Skip to main content Skip to search

Никитина
Галина
Александровна

Заведующий кафедрой
Education: 
Саратовский государственный педагогический институт имени К.А. Федина, 1999 г., английский и французский языки, квалификация "Учитель английского и французского языков"
Thesis and academic degrees: 
Кандидат педагогических наук (13.00.08 -теория и методика профессионального образования), Формирование речевого поведения будущего учителя, 2004 г.
Academic title: 
доцент по кафедре английского языка и методики его преподавания, Министерство образования и науки Российской Федерации, 2013 г.
Research Interests: 
Коммуникативные стратегии и тактики профессионального речевого поведения
Эмоционально-оценочный аспект речевого поведения
Общий стаж: 
25 лет
Стаж по специальности: 
25 лет
Work experience: 
факультет иностранных языков и лингводидактики, кафедра английского языка и методики его преподавания, с 1999 по н.в.
Other Administrative Positions: 
  •  
Honors and Awards: 
Почетная грамота Министерства образования и науки РФ «За значительные заслуги в сфере образования и многолетний добросовестный труд»
Диплом победителя (1 место) III Международного конкурса преподавателей вузов (в рамках требований ФГОС) «Формирование компетенций в профессиональной образовании - 2018». Конкурсный проект: Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя – монография (Международный центр научно-исследовательских проектов «Наука и образование ON-LINE»), 2018 г.
Диплом победителя конкурса преподавателей вузов «Золотые имена Высшей школы» 2019 г., реализуемого Межрегиональной общественной организацией «Лига Преподавателей Высшей Школы». Номинация – «За достижения в просветительской деятельности» (Лига преподавателей высшей школы, Фонд Президентских грантов, Общественная палата Российской Федерации)
Biography: 
  • 1994-1999: факультет иностранных языков Педагогического института СГУ.

  • 2001-2004: аспирантура очной формы обучения Пед. института СГУ.

  •  
Преподаваемые дисциплины: 
Методика обучения иностранному языку
Практика устной и письменной речи
Актуальные проблемы лингводидактики
Методика преподавания иностранного языка в школе и вузе
Main Publications: 

МОНОГРАФИИ

Профессионально-методический ресурс учителя иностранных языков: монография / Н. Г. Никитина, Ю. Н. Мухина, Е. А. Максимова [и др.]. - Издательство Саратовского университета, 2023. - 192 с.

Никитина Г.А. Проблема качества иноязычной речевой подготовки педагога в современных условиях : монография / Г.А. Никитина. — Москва : РУСАЙНС, 2020. — 136 с. ISBN 978-5-4365-6303-9, тираж 1000 экз.

Никитина Г.А. Формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего учителя. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2016. - 112 с.

СТАТЬИ

Никитина Г. А., Максимова Е.А.,    Шилова С. А. Реализация лингводидактического потенциала методов искусственного интеллекта  // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. – 2023. – Т. 12, № 2(46). – С. 114-122. – DOI 10.18500/2304-9790-2023-12-2-114-122. (ВАК)

Никитина Г. А., Максимова Е.А.,    Формирование культуры авторства будущих педагогов // Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования. – 2023. – № 1. – С. 3-6.

Никитина Г.А., Капылова К.Д. Взаимосвязь варианта английского языка и фразеологических единиц в речи англоязычных преподавателей в видеоблогах // Russian Linguistic Bulletin: Электрон. журн.- 2022. - №2 (30). - Режим доступа: https://rulb.org/archive/2-30-2022-june/10.18454/RULB.2022.30.21 (ВАК)

Никитина Г.А. Developing the individual teaching style in foreign language teacher training universities [Особенности формирования индивидуального стиля деятельности в процессе подготовки учителя иностранного языка] // Известия саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. – Том 11. - Вып. 2 (42). – 2022. – С. 100-111. (ВАК)

Никитина Г.А., Рыжова В.В. Особенности презентационного дискурса учителей английского языка в русскоязычных социальных сетях (на материале сети ВКОНТАКТЕ) // МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЖУРНАЛ. INTERNATIONAL RESEARCH JOURNAL.- 2022.- № 6(120).-ч.3.- С. 68-75  ISSN 2227-6017 ONLINE (ВАК)

Nikitina, G. A. Complex competency-based model of the intending foreign language teacher / G. A. Nikitina // Perspectives of Science and Education. – 2021. – No 5(53). – P. 223-237. – DOI 10.32744/pse.2021.5.15. (Скопус)

Nikitina, G. A. Realization of the presentational function of the social network discourse (subject area - English language learning) / G. A. Nikitina, V. V. Ryzhova // Russian Linguistic Bulletin. – 2021. – No 3(27). – P. 73-78. – DOI 10.18454/RULB.2021.27.3.16.(ВАК).

