч. тр. по мат. IX международной научн.-практ. конф.. СПб: Изд-во ЦНК МНИФ «Общественная наука», 2017. С. 42-47. SPLN 001-000001-0170-РР

Тарасова Л.Е. Исследование адаптационной готовности учащихся среднего звена школы // Психология, педагогика и образование в условиях инновационного развития / Сб. науч. тр. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2017. 48 с. С. 26-34. ISBN-978-5-906978-05-9

Тарасова Л.Е. Ноосферный модус самопознания субъектов образования // Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области. Межвузов. сб. науч. тр. Вып. 15. 191 с. С. 56-61. ISBN 978-5-91879-724-2

Тарасова Л.Е. Психологическая комфортность образовательной среды вуза и ее взаимосвязь с адаптацией // Социальная психология личности и акмеология: сб.мат. Международ. науч.-практ. конф. / под ред. Р. М. Шамионова (отв.ред.), М. А. Кленовой. М.: Изд-во «Перо», 2017. С. 296-301. ISBN 978-5-906997-74-6

Тарасова Л.Е. Психологические риски в образовательной среде // Образование в современном мире. Сб.науч.ст. / под ред. Ю.Г. Голуба. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2017. Вып. 12 416 с. С. 394-400. ISBN: 1996-451X

Тарасова Л.Е. Экологическое сознание как предиктор экологической культуры // Взаимодействие власти, общества и бизнеса в решении экологических проблем: материалы Х Международной научно-практической конференции, посвященной Году экологии в России (30 июня 2017 г.): сб. науч. ст. Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2017. 260 с. С. 217-221. ISBN 978-5-91879-749-5

Тарасова Л.Е. Этническая идентичность учащихся-мигрантов как условие адаптации к образовательной среде // Этнокультурное образование в современном мире: Сб. науч. статей по материалам Всероссийской очно-заочной научно-методической конференции «Этнокультурное образование в современном мире» (г. Саратов, 18-20 апреля 2017) / Науч. ред. Е.А. Александрова; ред.-сост. И.В. Кошкина. М.: Изд-во «Перо», 2017. 880 с. С. 737-743. [Электронное издание] ISBN 978-5-906961-68-6 

Тарасова Л.Е. Роль самопознания в развитии адаптационных способностей первокурсников // Год экологии в России: педагогика и психология в интересах устойчивого развития: сборник статей научно-практической конференции (4-5 декабря 2017, Москва) / Сост.: М.О. Мдивани, В.И. Панов, Ю.Г. Панюкова. М.: Изд-во «Перо», 2017. 541с. С. 473-477. 4 Мбайт. [Электронное издание] ISBN 978-5-907016-85-9

Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса в среднем звене школы/Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества /М.В. Григорьева, А. Р. Вагапова,  Л. Е. Тарасова [и др]; под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. -124 с. – С.22-40. ISBN 978-5-292-04380-5.

Экологичность педагогического взаимодействия в образовательном пространстве//Совершенствование экологообразовательной деятельности в Саратовской области: Межвузов. сб. науч. тр. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2016. – Вып. 14. – 180 с. – С. 52-57. ISBN 978-5-91879-630-6  500 экз.

Стратегии совладающего поведения жертв в условиях моббинга//Социальный мир человека. – Вып. 6: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», 14-16 апреля 2016 г./под ред. Н.И. Леонова. – Ижевск: ERGO, 2016. – 368 с. (Серия «Язык социального»). С. 138-142.  ISBN 978-5-98904-257-9

Тарасова Л.Е. Социально-психологическое пространство в структуре экологического сознания человека/ Материалы  научно-практической конференции «Риски в социально-территориальном пространстве современной России». Саратов: -  Изд-во «Саратовский источник»,2016.  218 с. С.194-197. ISBN 978-5-91879-662-7

Тарасова Л.Е. Выбор копинг-стратегий как механизм преодолевающей адаптации// Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. – 980 с.- С.943-948 [Электронное издание] ISBN 978-5-906883-04-9

Тарасова Л.Е. Субъективное благополучие как ценность бытия личности//Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 7-8 мая 2015. СПб: Изд-во «КульИнформПресс», 2015. – 174 с.-  С. 141-143

Тарасова Л.Е. Теоретический анализ понятия «адаптационная готовность»// Сборник научных статей по итогам международной научно-практической конференции «Шаг в будущее» 7-8 мая 2015. СПб: Изд-во «КульИнформПресс», 2015. – 174 с.-.С. 143-146.

