Skip to main content Skip to search

Раева
Александра
Васильевна

Доцент
Образование: 
Диплом о высшем образовании, 2003 г.
Направление/специальность: 
Филология (специалитет)
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.01.01), Творчество Н.М. Олейникова в контексте официальной поэзии 1920-1930-х гг., 2006 г.
Общий стаж: 
18 лет
Стаж по специальности: 
18 лет
Трудовая биография: 

Высшее образование получила на филологическом факультете СГУ, специальность «Филолог. Преподаватель по специальности "Филология"». Имеет диплом с отличием.

2003 – 2006 гг. – обучение в очной аспирантуре при кафедре общего литературоведения и журналистики СГУ.

2006 год – в Саратове защищена диссертация на соискание учёной степени кандидата филологических наук «Творчество Н.М. Олейникова в контексте официальной поэзии 1920-1930-х годов» (специальность 10.01.01. – Русская литература). Научный руководитель – доктор филологических наук, профессор Е.Г. Елина.

В рамках специального семинара профессора Е.Г. Елиной осуществляет научное руководство выпускными квалификационными работами бакалавров и магистрантов.

Председатель Совета молодых учёных Института филологии и журналистики.

Биографический текст: 

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Воспитание читателя в школе
История литературной критики
История отечественной журналистики
Креативное письмо
Литературно-критический практикум
Методы и методики анализа художественного текста в школе
Практикум по креативному письму
Практикум по текстообразованию
Производственная практика
ФГОС школьного филологического образования и школьные учебники
Образовательные технологии в школьном филологическом образовании
Научно-исследовательская работа
Основные научные публикации: 

Учитель словесности в рассказе А.П. Чехова // Острова любви БорФеда: Сборник к 90-летию Бориса Федоровича Егорова / ИРЛИ РАН; СПбИИ РАН; Союз писателей Санкт-Петербурга; Ред.-сост. А. П. Дмитриев и П. С. Глушаков. — СПб.: Издательство «Росток», 2016. — С. 379-384. (в соавторстве с Е.Г. Елиной)

История отечественной журналистики (ч. 2). Практические занятия // Журналистика в Саратовском национальном исследовательском государственном университете [Электронный ресурс] : методическое пособие для студентов 1-4 курсов, обучающихся по направлению «Журналистика» / В. В. Прозоров [и др.] ; под ред. В. В. Прозорова, Е. Г. Елиной. - 3-е изд., перераб. и доп. - Саратов : [б. и.], 2016. – С.  81 – 98 (в соавторстве с Елиной Е.Г., Бибиной И.В., Павленко Р.И. и др.)

«"Литературная газета" признала свои ошибки»: полемика газеты писателей с «Комсомольской правдой» в 1929 году // Эпоха "Великого перелома" в истории культуры: сборник научных статей. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. С. 180-189.

Рекомендательный список текстов по современной русской литературе при подготовке к ЕГЭ по литературе и к итоговому сочинению // Междисциплинарные связи при изучении литературы: Сборник научных трудов / Отв. ред. проф. Т. Д. Белова, А. А. Демченко. Вып. 6. Саратов : Издательский центр «Наука», 2015. 167 с. С. 5-9. (в соавторстве с Г.М. Алтынбаевой)

Обучение основам проектной деятельности в рамках элективного курса // Образовательные технологи в высшем педагогическом образовании/ Е.Г. Елина, О.И. Дмитриева, М.В. Храмова и др.; под общей ред. Е.Г. Елиной. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. С. 171-176.

Проблемы изучения рассказа А. Солженицына «Матрёнин двор» в средней школе // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Филология. Журналистика. 2014. Т. 14, вып. 2. С. 82–84. (в соавторстве с В.Н. Маховой)

Квалифицированные хулиганы: Литературное поведение как форма выражения маргинального сознания советской эпохи // НЭП в истории культуры. Саратов, 2010.

Читательская критика 1920-х годов как форма выражения маргинального сознания // ФIЛIАЛОГОY. Сборник научных статей в честь 70-летия профессора Валерия Владимировича Прозорова. Cаратов, 2010. С. 239-245.

Влияние Интернета на форму литературно-критических публикаций в печатных изданиях // Интернет и традиционные СМИ в медиакультурном пространстве Канады и России: Материалы российско-канадского научно-практического семинара, г. Саратов, 2 – 4 февраля 2010 г. Саратов, 2010. С. 60-68.

Транспарентность и СМИ // Институты власти в языке, литературе и журналистике России. Саратов: Издательский центр «Наука», 2009. С. 7-10.

«Пилоты звука, краски и слова!»: образ авиатора в саратовской авангардной поэзии 1920-х годов // Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность. Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2008. С. 326-332.

К истории одной мистификации // Озерная текстология: Труды IV летней школы по текстологии и источниковедению русской литературы. СПб., 2007. С. 15-26.

Графоманская поэзия как исток авангардной поэтики Н.М. Олейникова // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н.И. Вавилова. 2006. Вып. 5. С. 125-127.

Примитив и примитивизм в творчестве Н.М. Олейникова и советской поэзии 1930-х годов // Мортира и свеча: Материалы международной летней школы по авангарду, СПб., 2005. С. 33-39.

Газетная медиакритика 1930-х годов // История медиакритики в России : очерки и материалы / под ред. В.В. Прозорова. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – С. 206 – 227.

