Skip to main content Skip to search

Полянина
Елена
Владимировна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт им. К.Н. Федина, 1988 г., Учитель немецкого и английского языков
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.01),
Учёное звание: 
Доцент по кафедре немецкого языка и методики его преподавания
Общий стаж: 
36 лет
Стаж по специальности: 
36 лет
Работа в университете: 
Факультет иностранных языков и лингводидактики, с 1990 по н.в.
Биографический текст: 

Членство в общественных организациях:

Член Ассоциации выпускников СГУ имени Н.Г. Чернышевского (с 2009 г.)

  • Председатель предметной комиссии по немецкому языку Саратовской области (ГИА школьников 9-х и11-х классов).
  • Руководитель научного кружка «Условия успешного педагогического общения».

Образование:

  • 1983-1988: Факультет иностранных языков Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина;
  • 1999-2006: Аспирантура (заочная форма) Пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского;
  • 2003-2006: Образовательные семинары для преподавателей высшей школы по направлению «Методика преподавания перевода и организация обучения по специальности «Перевод и переводоведение»;
  • 2007: Стажировка по программе «Помощь детям, имеющим трудности при обучении» при Боннском университете им. Фридриха Вильгельма и Институте поддержки образования и науки Германии.
Преподаваемые дисциплины: 
Культура устной и письменной речи учителя
Лексикология
Внеклассная воспитательная работа по иностранному языку
Введение в специальность переводчика
Введение в переводоведение
Общая теория перевода
Практический курс иностранного языка (3-й язык)
Основные научные публикации: 

Полянина Е.В., Краснов М.М. Исследование медицинского дискурса в испаноязычных источниках: лингвистические и лексикографические размышления  // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16‒17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 180-185.

Полянина Е.В., Неежлева Э.А. Значение ролевой игры при внедрении принципа коммуникативной направленности на уроках иностранного языка // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16‒17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 267-271.

Полянина Е.В., Свистунова Д.А. Особенности использования метода проектов при обучении иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16‒17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 285-290.

Полянина Е. В., Краснов М.М. Политическая коммуникация. Обзор отечественной и зарубежной литературы // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.). Сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 138-143.  ISBN 978-5-6043985-7-9

Полянина Е.В., Гусева Е. С. Когнитивный аспект разработки практических заданий для занятий по иностранному языку // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.). Сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 208-213.  ISBN 978-5-6043985-7-9

Полянина Е.В., Куликова М. Д.  Билингвизм как комплексное явление  //Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.). Сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 224-228.  ISBN 978-5-6043985-7-9

Полянина Е.В., Пироженко Е. Е. Использование технологии “MIND MAP” на уроках английского языка  // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.). Сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 231-236.  ISBN 978-5-6043985-7-9

Лексикографические аспекты в переводоведении // Языковые и культурные контакты:  лингвистический и лингводидактический аспекты»: материалы III Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2018 г.).: сборник научных статей. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2018. С. 58-64

Диалог как средство развития коммуникативной инициативы студентов языковых факультетов // Языковые и культурные контакты:  лингвистический и лингводидактический аспекты»: материалы III Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2018 г.).: сборник научных статей. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2018. С. 150-155

Полянина Е. В., Куликова М. Д. Особенности билингвального образования в России и Западной Европе // Языковые и культурные контакты:  лингвистический и лингводидактический аспекты»: материалы III Международной научно-практической конференции (15-16 ноября 2018 г.).: сборник научных статей. Саратов: Издательство "Саратовский источник", 2018. С. 293-297

Полянина Е.В., Шишкова Ю.С. Альтернативные методики обучения иностранным языкам: особенности обучения на начальном этапе// Образование в современном мире: сборник научных статей / О23 под ред. Ю.Г. Голуб. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – Выпуск 14. - С. 415-450.

Производные глаголы с метафорической мотивацией: структурно-семантический аспект (на материале русского и немецкого языков) // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты): Материалы международной конференции в рамках Международного научного симпозиума, посвящённого 100-летию гуманитарного образования в СГУ. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2017. С. 31-35.