Тарасова Л.Е. Адаптация студентов и социально-психологический комфорт образовательной среды вуза / 7-я Российской конференция по экологической психологии. Тезисы/ отв.редактор М.О. Мдивани – М.: ФГБНУ «Психологический институт РАУ» СПб.: Нестор-История, 2015 – 496с. С.433-436 / ISBN 978-5-4469-0389-5

Тарасова Л.Е. Социально-психологическая адаптация в инклюзивном образовании// Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Система реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: научные подходы и практическая реализация». –СГУ, 2015

Тарасова Л.Е. Гуманность как фактор адаптации в системе межличностных отношений «педагог - педагог» //Материалы конференции «Новейшие концепции фундаментальных и прикладных научных исследований: опыт, традиции, инновации, эффективная стратегия развития»,  2-3 октября 2015 года,  Санкт-Петербург. – СПб.: Изд-во «Культ-ИнформПресс», 2015. – 199 с. – С. 62-64. ISBN 978-5-8392-0547-5

Тарасова Л.Е. Психологическая помощь подросткам-инвалидам//Материалы Международной конференции «Социокультурная интеграция и специальное образование» . Сб.науч. ст. Электронное издание. – М.: Изд-во «Перо», 2015. – 552 с. – С. 333- 340. ISBN 978-5-00086-780-8

Психологическое благополучие студентов на этапе адаптации к образовательной среде вуза. Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014.№ 4. 395-403. ISSN 1814-733Х 500 экз.

Психологическое сопровождение процессов  адаптации первокурсников к образовательной среде вуза. Известия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014.№2 ISSN 1814-733Х 500 экз.

Социокультурное пространство как фактор социальной адаптации личности молодежиИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 27-30.

Психологическая безопасность образовательной среды как условие развития адаптационных способностей старшеклассников. Известия Сарат.ун-та. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. – Вып.2 – Т.1. 2012. – С. 21-25. ISSN 2304-9790. Тираж 500 экз.

Проявление кризиса ранней взрослости в группах с разной структурой социальной ситуации развитияИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 3. С. 18-21. ISSN 1814-733Х 500 экз.

Социализация и ресоциализация личности: нормативность и процессуальностьИзвестия Саратовского университета им. Н.Г. Чернышевского. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 12. № 4. С. 22-26.

Межпоколенное взаимодействие как один из факторов социализации и адаптации. Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2012 Т.1. Вып. 4 С. п.л., ISSN 1814-733Х 500 экз.

Глава в коллективной монографии

Адаптационная готовность личности в современных условиях развития общества /М. В. Григорьева, А. Р. Вагапова,  Л. Е. Тарасова [и др]; под ред. М.В. Григорьевой. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 2016. -124 с. : ил. ISBN 978-5-292-04380-5. Глава Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного процесса в среднем звене школы. – С.22-40. 

Учебно-методические публикации

Практикум по дисциплине "Психология"  Ч. 2 : Возрастная психология. - Саратов, 2019. - 206 с. : табл. - Библиогр.: с. 188-192 (93 назв.). - ISBN 978-5-9758-1708-2 : Б. ц.  [Электронный ресурс ]   ID= 2439 (дата размещения: 21.11.2019)

Практикум по дисциплине Психология. Ч.2. Возрастная психология: учебно-методическое пособие/Ред.-сост. Л. Е. Тарасова. – Саратов: Изд-во «Научная книга», 2018. - 204 с.  ISBN 978-5-9758-1708-2

Тарасова Л.Е. Практикум по дисциплине «Психология». Ч. 1 «Общая психология» : учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 235 с. ISBN 978-5-9758-1675-7

Тарасова Л.Е. Формирование адаптационной готовности личности к образовательной среде: учебно-методическое пособие. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2017. 144 с. ISBN 978-5-9758-1674-0.

