Skip to main content Skip to search

Старостина
Евгения
Владимировна

Доцент
Образование: 
СГУ им. Н.Г Чернышевского, 2001 г., Филология, квалификация "Преподаватель по специальности «Филология»"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.01), «Фреймовый анализ русских глаголов поведения (на материале ассоциаций)», 2004 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики, 2009 г.
Научные интересы: 
Психолингвистика
Социолингвистика
Ассоциативный анализ
Общий стаж: 
27 лет
Стаж по специальности: 
24 года
Биографический текст: 

В июне 2001 г. Старостина Е.В. закончила филологический факультет Саратовского университета с красным дипломом и поступила в очную аспирантуру при Саратовском государственном университете (научный руководитель – Гольдин Валентин Евсеевич).

В октябре 2001 г. начала работу на кафедре общего и славяно-русского языкознания филологического факультета Саратовского государственного университета в должности ассистента.

В июле 2004 г. закончила обучение в аспирантуре и в октябре 2004 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Фреймовый анализ русских глаголов поведения (на материале ассоциативных реакций)» по специальности «10.02.01 - Русский язык».

В сентябре 2005 г. получила должность старшего преподавателя кафедры, в январе 2006 г. – должность доцента кафедры. В феврале 2009 г. Старостиной Е.В. было присвоено звание доцента по кафедре теории, истории языка и прикладной лингвистики.

С 2006 года и по настоящее время работает доцентом кафедры теории, истории языка и прикладной лингвистики Института филологии и журналистики.

Преподаваемые дисциплины: 
Психолингвистика
Польский язык
Основы теории коммуникации
Спецсеминар «Языковое сознание и языковая личность»
Социолингвистика
Семиотика
История словарного дела
Саратовская лингвистическая школа
Основные научные публикации: 

      I. Основные публикации в сборниках научных статей

  1. Балаян Э.В., Каменская Ю.В., Старостина Е.В. «Народ» и «правительство» в сознании носителей русского языка // Коммуникативные аспекты грамматики и текста / Под ред. A.Czapigi, Z.Czapigi. Rzeszów: Wydawnictwo Uniwersytetu Rzeszowskiego, 2009. C. 161-170.
  2. Старостина Е.В. Структура и содержание ассоциативного поля «ГОРОД»: динамический аспект // Слово и текст: история, культура, этнос. Сб. науч. трудов памяти Лидии Яковлевны Петровой. Сыктывкар: Изд-во СыктГУ, 2009. С. 196-202
  3. Старостина Е.В. Уровень стереотипности/стандартности ассоциативного поля: возрастные изменения // Многоязычие в образовательном пространстве: Сборник статей к 60-летию профессора Т.И. Зелениной: в 2 ч. /под ред. А.Н. Утехина, Н.М. Платоненко, Н.М. Шутовой. М.: Флинта: Наука, 2009. Ч. 2: Педагогика. Лингводидактика. С. 88-91.
  4. Старостина Е.В. Некоторые результаты исследования одноименных ассоциативных полей, полученных из различных лексикографических и экспериментальных источников // Язык в пространстве речевых культур: К 80-летию В.Е. Гольдина / Отв. ред. О.Ю. Крючкова, Л.П. Крысин. Москва-Саратов: Амирит, 2015. С. 308-315.
  5. Старостина Е.В. Исследование вербальных ассоциаций в польской и русской лингвистике // Психолингвистика и лексикография: сб. научных трудов /Научный редактор А.В. Рудакова. Воронеж: ООО «Издательство РИТМ», 2018 Вып. 5 С. 80-84.
  6. Старостина Е.В. Влияние коммуникативного пространства интернета на вербальные ассоциации // Русский язык: исторические судьбы и современность: VI Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, филологический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 20-23 марта 2019 г.): Труды и материалы / под общей редакцией М. Л. Ремнёвой и О. В. Кукушкиной. — М.: Издательство Московского университета, 2019. — С. 536-537.
  7.  

