Skip to main content Skip to search

Леонова
Елена
Владимировна

Доцент
Образование: 
Педагогический институт Саратовского Государственного университета, факультет иностранных языков, 2000 г., Квалификация "Учитель немецкого и английского языков", специальность "Филология"
Аспирантура СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2014 г., 10.02.19 - Теория языка
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук (10.02.19), Реализация стратегии самоидентификации языковой личности в дневниковом дискурсе, 2016 г.
Общий стаж: 
24 года
Стаж по специальности: 
24 года
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра методики обучения иностранным языкам и языкознания, с 2000 по 2009
Старший преподаватель, Кафедра методики обучения иностранным языкам и языкознания, с 2009 по 2011
Старший преподаватель, Кафедра немецкого языка и методики его преподавания, с 2011 по 2017
Доцент, Кафедра немецкого языка и методики его преподавания, с 2017 по н.в.
Премии и награды: 
Лауреат Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2019 года в номинации «Гуманитарные науки», 2020 г.
Преподаваемые дисциплины: 
Практика устной и письменной речи
Второй иностранный язык
Практическая фонетика
Основы теории коммуникации
Раннее обучение иностранным языкам
Основные научные публикации: 

Монография

Леонова, Е. В. Идентичность как объект лингвистического исследования / Е. В. Леонова, Т. Н. Ступина. – Саратов : Изд-во Сарат. Ун-та, 2019. – 140 с. – Имеется электронный аналог.

ISBN 978-5-292-04549-6 (print)

ISBN 978-5-292-04550-2 (online)

Статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ:

  1. Леонова, Е. В. Идентичность как лингво-когнитивный феномен в немецкоязычном и русскоязычном дискурсе: общее и специфичное / Т.Н. Ступина, Е.В. Леонова //  Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 4 (46). Часть 4. – С. 79–81.
  2. Леонова, Е. В. Когнитивный механизм интериоризации в дневниковом дискурсе  / Е. В. Леонова // Известия Саратовского университета. Новая серия. Филология. Журналистика. – 2014. – Т. 14, вып. 1. – С. 34–38.
  3. Леонова, Е. В. Реализация стратегии самокатегоризации на национально-этническом уровне  / Е. В. Леонова // Вестник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2014. – № 1 (15). – С. 34–41.
  4. Леонова, Е. В. Реализация тактики самоатрибуции в дневниковом дискурсе / Е. В. Леонова, Т. Н. Ступина // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления : научно-технический журнал. – 2014. – № 1 (46). – С. 146–151.
  5. Леонова Е. В. Изучение языковой личности в свете теории идентичности / Е. В. Леонова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета : научный журнал. – 2014. – № 6 (33). – С. 22–25.

Статьи в других научных изданиях:

