Skip to main content Skip to search

Шумарина
Марина
Робертовна

Заведующий кафедрой
Образование: 
Балашовский государственный педагогический институт, 1984 г., Русский язык и литература, квалификация "Учитель русского языка и литературы средней школы"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.01), Косвенная референция в поэтической речи (на материале лирики Анны Ахматовой), 1990 г.
Доктор филологических наук (10.02.01), Метаязыковая рефлексия в фольклорном и литературном тексте, 2012 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре русского языка, Министерство образования Российской Федерации, 1995 г.
Научные интересы: 
Проблемы изучения метаязыкового сознания
Язык художественного текста
Преподавание лингвистических дисциплин в средней и высшей школе
Общий стаж: 
45 лет
Стаж по специальности: 
40 лет
Работа в университете: 
Профессор, Кафедра русского языка, с 1984 по н.в.
Заведующий кафедрой, кафедра филологических дисциплин, с 2020 по н.в.
Трудовая биография: 

На кафедре работает с 1984 г. Занимала должности лаборанта, ассистента, старшего преподавателя, доцента, профессора, заведующего кафедрой.

В разные годы была заместителем декана по работе на национальном отделении, начальником Учебно-методической службы института. Работу в вузе совмещала с работой в школе: преподавала русский язык и риторику в Гуманитарно-педагогическом лицее, в Гимназии № 1 и в СОШ № 5 г. Балашова. В Гимназии № 1 г. Балашова занимала должности научного руководителя, заместителя директора по научно-методической работе.

Преподаваемые дисциплины: 
Современный русский язык
Теория языка
Риторика
Основы культуры чтения
Основные научные публикации: 

Имеет более 140 опубликованных работ, в том числе:

 

  1. «Нечто  вполне  ахматовское»: язык и  стиль Ахматовой в зеркале поэтической рефлексии (К 130-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. – № 3. – С. 52–57.
  2. «Что ни звук, то и подарок…»: метаязыковые комментарии в прозе Н. В. Гоголя (к 210-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. – 2019. – Т. 80. – № 2. – С. 53–61.
  3. Семантика слова в зеркале наивной лингвистики // Семантика и прагматика языковых единиц: история и современность: VII Международная научная конференция (к 100-летию Таврического университета): сб. науч. статей. –  Симферополь: ИТ «АРИАЛ», 2018. – С. 305–312.
  4. Курс «Основы культуры чтения» в системе подготовки будущего педагога // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. – Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2018. – Вып. 10. – С. 43–51.
  5. Язык в зеркале художественного текста (Метаязыковая рефлексия в произведениях русской прозы): монография. – М.: Флинта: Наука, 2016. – 328 с.
  6. Метаязыковая рефлексия и креативный потенциал языка // Труды Института русского языка им. В. В. Виноградова. – 2016. – Т. 7. – № 7. – С. 497–511 (в соавторстве с Н. А. Николиной).
  7. «И опять тот голос знакомый…» (Интертекст в поэзии А. Ахматовой) // Русский язык в школе. – 2016. – № 3. – С. 49–53.
  8. Языковой стандарт и субстандарт в зеркале наивного сознания // Славянские языки: системно-описательный и социокультурный аспекты исследования: сб. науч. тр. VII Междунар. науч. конфер., Брест, 26–27 ноября  2015 г.: в 2 ч. / под общ. ред. О. Б. Переход. – Брест, 2016. – Ч. 1. –  С. 24–27.
  9. «Не диктант, а сказка…» // Слово. Словесность. Словесник: матер. межрегион. науч.-практич. конф. преподавателей и студентов 18 марта 2016 г. – Рязань: Рязанский гос. ун-т имени С. А. Есенина, 2016. – Вып. 3. – С. 236–239.
  10. Риторический диктант // Тамбов на карте генеральной: социально-экономический, социокультурный, образовательный, духовно-нравственный аспекты развития региона: с. матер. Всероссийской науч. конфер. – Мичуринск, 2016. – С. 373–375.
  11. «Я еще не заакадемичился…» (Литературная биография В. Маяковского «Я сам») // Русский язык в школе. – 2015. – № 4. – С. 37–43.
  12. Информационно-коммуникационные технологии на уроках русского языка в средней школе // Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегион. конфер., 15–17 декабря 2014 г.: в 2 ч. / науч. ред. О. А. Скрябина; Ряз. гос. ун-т им. С. А. Есенина. – Рязань, 2015. – Ч. 2. – С. 419–422.
  13. «Магия слова» как мифологема обыденного метаязыкового сознания // Славянский мир в прошлом и настоящем: языки, литература, образование: сб. науч. трудов Междунар. научно-практич. конф. 20–22 мая 2015 г. / отв. ред. В. А. Лаврентьев, Е. В. Архипова; Ряз. гос. ун-т имени С. А. Есенина. – Рязань, 2015. – С. 170–173.
  14. «Литературный язык» в представлении наивной лингвистики // Филологическое образование в современных исследованиях: лингвистический и методический аспекты: материалы Междунар. научно-практич. конференции «Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XVI Кирилло-Мефодиевские чтения», 19 мая 2015 года. – М.; Ярославль: Ремдер, 2015. – С. 218–223.

 

Повышение квалификации: 
Преподавание русского языка как иностранного (РКИ). Система и методика обучения иностранцев русскому языку, Москва, АНО «НИИДПО», 2020 г.
Оказание первой помощи, Санкт-Петербург, ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», 2020 г.
курсы повышения квалификации по программе повышения квалификации руководителей образовательных программ, профессорско-преподавательского состава и специалистов учебно-методических служб, осуществляющих подготовку педагогов среднего общего образования,..., Москва, НИУ «Высшая школа экономики», 2017 г.
Проектирование и реализация модульных программ высшего образования, реализуемых в сетевой форме, Архангельск, ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», 2017 г.