Девиантология [Электронный ресурс] / сост. Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 111 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/949.pdf  ID 949

Основы виктимологии  [Электронный ресурс] сост. Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 111 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/1044.pdf  ID 1044

Практикум по дисциплине «Психология общения и невербальной коммуникации» Учебно-методическое пособие. [Электронный ресурс] / Л. Е. Тарасова. - Саратов : [б. и.], 2015. - 81 с. - Б. ц.Текст    ID= 1335 (дата размещения: 15.09.2015

Психология отклоняющегося поведения: учеб.- метод. пособие для студ. пед. и психолог. специальностей. - Саратов: ЦДУ «Ризоп», 2009. – 70 с. - 4,38 п.л. - 300 экз.-  ISBN 978-5-91272-500-4
Страхов В.И., Тарасова Л.Е., Шамионов Р.М. Социализация внимания. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 232 с. - 14,5 п.л. - 300 экз. - ISBN 978-5-9999-0548-2 

 

 

 

Участие и организация конференций: 
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства: культура воспитывающей деятельности» , Саратов, Россия, 2023 г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Страховские чтения — 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования», Саратов, Россия, 2022 г., статус участия - член оргкомитета.
II Международная научно-практическая конференция «Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция», Саратов, Россия, 2022 г.
X Международная конференция гуманитарных факультетов СГУ «Гуманитарные науки в новой реальности: проблемы, подходы, ценности», Саратов, Россия, 2022 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства – 2022: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы» , Саратов,Россия, 2022 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения – 2021: современные проблемы социальной психологии личности», Саратов, Россия, 2021 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2021: вербальная и невербальная коммуникация и коррекционно-образовательные технологии в цифровую эпоху» , Саратов, Россия, 2021 г.
Международная конференция гуманитарных факультетов СГУ: «Историческая память в теории и социокультурной практике: грани трансформаций и потенциал осмысления», Саратов, 2021 г.
Международная научно-практическая конференции «Кризисные коммуникации: долгосрочная стратегия vs ситуативная реакция», Саратов, 2021 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства – 2021: цифровизация образовательной среды», Саратов, Россия, 2021 г.
МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы современной психологии», Саратов, Россия, 2020 г., статус участия - член оргкомитета.
XV Международная научно-практическая интернет-конференция «Образование в современном мире» , Саратов,Россия, 2020 г.
Международный круглый стол «Двудипломное образование: состояние и перспективы развития сотрудничества между СГУ им. Н.Г. Чернышевского и ЗКГУ им. М. Утемисова» , Казахстан, 2019 г.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ ФОРУМ «ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА», Саратов, 2019 г.
Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы, Саратов, 2019 г.
Международная научная конференция «Страховские Чтения - 2019: Позитивная психология личности и группы» , Саратов, Россия, 2019 г.
XIII Международная научно-практическая интернет конференция «Образование в современном мире», Саратов, Россия, 2018 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, Россия, 2018 г.
VI Международная научная конференция «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления», Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научно-практическая конференции «Специальное образование и социокультурная интеграция-2018» , Саратов, Россия, 2018 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике» , Саратов, 2018 г., статус участия - член оргкомитета.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2023. Педагогическая деятельность: психологические, психолого-педагогические и социально-психологические характеристики», Саратов, Россия, 2023 г.
Повышение квалификации: 
Социокультурные факторы и проблемы современного образования, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2023 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании , Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2022 г.
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2021 г.
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2020 г.
«Деятельностная педагогика в профессиональном образовании», Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2019 г.
«Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе» , Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2017 г.
"Инклюзивное профессиональное образование", Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.
«Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании», Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2017 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО "Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского", 2016 г.