Skip to main content Skip to search

Рягузова
Елена
Владимировна

Заведующий
Education: 
Биологический факультет (отделение психологии), СГУ, 1980 г., «Психолог. Преподаватель психологии», квалификация "Специалист"
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Thesis and academic degrees: 
Доктор психологических наук, Личностные репрезентации взаимодействия «Я – Другой»: социально-психологический анализ, 2012 г.
Кандидат психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Психологическое конструирование ситуации в повседневных и экстремальных условиях, 2004 г.
Academic title: 
Доцент
Research Interests: 
Социальная психология личности
Психология социального познания
Качественная методология психологических исследований
Межкультурная коммуникация
Когнитивная и культурная антропология
Общий стаж: 
44 года
Стаж по специальности: 
43 года
Main Publications: 

Монографии:

  1. Рягузова Е.В. Репутация личности как онтологический и социально-психологический феномен. Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2017. 192 с. ISBN 978-5-292-04418-5
  2. Рягузова Е.В. Архитектоника пространства коллективной памяти // Философские аспекты онтологии культуры: кол. монография: сост. и ред. Е.В. Листвина, О.В. Шиндина. Саратов: Саратовский источник, 2019. – С.7-22. ISBN 978-5-6043808-9-5 Тираж 500.
  3. Рягузова Е.В. Социальная психология искусства: полилог с другими и диалог с собой. Научное издание. Саратов: Приволжское изд-во, 2010. -169с.
  4. Рягузова Е.В. Социальная психология личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой». Саратов: Научная книга, 2011. – 304с.
  5. Рягузова Е.В. Личность в социокультурном пространстве: психологические детерминанты взаимодействия // Социально-психологические проблемы современного общества: личность, группа, организация: коллективная монография. Глава 2. Саратов: изд-во Саратовского университета, 2016. С.28-55.

Учебные пособия:

  1. Рягузова Е.В. Теория и практика профессионального общения: Психология общения. Саратов: изд-во Саратовского университета. 2019. 80с. ISBN: 978-5-292-04606-6

  2. Рягузова Е.В. Психология стресса. Учебное пособие для студентов психологии – Саратов: изд-во Сарат. Ун-та, 2013. – 88с.: ил.
  3. Рягузова, Е. В.  Социальная психология репрезентаций взаимодействия "Я - Другой" [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов : [б. и.], 2014. - 199 с. - Б. ц. - http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/844.pdf
  4. Рягузова, Е. В.  Введение в психодиагностику [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов: [б. и.], 2014. - 92 с. - Б. ц. ID= 1011
  5. Рягузова Е.В. Психология искусства: теоретические и прикладные проблемы [Электронный ресурс] / Е. В. Рягузова. - Саратов: [б. и.], 2016. - 161 с. - Б. ц. ID= 1636 (дата размещения: 14.09.2016) 

Статьи (SCOPUS, ВАК, зарубежные):

