Skip to main content Skip to search

Мережко
Елена
Геннадьевна

Доцент
Образование: 
Саратовский государственный педагогический институт им.К.А.Федина, 1988 г., Педагогика и методика начального обучения
Идентификаторы в системах наукометрии: 
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат педагогических наук, Словообразовательный анализ в системе обучения русскому языку младших школьников, 1996 г.
Учёное звание: 
Доцент по кафедре методики начального обучения, Министерство образования Российской Федерации, 2004 г.
Научные интересы: 
Функционально-семантический подход к изучениию грамматики в школе
Модернизация языкового образования в начальной школе
Формирование лингвистических компетенций младших школьников
Общий стаж: 
36 лет
Стаж по специальности: 
36 лет
Работа в университете: 
Доцент, кафедра начального языкового и литературного образования
Трудовая биография: 

 

 

  

Биографический текст: 

 

Образование:

  • 1984-1988: факультет начальных классов Саратовского государственного педагогического института им. К.А. Федина;
  • 1993-1996: аспирант очной формы обучения Московского государственного педагогического университета;

    1996г: кандидат педагогических наук (13.00.02– теория и методика обучения русскому языку).

 

 

Преподаваемые дисциплины: 
Бакалавриат
Методика обучения русскому языку в начальной школе
Развитие речи младших школьников
Теория и методика развития речи дошкольников
Методика организации внеурочной деятельности по предметам филологического цикла
Магистратура
Языковое образование младших школьников::современные концепции и технологии
Технология проектной деятельности в начальном курсе русского языка
Проектирование учебных материалов по русскому языку
Проектная деятельность на уроках русского языка и литературного чтения
Внеурочная деятельность филологической направленности в начальной школе
Основные научные публикации: 

ВАК

Мережко Е.Г.  Словообразовательный анализ на уроках русского языка//Начальная школа.1996. №6.

Мережко Е.Г. Работа со словообразовательным гнездом в начальных классах// Начальная школа.2003.№10. С.45.

Мережко Е.Г. , Иванкина Н.К. Тестирование – одно из средств контроля деятельности студентов на практических занятиях по методике русского языка// Начальная школа, №10, 2010. С.93-95. http://elibrary.ru/item.asp?id=15272414

РИНЦ

Мережко Е.Г. Содержание лексико-словообразовательной работы на уроках русского языка в начальных классах (на материале словообразовательного гнезда) //Проблемы филологического образования: межвуз.сб.науч.тр./ под ред.Л.И. Черемисиновой. -  Саратов: Изд-во сарат-го ун-та, 2015. – Вып.7. С. 67-74. http://elibrary.ru/item.asp?id=24218182

Мережко Е.Г. Вопросы преподавания основ словообразования в начальной школе в трудах методистов конца XΙX – первой половины XX века// Вестник Саратовского областного института развития образования. 2015. №2. С.154-161. http://elibrary.ru/item.asp?id=23752696

Мережко Е.Г. Решение  лексико-словообразовательных задач на уроках русского языка (на материале однокоренных антонимов) //Проблемы филологического образования: межвуз.сб.науч.тр./ под ред. Л.И. Черемисиновой. -  Саратов: Изд-во Сарат-го ун-та, 2016. – Вып.8. С. 122-127. http://elibrary.ru/item.asp?id=26767611

Мережко Е.Г. Развитие лексикографической грамотности младших школьников в процессе комплексного использования словарей//Наука современности: проблемы и ре-шения: Сборник научных статей. Ч.1/Научный редактор А.Н. Ромеро. Москва: Изд-во «Перо», 2018. С. 52-55. 

Мережко Е.Г. Организация наблюдений младших школьников за словообразованием имен прилагательных // Проблемы филологического образования: межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов: ИЦ «Наука», 2018. Вып. 10. С. 27-32. 

Мережко  Е.Г. Функциональный принцип изучения состава слова и словообразования в современных учебниках русского языка для начальной школы//Актуальные тенденции и инновации в развитии российской науки: Сборник научных статей. Ч.V./Научный редактор Л.Л.Буркова. Москва: Изд-во «Перо», 2019. С. 29-32.

Мережко  Е.Г. Изучение омонимов в начальных  классах (на материале словообразовательного гнезда) // Проблемы филологического образования : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. Л. И. Черемисиновой. Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. Вып. 11. С. 124-129. 

Мережко  Е.Г. Ознакомление младших школьников со словообразовательным значением морфем //Современные проблемы науки и образования: материалы Международной научно-практической конференции. 26.07.2019. / гл. ред. М.П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр», 2019. – С. 224-229. 