II. Основные публикации в сборниках по материалам конференций

  1. Старостина Е.В. Реакции городских и сельских жителей в ассоциативном словаре: динамический аспект // Язык. – Сознание. – Культура. – Социум: Сб. докладов и сообщений междунар. науч. конференции памяти профессора И.Н. Горелова. Саратов: Изд. центр «Наука», 2008. С. 316-321.
  2. Старостина Е.В. Следы советской эпохи в языковом сознании носителей русского языка (на материале вербальных ассоциаций) // Славянские языки и культуры в современном мире: Междунар. научный симпозиум (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филологич. ф-т., 24-26 марта 2009 г.): Труды и материалы / Сост. О.В. Дедова, Л.М. Захаров; Под общим руков. М.Л. Ремневой. М: Макс Пресс, 2009. С. 291-292.
  3. Старостина Е.В. Стереотипность вербальных ассоциаций испытуемых разного возраста // Психолингвистика в XXI веке: результаты, проблемы, перспективы. XVI международный симпозиум по психолингвистике и теории коммуникации. Тезисы докладов. Москва, 15-17 июня 2009г./ Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов, О.В. Балясникова, Е.С. Ощепкова, Н.В. Уфимцева. М.: Издательство «Эйдос», 2009. С. 413-414.
  4. Старостина Е.В. Типы возрастных изменений ассоциативного поля (на материале реакций испытуемых 7-55 лет) // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 20-23 марта 2010 г.): Труды и материалы / Составители М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов. М.: Изд-во Моск. ун-та. С. 330-331.
  5. Старостина Е.В. Динамика языкового сознания россиян конца ХХ – начала ХI века // Жизнь языка в культуре и социуме. Материалы конференции. Москва, 14-15 апреля 2010 г./ Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В. Уфимцева, В.П. Синячкин, О.В. Балясникова, Д.В. Маховиков. М.: Издательство «Эйдос», 2010. С. 187-188. 310с.
  6. Старостина Е. В. Изучение динамики русского языкового сознания на материале ассоциативных полей // Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М. В. Ломоносова, филологический факультет, 18–21 марта 2014 г.): Труды и материалы / Составители М. Л. Ремнёва, А. А. Поликарпов, О. В. Кукушкина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 131.
  7. Старостина Е.В. Специфика языкового сознания носителей русского языка разного возраста (на примере вербальных ассоциаций на стимул «молодежь») // Язык как система и деятельность – 5. Материалы Международной научной конференции; Южный федеральный университет. Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. С. 231-233.
  8. Старостина Е.В. Влияние времени и метода сбора ассоциативного материала на характер «главных ассоциатов» поля // Деятельный ум: от гуманитарной методологии к гуманитарным практикам. Часть 1. Материалы XVIII Международного симпозиума по психолингвистике и теории коммуникации «Теория речевой деятельности: практики и эксперимент», Москва, 24-26 мая 2016 г./ Ред. коллегия: Е.Ф. Тарасов (отв. ред.), Н.В, Уфимцева, О.В. Балясникова, Д.В. Маховиков, А.А. Степанова. М.: Издательство «Канцлер», 2016. С. 72-73.
  9. Старостина Е.В. Динамика ассоциативных значений слов (на материале ассоциативного поля «деньги») // Развитие словообразовательной и лексической системы русского языка: Материалы VI Международного научного семинара, посвященного памяти профессора Э.П. Кадькаловой, Саратов, 27-28 октября 2016 г. / Отв. ред. О.И. Дмитриева, С.А. Семеновская. Саратов: Амирит, 2016. С.  241-247.
  10. Старостина Е.В. Прецедентные вербальные ассоциации носителей русского языка и их динамика // Языковое сознание. Речевая коммуникация: Материалы международной научной конференции,посвященной памяти профессора В.Е. Гольдина (г. Саратов, 14-16 октября 2020 г.) / Отв. ред. О.Ю. Крючкова. - Саратов: ИЦ «Наука», 2020. - С. 548-556. 582 с. ISBN 978-5-9999-3403-1
  11. Старостина Е. В. Воздействие медиареальности на языковое сознание носителей русского языка (на материале вербальных ассоциаций) // Медиа в современном мире. 59-е Петербургские чтения: сб. матер. Междунар. научн. форума (9–12 ноября 2020 г.) / отв. ред. В. В. Васильева. В 3-х т. Т. 3. — СПбГУ. 2020. — С. 89-91.
  12. Старостина Е.В. ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛЬСКОГО ЯЗЫКА В САРАТОВСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ // Изучение польского языка в России и русского языка в Польше: опыт, проблемы, перспективы: сборник материалов Международной очно-заочной конференции (г. Уфа, 20 мая 2021 г.) / отв. ред. О.П. Касымова. – Уфа: РИЦ БашГУ, 2021. – С. 195-200.