  1. Рягузова Е.В. Искусство как постижение себя //Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2009. том 9, выпуск 2. С.73-78.
  2. Рягузова Е.В. Конструкт «аутгрупповой Другой» как элемент Я-концепции //Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т.11, 4(6), 2009. С.1504-1508
  3. Рягузова Е.В. Методологический статус Другого: психологический дискурс //Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2010. том 10, выпуск 2. С.73-79.
  4. Рягузова Е.В. Искусство как полилог с Другими и диалог с собой // Искусство и образование 2010, №4. С.50-58.
  5. Рягузова Е.В. Виды и функции границ в психологических исследованиях // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика, 2011. том 11, выпуск 1. С.89-94
  6. Рягузова Е.В. Субъективные представления современных подростков о герое //Ярославский педагогический вестник. 2011. -№1. – Том II (Психолого-педагогические науки). С.226-229.
  7. Рягузова Е.В. Полисемичность образа Героя у современных подростков // Психология обучения. 2011. №12. С.37-47.
  8. Рягузова Е.В. Социально-психологический анализ ингруппового и аутгруппового //EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук), 2011, №2. С.194-201.
  9. Рягузова Е.В. Социокультурный эталон интерперсональных отношений // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2011. Т.11. Выпуск 4. С.80-84.
  10. 10.  Рягузова Е.В. Стратегии взаимодействия с ингрупповым Другим //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. – 2011. – № 4(7). – С. 245-249.
  11. Рягузова Е.В. Модель личностных репрезентаций взаимодействия «Я – Другой» // Акмеология. 2011. № 3. С.78-83.
  12. Ryaguzova Elena «The structure of friendly interactions». Applied and Fundamental Studies : Proceedings of the 1st International Academic Conference. October 27-28, 2012, St. Louis, USA. Publishing House "Science & Innovation Center", 2012. Vol.2. Р.273-278
  13. Рягузова Е.В. Личностные репрезентации дружеских взаимодействий // Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2012. Т.12. Выпуск 2. С. 76-80.
  14. Рягузова Е.В. Ролевая типизация как социально-психологический механизм формирования эмоционально-ценностного отношения личности к ингрупповомуДругому // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 1. С.67 – 71.
  15. Ryaguzova E. The representations of personalinteraction “I - significant Hero” for the modern teenagers // II Science, Technology and Higher Education [Text] : materials of the II international research and practice conference, Westwood, Canada, April 17, 2013 / -с. Westwood, Canada, 2013. Vol. I. p. 614-618.
  16. Рягузова Е.В. Детерминанты саморепрезентаций личности Другому // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2013. Т. 13, вып. 2. С.98-103.
  17. Рягузова Е.В. Я как другой в интернет-пространстве: от Я-репрезентации к Я-идентификации // Изв. Сарат. ун-та. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т.2., вып. 2. С.149-154.
  18. Рягузова Е.В. Репутация личности как кредит доверия другого // Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14, вып. 1. С. 71 — 76
  19. Ryaguzova E.V. Personal representations of “I – Other” interaction: socio-psychological analysis and empirical study // International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice, 2014. №1. URL: http://www.interpsy.sgu.ru/en/journal/2014/1 (Дата обращения 31.05.2014)
  20. Ryaguzova E. V. Representation of “I–Stranger” Interaction as a Communication Risks Predictor //Open Journal of Social Sciences, 2014, N2. P. 120-123.
  21. Рягузова Е.В. Герой как культурное означающее // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2014. Т.3. №2. С.120-125
  22. Ryaguzova E.V. Reputazione come un carriera morale persona. PP. 599-602 // Italian Science Review. 2014. № 4 (13). PP. 599-602.
  23. Рягузова Е.В. Репутация личности: риски и опасности //Социальная психология и общество, 2014. Том 5. №3. С 5-13
  24. Рягузова Е.В. Диссоциация и персонификация репрезентации «Герой» у современных подростков // Известия СГУ. Новая серия. Психология развития и акмеология образования. 2014. Том 3. №3. С.273-276.
  25. Ryaguzova Elena. V. "Art as an experience of cognition of the Other and self-cognition" // Journal of Studies in Social Sciences, ISSN 2201-4624, Volume 9, Number 1, 2014, 116-122. http://infinitypress.info/index.php/jsss/article/view/905/409 (дата обращения 19.09.2014)
  26. Рягузова Е.В. Изнанка социальной репутации личности // Психология обучения. 2014. №11. С.119-130
  27. Рягузова Е.В. Гость как особый статус Другого //Социальная психология и общество. 2015. Т.6. №1. С.5-13.
  28. Рягузова Е.В. Репутация Чужака как вид контекстной репутации личности Известия СГУ Известия Саратовского университета. Новая серия. Философия. Психология. Педагогика. 2015. Том 15. Вып.2. С. 48-53.
  29. Рягузова Е.В. Социокультурная обусловленность восприятия внешности незнакомого Другого // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2015. Том. 4. Выпуск №2 (14) С.166-169.
  30. Рягузова Е.В. Временной разлом коммуникативных практик травмированной личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия Психология и педагогика. 2016. №1. С. 55-61
  31. Рягузова Социокультурная матрица развития личности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Вып.1 (17) С.34-39.
  32. Рягузова Е.В. Социо-культурный парадокс (антиномия) различения Я – Другой Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Том 16. №1. С.85-89.