Мережко Е.Г. Лексико-словообразовательная работа на материале словообразовательных словарей на уроках русского языка в начальных классах // Тенденции развития науки и образования. 2021. Апрель. № 72,  Ч.  4.  Изд.  НИЦ  «Л-Журнал», 2021. С. 112-115.

Мережко Е.Г. Трудности морфемного анализа в начальной школе // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 6-1 (69), июнь 2022 г. С. 257-260.

Мережко Е.Г. Упражнения на материале словообразовательного гнезда на уроках русского языка в начальных классах // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. № 11-1 (69), ноябрь 2022 г. С. 170-173.

 

Пособия

Мережко Е.Г.  Словарик близкородственных слов.- М.: «Флинта», «Наука».1998.160с.

Мережко Е.Г., Бронникова Ю.О.  Говори и пиши правильно «Тетрадь по русскому языку». - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2001.48с.

Мережко Е.Г.  Учим словарные слова.Ч.4. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2001.48с.

Мережко Е.Г.  Учим словарные слова.Ч.3. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2004.48с. http://elibrary.ru/item.asp?id=19784297

Мережко Е.Г.  . Изучаем части речи.Тетрадь по русскому языку №2. - Саратов: ИЦ «Добродея» ГП «Саратов-телефильм», 2005.64с.

Мережко Е.Г.  Изучаем части речи.Тетрадь по русскому языку №1. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2006. 64с.

Мережко Е.Г.  Повторяем словарные слова. - Саратов: КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея»,2006. – 32с.

Мережко Е.Г. Изучаем части речи. Тетрадь по  русскому языку №4.  – Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2009.  48с.

Мережко Е.Г. Изучаем части речи. Тетрадь по  русскому языку №3.  – Саратов:КИЦ «Саратовтелефильм» - «Добродея», 2009.  48с.

Мережко Е.Г. Иванкина Н.К. Обучение грамоте. ХрестоматияУчеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко. — Саратов: ИЦ «Наука», 2013.  79 с.

Мережко Е.Г. , Иванкина Н.К. Теория и методика развития речи дошкольников. Сборник методических задач: Учеб.-метод.пособие для студ. высш. учеб. заведений /Н.К.Иванкина, Е.Г.Мережко. Саратов: «Амирит», 2017. 64с.

Мережко Е.Г. Иванкина Н.К. Методика преподавания русского языка. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.К. Иванкина, Е.Г. Мережко.  Саратов: ИЦ «Наука», 2015. —90 с.

Мережко Е.Г. Практикум по методике преподавания грамматики и орфографии в начальных классах. Сборник методических задач: Учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2-е изд., доп. / Е.Г. Мережко. Москва: Издательство «Перо», 2021.  50 с.

         

 

Участие и организация конференций: 
Международная научно-практическая конференция «Современные проблемы науки и образования» , Чебоксары, 2019 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция – 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии» , Саратов, 2019 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» , Саратов, 2019 г.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства — 2020» , Саратов, 2020 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2020: междисциплинарные проблемы в современной психологии» , Саратов, 2020 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социо-культурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии» , Саратов, 2020 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» в рамках Международного форума «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, 2020 г.
Международный Форум «Гуманизация образовательного пространства», Саратов, 2021 г.
Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» , Саратов, 2021 г., статус участия - Организатор.
Международный форум «Гуманизация образовательного пространства: роль молодого педагога в трансформации воспитательной системы» , Саратов, 2022 г.
XIV Всероссийская научная конференция «Проблемы филологического образования» , Саратов, 2022 г.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2022: междисциплинарные проблемы педагогики и психологии образования» , Сараов, 2022 г.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2022: традиции и инновации» , Саратов, 2022 г.
Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы дошкольного и начального образования: проблемы, решения и перспективы развития» , Республика Узбекистан, 2022 г.
Повышение квалификации: 
Современные технологии образовательного процесса, ИДПО Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, 2013 г.
Современные методики преодоления филологической некомпетентности младших школьников, Санкт-Петербург, Институт постдипломного образования РГПУ им. А. И. Герцена, 2014 г.
Возможности личностно-ориентированного обучения при реализации требований ФГОС НОО (на примере системы «Перспективная начальная школа»), ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2018 г.
Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2018 г.
Технологии разработки, реализации и управления проектами, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2019 г.
Инновационное содержание гуманитарных дисциплин в условиях реализации ФГОС, ИДПО ФГБОУ ВО «СГУ имени Н. Г. Чернышевского», 2021 г.