Назарова Р.З., Никитина Г.А. Культура иноязычного общения в структуре профессионально-методической компетенции будущего учителя / Р.З. Назарова, Г.А. Никитина // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2020. Т. 9. № 2 (34). С. 102-111. ВАК

Никитина Г.А. Анализ оценочного компонента речевого поведения преподавателя английского языка // Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы. МАТЕРИАЛЫ VII Международной научной конференции, посвященной 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского (15 апреля 2019 года) Текстовое электронное издание. Р.З. Назарова, О.А. Шендакова, М.В. Золотарев (отв. ред.). Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. 1219 с. С. 554 – 559. ISBN 978-5-91879-956-7. Тираж 500 экз.

Никитина Г.А., Рыжова В.В. Pedagogical Conditions of the Moral and Aesthetic Development of Learners in Foreign Language Lessons [Педагогические условия нравственно-эстетического развития обучающихся на уроках иностранного языка] // RUSSIAN LINGUISTIC BULLETIN. № 2 (18). Екатеринбург, 2019 36 с. Тираж 100 экз. С. 27-30 (0,5 п.л.). Главный редактор – Смирнова Н.Л.  ISSN 2227-6017 ONLINE, ISSN 2303-9868 PRINT, ВАК

Никитина Г.А., Назарова Р.З. Некоторые пути обеспечения качества подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности // Стратегические ориентиры развития высшей школы Сборник научных трудов участников Национальной научно-практической конференции . Москва, 2019. С. 92-100. 462 с. Издательство: РУСАЙНС. ISBN: 978-5-4365-4397-0. Тираж – 1000 экз.

Никитина Г. А., Тернова Н. В. Электронные учебно-методические пособия как средство интенсификации процесса обучения иностранному языку // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 435-444. doi: 10.32744/pse.2019.6.36 Available: psejournal.wordpress.com/archive19/19-06/ SCOPUS

Назарова Р.З., Никитина Г.А., Никитина А.Д. Реклама на межкультурном уровне. // Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления. Материалы VI Международной научной конференции. Ответственный редактор С.Г. Ивченков. 2018. С. 12-16.

Королева П.С., Никитина Г.А. Актуальность проблемы духовно-нравственного развития ребенка в рамках обучения иностранному языку // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации Материалы докладов X Международной конференции. 2018. С. 218-223.

Никитина Г.А. Самостоятельная учебная деятельность студентов как фактор активизации процесса изучения иностранных языков. // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов VI Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (28 апреля 2017 года) – Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2017. - С. 160 -164. Илл. ISBN 978-5-9909801-5-0

Никитина Г.А., Аппак Е.А. Автономная учебная деятельность как фактор повышения продуктивности иноязычного образования // Материалы докладов IX Международной научно-практической конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» 21-22 февраля 2017 г. Саратов: Саратовский источник, 2017. С. 191-197.

Назарова Р.З., Никитина Г.А. Conditions contributing to efficiency improvement of the educational process when training students for professional activity // Материалы докладов VIII Международной научно- практической конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» 25-26 февраля 2016 г.  Саратов: ИЦ «Наука», 2016. 502 с. С. 438-444.

Никитина Г.А. Формирование профессионально-методических навыков студентов в рамках СРС // Организация самостоятельной работы студентов: Материалы докладов V Международной очно-заочной научно-практической конференции «Организация самостоятельной работы студентов» (29 апреля 2016 года). Саратов: Изд-во «Техно-Декор», 2016. С. 183- 188.

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ

Никитина Г.А., Золотарев М.В. Подготовка к Всероссийской олимпиаде школьников: муниципальный и региональный этапы. Английский язык. 9-11 классы / Г.А. Никитина, М.В. Золотарев – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2022. – 190 с. – ISBN 978-5-4365-9030-1.

Никитина Г.А. Методика обучения английскому языку: учебное пособие для подготовки к лекциям и практическим занятиям / Г. А. Никитина. — Саратов : Вузовское образование, образование). — Текст : электронный. ISBN 978-5-4487-0619-6

Никитина Г. А., Тернова Н. В. Организационно-педагогическая практика I: в помощь студенту. Учебно-методическое пособие / Г. А. Никитина, Н. В. Тернова. Саратов: Саратовский источник, 2020. 59 с. ISBN 978-5-6045303-1-3

Никитина Г.А. Тесты по английскому языку : учебно-методическое пособие по дисциплине «Практика устной и письменной речи» для студентов 1–3-го курсов факультета иностранных языков и лингводидактики / Г. А. Никитина. – Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 124 с. (7,21 п.л.) – Имеется электронный аналог. Тираж 100 экз. ISBN 978-5-292-04586-1 (print) ISBN 978-5-292-04587-8 (online)