Статьи в рецензируемых журналах

  1. Рягузова Е.В. Социокультурные коды и психологические границы соседства // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2017. Т. 17, вып. 1. С. 89–94. DOI: 10.18500/1819-7671-2017-17-1-89-94
  2. Рягузова Е. В. Репутация соседа, или Кто живет рядом с нами? // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 2 (22). С. 134-139. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-2-134-139.
  3. Рягузова Е.В. Когда Чужаком оказываешься ты! // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2017. Т. 6, вып. 3 (23). С. 221-228. DOI: 10.18500/2304-9790-2017-6-3-221-228.
  4. Рягузова Е.В.Адаптационный сценарий иностранных студентов, обучающихся в СГУ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2018. Том 18. Вып.1. С.63-73
  5. Рягузова Е.В. Трансформация картины мира и способов категоризации Другого у современного ребенка Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т.7. Вып 3(27). С.228-237. DOI 10.18500/2304-9790-2018-7-3-228-237
  6. Рягузова Е. В. Память Другого или другая память: социально-психологический анализ коммеморативных практик // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2019. Т. 19, вып. 1. С. 61–68. DOI: https:// doi.org/10.18500/1819-7671-2019-19-1-61-68
  7. Рягузова Е. В. Коллективная память и инстанции темпоральности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8, вып. 2 (30). С. 138–146. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2019-8-2-138-145
  8. Ryaguzova E.V., Kravtcova A.K. Guest as Special Status of Other // Proceedings of the International Conference "Topical Problems of Philology and Didactics: Interdisciplinary Approach in Humanities and Social Sciences" (TPHD 2018). ). Series:Advances in Social Science, Education and Humanities Research Vоlumе 312. S.386-389. ISBN 978-94-6252-704-1 DOI https://doi.org/10.2991/tphd-18.2019.72
  9. Рягузова Е. В. От дара Других к дару Другим: социокультурный аспект одаренности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 2. С. 180–187. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671- 2020-20-2-180-187
  10. Рягузова Е. В. Содержательная трансформация репрезентации «Значимый Другой» в транзитивном обществе // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9, вып. 3 (35). С. 241–248. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-241-248
  11. Рягузова Е. В., Чинчевич Е. В. Ценностные профили современных студентов и преподавателей: согласованность или разрыв? // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Философия. Психология. Педагогика. 2020. Т. 20, вып. 3. С. 315–321. DOI: https://doi.org/10.18500/1819-7671-2020-20-3-315-321
  12. Рягузова Е.В. Коллективная и семейная память в контексте взаимодействия Я и Другого // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 10, вып. 4 (36). С. 324-330.
Post-graduate Students: 
Семенец О. В., Психологические детерминанты личности в прогнозировании ситуаций
Additional information: 

Учебные курсы:

Бакалавриат:

  • История культуры и психология искусства;
  • Введение в психодиагностику;
  • Социальная психология личности и группы;
  • Психология общения;
  • Психология стресса;
  • Культура и межкультурные взаимодействия в современном мире;

Магистратура:

  • Актуальные проблемы теории и практики современной психологии;
  • Качественные и количественные методы исследования в психологии;
  • Введение в кросс-культурную психологию;
  • Психология межкультурной коммуникации;
  • Социальная психология репрезентаций взаимодействия «Я – Другой»;
  • Социальная когнитивная психология;
  • Психология стресса;

Аспирантура;

  • Социальная психология личности

Общественная работа:

  • Ученый секретарь диссертационного совета Д212.243.14 (психологические науки);
  • Член диссертационного совета Д212.243.09 (философские науки);
  • Член Ученого совета факультета психологии;
  • Член редколлегии журналов: Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Философия. Психология. Педагогика;
  • Член редколлегии журнала Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия. Акмеология образования. Психология развития; 
  • Член редколлегии журнала «International Annual Edition of Applied Psychology: Theory, Research, and Practice»
  • Членство в профессиональных организациях:
  • Член РПО;
  • Член APS (Association for Psychological Science);
  • Член IACCP (International Association for Cross-Cultural Psychology);
Further training: 
«Инклюзивное профессиональное образование», ИДПО СГУ, Саратов, Россия, 2016 г.
«Система высшего образования в Германии», Международный центр образования и научной информации, Дюссельдорф, Германия, 2014 г.
«Система высшего образования в Германии», Европейская академия психосоциального здоровья (Институт Ф.Перлза), Дюссельдорф, Германия, 2014 г.
«Повышение конкурентной позиции вуза как механизм управления социальными рисками профессионального образования» , ИДПО СГУ, Саратов, Россия, 2014 г.
«WMU – Professional Development Program», Западный Мичиганский университет, г. Каламазу, США, 2012 г.
«Социальная психология искусства», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург, Россия, 2011 г.
«Основы гештальт-терапии», Московский городской психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, 2010 г.
Развитие профессиональных компетенций преподавателей в условиях системных изменений в высшем образовании, ИДПО ФГБОУ ВПО «СГУ им. Н.Г. Чернышевского», 2019 г.