О рецензии Г. А. Гуковского на постановки Саратовского театра оперы и балета (1946 г.)  (в соавторстве с К.М. Захаровым // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2020. № 3. С. 125–144. DOI: 10.35852/2588-0144-2020-3-125-144

Раева А.В. (в соавторстве с А.С. Фальковичем и П.А. Турченковым) Использование гипертекста на уроках литературы // Образование. Технологии. Качество: Материалы Всеросс. научно-практ. конф. – М.: Изд-во «Перо», 2021. – Мб. [Электронное издание]. – Систем. требования: процессор х86 с тактовой частотой 500 МГц и выше; 512 Мб ОЗУ; Windows XP/7/8; идеокарта SVGA 1280x1024 High Color (32 bit).-Загл. с экрана. С. 164-169.

Раева А.В. Принципы создания творческих заданий для 9–11 классов на муниципальном этапе ВсОШ по литературе // Вестник СОИРО. 2021. № 2. С. 92-95.

Некоторые из учебно-методических публикаций:

Научные основы школьного учебника русского языка и литературы [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки "Педагогическое образование" / А. В. Раева, С. А. Семеновская ; Нац. гос. исслед. Сарат. ун-т им. Н. Г. Чернышевского, Ин-т филологии и журналистики. - Саратов : [б. и.], 2016. - 55 с. : табл. - Библиогр. в конце разд. - Б. ц.

Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника [Электронный ресурс]. Вып. 1 / А. В. Раева [и др.] ; ред. Е. Г. Елина. - Саратов : [б. и.], 2016. - 63 с. - Б. ц.  

Учебные материалы и методические рекомендации по курсу «История отечественной журналистики» (часть первая) [Электронный ресурс] : учебное пособие / И. А. Книгин, А. В. Раева, М. А. Силашина. - Саратов : [б. и.], 2015. - 32 с. - Б. ц.

Формы и функции медиакритики в Советской России 1920-х годов // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2018. Т. 18, вып. 2. С. 219-224. (в соавторстве с Е.Г. Елиной)

Подготовка к всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный этап. Русский язык и литература: Учебное пособие [Алтынбаева Г. М., Зимина Л. В., Кабанова М. И., Раева А. В., Мокина Н. В., Лапшина О. В. и др.]. Саратов: ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. 184 с.

 

Участие и организация конференций: 
«IV Международные Скафтымовские чтения “А.П. Чехов и Ф.М. Достоевский”», Саратов, Россия, 2016 г.
Междисциплинарные связи при изучении литературы: Международная научная конференция , Саратов, СГУ, 2015 г.
«Эпоха "великого перелома" в истории культуры»: международная научная конференция, Саратов, Россия, 2015 г.
«Град Китеж» русской литературы: всероссийская научно-практическая конференция, Саратов, Россия, 2015 г.
«Всероссийская научная конференция, посвящённая памяти профессора А.А. Демченко (1938 – 2016) Проблемы филологического образования», Саратов, Россия, 2016 г.
Всероссийская конференция молодых ученых «Филология и журналистика в XXI веке», Саратов, Россия, с 2007 по 2016 г., статус участия - организатор.
Книга в повседневной жизни: горизонты понимания, Саратов, 2018 г.
Русская интеллигенция и революция в литературе ХХ века, Саратов, 2017 г.
Всероссийская междисциплинарная гуманитарная научная конференция «Тейтелевские дни в Саратове», Саратов, 2020 г.
Победы в грантах и научных проектах: 
  1. Исполнитель в гранте РГНФ 15-04-14013 «г», 2015 год. Международная научная конференция Эпоха «Великого перелома» в истории культуры. (руководитель – И.Ю. Иванюшина)
  2. Исполнитель в гранте РГНФ № 10-04-14062г, 2010 год. Всероссийская научная конференция, посвящённая 120-летию А.П. Скафтымова, «Наследие А.П. Скафтымова и перспективы развития филологической науки» (руководитель – В.В. Прозоров)
Повышение квалификации: 
Информационные, коммуникационные и аудиовизуальные технологии в образовании, Москва, 2010 г.
Русский язык как иностранный, Саратов, 2011 г.
Подготовка председателей и членов предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ, Саратов, ГАОУ ДПО СарИПКиПРО, 2014 г.
Интерактивные ресурсы современного телевидения: коммуникативные тактики и социальные риски» на базе генерального штаба компании TRT , Анкара, Турция, 2014 г.
Государственная политика в сфере высшего образования и образовательные технологии в Национальном исследовательском университете, Саратов, ФГБОУ ВО «РАНХиГС при Президенте РФ», 2015 г.
Подготовка экспертов предметных комиссий Сарат. обл. по проверке выполнения заданий с разверн. ответом экзам. работ ГИА по образоват. программам основн. и средн. общего образования» (литература), Саратов, СОИРО, 2016 г.
"Филология" Всероссийского семинара-совещания с членами жюри регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, Институт непрерывного педагогического образования РУДН. Москва., 2018 г.
Проектировщик электронного курса, Институт дополнительного профессионального образования ФГБОУ ВО «Поволжский государственный технологический университет», Йошкар-Ола, 2019 г.
Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании, ИДПО ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2019 г.
Журналистика. Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2019 г.
Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету «Литература», ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», Москва, 2020 г.
Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС, ИДПО ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2021 г.
Цифровые технологии в преподавании профильных дисциплин, АНО ВО «Университет Иннополис», 2021 г.
"Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС", ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2021 г.
Развитие личностного потенциала в системе взаимодействия ключевых участников образовательных отношений: методология и технология обучения педагогических команд образовательных организаций, МГПУ, 2022 г.