 «Языковой портфель» как средство успешности учебной деятельности студентов языковых факультетов //  Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: сборник тезисов докладов I-ой Международной научно-практической конференции, Саратов 24-25 ноября 2016 г. – Саратов: Амирит, 2016. – С. 158-160  ISBN 978-5-9909500-0-9

Полянина Е.В., Бурмистрова М.Н. «Языковой портфель» как средство индивидуализации учебной деятельности студентов языковых факультетов // Гуманизация образовательного пространства, Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. – С.458-465.

Особенности перевода немецкоязычных медицинских текстов на русский язык // Материалы XXIII Страховских чтений. Сборник научных трудов. Саратов: Издательский центр «Наука», 2014. –  С. 166-172. ISBN 978-5-9999-1551-1

Педагогический дискурс: основные характеристики и жанры (на материале немецкого языка) // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации. – Материалы докладов VI Международной Интернет-конференции 26-28 февраля 2014 года. – Саратов: ИЦ «Наука», 2014. – С.82-87. - ISBN 978-5-9999-2061-4

Общественно-политические речевые жанры: функциональный аспект // Ученые записки: Сборник научных трудов. Вып. 7. -  Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – С.78-83. – ISBN 978-5-9999-0642-7.

Структурно-семантические особенности глаголов с метафорической     мотивацией (на материале русского и немецкого языков) // Материалы докладов II Международной он-лайн конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» 24-26 февраля 2010 года. -Саратов: ИЦ «Наука», 2010. –  С. 45-50. - ISBN 978-5-9999-0369-3.

Условия применения фразеологического перевода с немецкого языка на русский язык // Вопросы социальной психологии. – Труды психологической  лаборатории пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского. – Вып. № 6 (11). – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – С. 146-151.  - ISBN 978-5-9999-0104-0.

Особенности перевода немецких глагольных дериватов с неотделяемыми приставками на русский язык // Материалы XIX Страховских чтений:  Труды психологической лаборатории пединститута СГУ имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2010. –  С. 257-265. - ISBN 978-5-9999-0425-6.

Принципы  выделения словообразовательной метафоры // Вопросы социальной психологии. – Труды психологической лаборатории пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009.- С. 282-290. - ISBN 978-5-91272-89-0.

Текстовая презентация языковой личности в произведении Макса Фриша HomoФабер» // Вопросы социальной психологии. – Труды психологической  лаборатории пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. –  С. 307-313.  - ISBN 978-5-91272-589-0 (в соавторстве с Лаубах Е.В.)

Гендерная специфика и особенности перевода  письменного текстопорождения  (на материале немецкоязычных женских журналов „Brigitte“, spiegel-online-nachrichten) // Материалы XVIII Страховских чтений:  Труды психологической лаборатории пединститута СГУ имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. –  С. 196-202.  - ISBN 978-5-91272-937-2 (в соавторстве с Идрисовой С.Р.)

Фразеологические единицы немецкого языка Германии, Австрии и Швейцарии // Дайджест – 2009: Дипломные работы студентов факультета иностранных языков пединститута СГУ имени Н. Г. Чернышевского. -Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – Вып. 2. – С.22-32. - ISBN 978-5-9999-043-2 (в соавторстве с Антоновой О.А.)

Лексикографические аспекты в переводоведении // Материалы XVIII Страховских чтений:  Труды психологической лаборатории пединститута СГУ имени Н. Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – С. 206-212. - ISBN 978-5-91272-937-2. (в соавторстве с Рыбаковой Л.В.)

Структурно-семантические особенности текстовой номинации // Дайджест – 2009: Дипломные работы студентов факультета иностранных языков пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – Вып. 2. – С.33-42. - ISBN 978-5-9999-043-2. (в соавторстве с Арешиной Е.А.)

Англо-американские финансово-экономические термины в немецком языке и их перевод // Дайджест – 2009: Дипломные работы студентов факультета иностранных языков пединститута СГУ имени Н.Г. Чернышевского. - Саратов: ИЦ «Наука», 2009. – Вып. 2. – С.100-109.  -ISBN 978-5-9999-043-2. (в соавторстве с Вернер Е.А.)

Учебно-методические пособия

Полянина Е.В., Клименко Г.А. Стратификация немецкого языка: немецкий разговорный: Учебное пособие для студентов языковых факультетов по направлению подготовки "Педагогическое образование". – Саратов: Амирит, 2018. – 96 с. ISBN - 978-5-00140-062-2.