Никитина Г.А. Методика обучения английскому языку: пособие для подготовки к лекциям и практическим занятиям / Г. А. Никитина. Саратов: Саратовский источник, 2019. 315 с. (19,7 п.л.). Тираж – 300 экз. ISBN 978-5-91879-974-1

Практикум по письменному переводу с английского языка на русский язык [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. К. Ланцова, Г. А. Никитина ; ФГБОУ ВО "СГУ имени Н. Г. Чернышевского". - Саратов : [б. и.], 2017. - 224 с. : ил., табл. - Библиогр.: с. 223. - Б. ц.  ID= 1815 (дата размещения: 18.04.2017)

Выпускная квалификационная работа магистра (магистерская диссертация). Методические рекомендации для студентов направления подготовки 44.04.01 Педагогическое образование, профиль – «Иностранные языки в контексте современной культуры» / Сост. Н.В. Тельтевская, Р.З. Назарова, Г.А. Никитина.  Саратов: Саратовский источник, 2017.  52 с.

Теория и методика обучения английскому языку: пособие для подготовки к лекциям и практическим занятиям / Г. А. Никитина. Саратов: Саратовский источник, 2017. 169 с. 10,6 п.л.

Никитина Г.А., Тернова Н.В. Психолого-педагогическая практика: в помощь студенту : Учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовский источник, 2017. 53 с.

Никитина Г.А., Тернова Н.В Педагогическая практика магистранта : Учебно-методическое пособие. Саратов: Саратовский источник, 2017. 90 с.

 

 

Conferences: 
XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», СГУ им. Н.Г. Чернышевского, факультет иностранных языков и лингводидактики, Саратов, 2020 г., статус участия - председатель оргкомитета.
IV Ежегодная конференция молодых ученых «Иностранные языки в контексте современной культуры», СГУ имени Н.Г. Чернышевского, факультет иностранных языков и лингводидактики, Саратов, 2020 г., статус участия - председатель оргкомитета.
Региональный лингводидактический конкурс: «Чемпионат по решению педагогических и методических ситуаций», СГУ имени Н.Г. Чернышевского, факультет иностранных языков и лингводидактики, Саратов, 2020 г., статус участия - председатель оргкомитета.
VII Международная научная конференция, посвященная 110-летию СГУ имени Н.Г. Чернышевского «Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук и образования: сущность, концепции, перспективы», СГУ имени Н.Г. Чернышевского. Доклад: Анализ оценочного компонента речевого поведения преподавателя английского языка, Саратов, 2019 г.
Национальная научно-практическая конференция «Стратегические ориентиры развития высшей школы», Общественная палата Российской Федерации. Доклад: Некоторые пути обеспечения качества подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности, Москва, 2019 г.
Х Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», Саратов, 2018 г.
VI Международная научная конференция «Социальное неравенство современности: новая реальность научного осмысления», СГУ. Доклад: Реклама на межкультурном уровне, Саратов, 2018 г.
Научная конференция молодых ученых «Иностранные языки в контексте современной культуры», Саратов, 2018 г.
VII Всероссийский лингводидактический конкурс «Чемпионат по решению педагогических и методических ситуаций», Саратов, 2023 г., статус участия - Организатор.
XV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании» , Саратов, 2023 г., статус участия - Организатор.
XV Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики в современном иноязычном образовании» , Саратов, 2023 г., статус участия - Организатор.
Всероссийская научно-практическая конференция школьников «The Humanities and the Sciences: the View of the Young (Естественные и гуманитарные науки: взгляд молодых)», Саратов, 2023 г., статус участия - Организатор.
Молодежный научно-практический форум «Лингводидактика: настоящее и будущее иноязычного образования» , Саратов, 2023 г., статус участия - Организатор.
Международная конференция «Педагогика текста. Проблема авторства», Санкт-Петербург, СПбГУ, 2022 г.
XIII Международная российская конференция исследователей высшей школы «Новые образовательные результаты для благополучия и успеха» , г. Москва, ВШЭ, 2022 г.
IX Международный форум по педагогическому образованию «Качество педагогического образования в условиях современных вызовов (IFTE-2023)», Казань, КФУ, 2023 г.
Additional information: 

    

Further training: 
«Создание инклюзивной образовательной среды», 108 часов, ИДПО СГУ, 2020 г.
«Противодействие коррупции», 108 часов, ИДПО СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
«Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету «Английский язык», 72 академических часа, ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», г. Москва, 2019 г.
«Подготовка экспертов предметных комиссий Саратовской области по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного и среднего общего образования» -английский, ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования», 2018 г.
Современные образовательные технологии в профессиональном образовании, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2022 г.
«Подготовка экспертов для работы в региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования» по предмету "Английский язык", ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений», Москва, 2023 г.
«Международные компетенции в преподавании политических наук», Москва, 2023 г.