 

III. Основные учебные пособия

  1. Введение в языкознание: конспект лекций. – М.: Высшее образование, 2007. – 191 с. – (Хочу все сдать!). Соавторы: Балашова Л.В., Гольдин В.Е., Дементьев В.В., Крючкова О.Ю., Кормилицына М.А., Каменская Ю.В., Хижняк Л.Г., Борисова М.Б., Вражнова И.Г., Свешникова Н.В.
  2. Польский язык: Учебное пособие / Сост. Е.В. Старостина. – Саратов: Научная книга, 2008. – 98 с.
  3. Культура речи: лекции и практикум: Учебно-методическое пособие для студентов-нефилологов. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 65 с. Соавторы: Бердникова Т.В., Калуженина Д.В., Каменская Ю.В., Мартиросян Н.В.
  4. Старостина Е.В., Шаповалова Н.Г. Основы теории коммуникации: лекции и практика [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие для студентов, обучающихся по специальности «Журналистика» / Е.В. Старостина, Н.Г. Шаповалова. – Саратов: [б.и.], 2014. – 55 с.

 

IV. Основные статьи в журналах

  1. Старостина Е.В. Русский и российский: трудности определения // Вестник Центра международного образования МГУ. Филология. Культурология. Педагогика. Методика. 2009. т.1.  С. 15-17.
  2. Старостина Е.В. Возрастная динамика ассоциативного мышления носителей русского языка (на материале вербальных реакций испытуемых 7-55 лет) // Известия Саратовского университета. Новая серия. 2010. Том 10. Серия Филология. Журналистика. Выпуск 2. С. 21-25
  3. Старостина Е. «Родина», «Россия», «российский» в вербальных ассоциациях носителей русского языка // Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego № 1 (6) 2014. С. 42-51. ISSN 2084-1701
  4. Jewgenia Starostina. Językowy obraz świata w asocjacjach Polaków i Rosjan // Rocznik Instytutu Polsko-Rosyjskiego № 2 (7) 2014. С. 18-31. ISSN 2084-1701.
  5. Старостина Е.В. Специфика языкового сознания россиян разного возраста (по материалам ассоциативных словарей) // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. № 3. с. 124-126. Издательство: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (Магнитогорск)
  6. Старостина Е.В., Кожара О.В. Вербальные ассоциации как дополнительный источник материала при комплексном исследовании речевых жанров // Жанры речи. 2018 № 3(19). С. 172-178.
  7. Старостина Е. В. Влияние медиатекстов на языковое сознание носителей русского языка // ЗНАК: проблемное поле медиаобразования. № 4 (34). 2019. С. 151-156.
  8. Старостина Е.В. ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ НА МАТЕРИАЛЕ АССОЦИАТИВНЫХ РЕАКЦИЙ // Вестник Международного института рынка. 2020. № S2. С. 72-80.

 

Повышение квалификации: 
Курсы «Методика преподавания польского языка», Москва, 2004 г.
Курсы польского языка (60 часов), г. Краков, Польша, 2004 г.
Курсы «Методика преподавания польского языка» (40 часов), Москва, 2006 г.
Участие в научно-практическом семинаре «Элементы культуры в преподавании польского языка как иностранного», г. Люблин (Польша), 2006 г.
Трехуровневые каникулярные курсы для преподавателей польского языка из-за границы (9 июля – 20 июля 2007 г., 6 – 19 июля 2008 г., 4 – 17 июля 2009 г.; 210 учебных часов), Педагогическая академия г. Кракова (Польша), 2007 г.
Стажировка в Санкт-Петербургском государственном университете (в отделе лексикологии и лексикографии Института филологических исследований СПбГУ), работа в научной библиотеке СПбГУ, Санкт-Петербургский государственный университет, 2008 г.
Курсы повышения квалификации по программе «Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ» (72 часа), 2014 г.
Курсы повышения квалификации по программе «Подготовка экспертов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ основного государственного экзамена» (32 часа), 2014 г.
Курсы повышения квалификации по программе «Актуальные вопросы современного русского языка» (72 часа), 2015 г.
Курсы пов. квалиф. по прогр. «Подготовка экспертов предметных комиссий Сарат. обл. по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ГИА по образовательным программам основного и среднего общего образования (русский язык)» (18 ч.), 2015 г.
По программе «Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно- коммуникационных технологий в образовательном процессе СГУ» (108 часов), ИДПО СГУ, 2016 г.
По программе «Современные образовательные технологии в профессиональном образовании» (108 часов), ИДПО СГУ, 2018 г.
Курсы для преподавателей польского языка, Центр польского языка и культуры для Полонии и иностранцев Университета Марии Склодовской-Кюри , г. Люблин, Польша, 2018 г.
Онлайн-курсы для преподавателей польского языка, 60 часов, Центр польского языка и культуры Университета Марии Склодовской-Кюри (CJKP UMCS) в городе Люблин (Польша), 2020 г.