Полянина Е.В., Клименко Г.А. Tatsachen uber die deutschen Bundesländer: aktuelles lehrwerk für Bachelor Studenten an Sprachfakultäten: Учебное пособие для студентов-бакалавров языковых факультетов. – Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 2018. – 88 с. ISBN - 978-5-292-04443-7.

Полянина Е.В., Клименко Г.А. Достоверно о федеральных землях Германии: актуальные сведения: Учебное пособие для студентов-бакалавров языковых факультетов. – Саратов: Изд-во Сара тун-та, 2017. 72 с. (Работа издана по тематическому плану 2017 года)

Полянина Е.В., Елисеева Е.А. Разговорные темы на немецком языке. (Часть 2): Учебное пособие для студентов языковых факультетов/ Е.А. Елисеева, Е.В. Полянина. – Саратов: ООО «Амирит», 2016. – 90 с. ISBN 978-5-9908457-9-4.

Полянина Е.В. Мое методическое портфолио: Учебное пособие для студентов языковых факультетов / Е.В. Полянина. – Саратов: ООО «Амирит», 2016. – 101 с. ISBN 978-5-9908457-8-4.

Полянина Е.В. Домашнее чтение на немецком языке (с использованием оригинального текста романа М. Энде «Момо»): Учебное пособие для студентов языковых факультетов/ Е.В. Полянина. – Саратов: ООО «Амирит», 2016. – 132 с. ISBN 978-5-9908457-5-6.

Полянина Е.В. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Лексикология»: Учебное пособие для студентов языковых факультетов/ Е.В. Полянина. – Саратов: ООО «Амирит», 2016. – 122 с. ISBN 978-5-9908457-7-0.

Полянина Е.В., . Елиеева Е.А. Разговорные темы на немецком языке (Часть 3). Учебное пособие. – Саратов: ООО «Амирит», 2016. –  90 с.

            Электронные учебные пособия:

1. Полянина Е.В. Практика устной и письменной речи: аспект «Домашнее чтение» (Немецкая проза) [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов факультета иностранных языков и лингводидактики. - Саратов : [б. и.], 2017. - 55 с. : ил. - Б. ц.

2. Полянина Е.В. Практика устной и письменной речи: аспект "Домашнее чтение" (по роману М. Энде "Momo") [Электронный ресурс] / Е. В. Полянина. - Саратов : [б. и.], 2015. - 53 с. - Б. ц.    

Участие и организация конференций: 
Международная научно-практическая конференция "Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты" , Саратов, ежегодно
«Немецкий язык в Саратовском регионе: теоретический и прикладной аспекты», Саратов, 2019 г.
Дополнительная информация: 

     Совместная работа со школами и органами образования

Научное руководство лабораторией  «Модель билингвального и поликультурного обучения и воспитания на 1-2 образовательных ступенях (2-9 классы)» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» с углублённым изучением предметов Фрунзенского района г. Саратова

Повышение квалификации: 
Deutsch lehren und lernen: Aspekt interkulturelle Kommunikation, 60 Stunden, г. Эссен, Германия, 2015 г.
Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комисиий субъектов Российской Федерации. Немецкий язык. Устная часть. Письменная часть. 40 ч., Москва, 2016 г.
Инклюзивное профессиональное образование, 108 ч., г. Саратов, 2016 г.
Использование электронной информационно-образовательной среды СГУ в образовательном процессе, г. Саратов, 2016 г.
Совершенствование подходов к оцениванию развернутых ответов экзаменационных работ участников единого государственного экзамена экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации. Немецкий язык. Письменная часть. Устная часть., г. Москва, Федеральный институт педагогических измерений, 2017 г.
«Внутренний аудит системы менеджмента качества» , 2018 г.
«Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования по предмету «Немецкий язык», 2019 г.
Профессиональная переподготовка в СГУ имени Н.Г. Чернышевского по программе «Технологии разработки, реализации и управления проектами» , Саратов, 2019 г.
Семинар "Согласование принципов и подходов к оцениванию экзаменационных работ участников единого государственного экзамена 2020 года", Москва, ФИПИ, 2020 г.