  1. Леонова, Е.В., Макуцевич, К.Г. Особенности немецкоязычного и русскоязычного женского рекламного дискурса // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16‒17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 185-191.
  2. Леонова, Е.В., Сураева, Н.В. Сочетание гуманистического и суггестопедического подходов в обучении иностранному языку // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы V Международной научно-практической конференции (16‒17 ноября 2020 г.).: сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2020. С. 295-299.
  3. Леонова Е.В., Чернышева А.И. Формирование навыков межкультурной коммуникации на уроках иностранного языка //  Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XII-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (25-26 февраля 2020 года) – Саратов: Саратовский источник, 2020, С. 321-324.
  4. Леонова Е. В., Жаковщикова А. А. Способы повышения мотивации при обуче
    нии иностранному языку //  Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов XII-ой Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Иностранные языки в контексте
    межкультурной коммуникации» (25-26 февраля 2020 года) – Саратов: Саратовский источник, 2020, С. 191-195.
  5. Леонова Е. В., Жаковщикова А.А. Ролевые игры на уроке иностранного языка как эффективное средство повышения учебной мотивации // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского / под редакцией Г.А. Никитиной. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - Вып. 13. C. 95-100.
  6. Леонова Е.В., Сураева Н.В. Теоретические аспекты суггестопедического подхода в преподавании иностранного языка // Иностранные языки: проблемы преподавания и риски коммуникации. Научные исследования преподавателей и студентов факультета иностранных языков и лингводидактики СГУ имени Н. Г. Чернышевского / под редакцией Г.А. Никитиной. - Саратов: Изд-во «Саратовский источник», 2020. - Вып. 13. C/ 300-305/
  7. Леонова, Е. В. Личные дневники немецкоязычных авторов как дискурсивное пространство формирования и вербализации идентичности //  Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.): сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 15-20.
  8. Леонова, Е. В. Истоки модели билингвального и поликультурного образования в Саратове // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.): сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 83-88.
  9. Леонова, Е. В.,  Каджарова, А. А. Анализ функционирования интернациональной лексики английского происхождения в русскоязычном общественно-политическом дискурсе // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.): сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 135-138.
  10. Леонова, Е. В., Абрамян, А. А. Применение интерактивных методов
    обучения английскому языку в процессе формирования коммуникативной компетенции в школе // Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты: материалы IV Международной научно-практической конференции (14-15 ноября 2019 г.): сборник научных статей. Саратов : Издательство "Саратовский источник", 2019. – С. 192-195.
  11. Леонова, Е.В. Языковые средства оформления тактики самоатрибуции в дневниковом дискурсе // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов X-ой Международной конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (21-22 февраля 2018 года) Саратов: Саратовский источник, 2018. – 178-181.
  12. Леонова, Е.В., Мулдагалиева, А.П. Проектная технология как средство развития мотивации на занятиях по иностранному языку в системе среднего профессионального образования  // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации: Материалы докладов X-ой Международной конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (21-22 февраля 2018 года) Саратов: Саратовский источник, 2018. – 231-235.
  13. Леонова, Е. В., Мулдагалиева, А. П. Формирование профессионально-коммуникативной иноязычной компетенции в системе среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ СО «Саратовский архитектурно-строительный колледж») // Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты): сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2017.  С. 225-229.
  14. Леонова Е.В., Тихонова В.П.  Гендерный анализ УМК по немецкому языку для начальной школы  //  Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты): сборник научных статей. Саратов : Издательство «Саратовский источник», 2017.   С. 229-234.
  15. Ступина Т.Н., Леонова Е.В. Коммуникативно-когнитивный подход к изучению дискурса в лингвистике // Тезисы докладов 1-й Международной научно-практической конференции «Языковые и культурные контакты:лингвистический и лингводидактический аспекты». Саратов 24-25 ноября 2016 г.
  16. Леонова, Е.В. Дневник как дискурсивное пространство вербализации идентичности / Е.В. Леонова // Язык и мир изучаемого языка: сб. науч. статей.– Саратов: ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, 2015. – Вып. 6. – С. 58–61.
  17. Леонова, Е. В. Языковые средства реализации тактики дефокусации в дневниковом дискурсе / Е. В. Леонова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов VI Междунар. Интернет-конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (26-28 февраля 2014 года). – Саратов : ИЦ «Наука», 2014. – С. 55–60.
  18. Леонова, Е. В. Феномен идентичности в свете когнитивно-дискурсивного подхода  / Е. В. Леонова, Т. Н. Ступина // Труды Междунар. дистанционной научной конференции «Современная наука : актуальные проблемы и пути их решения» (Российская Федерация, г. Липецк, 18 - 19 июля 2014 г.) : сборник научных статей / под ред. М. Ю. Левина. – Липецк : ООО «Максимал информационные технологии», 2014. – С. 140–143.
  19. Леонова, Е. В. К вопросу об интенциональности дневникового дискурса / Е. В. Леонова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов V Междунар. Интернет-конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (26-28 февраля 2013 года). – Саратов : ИЦ «Наука», 2013. – С. 106–110.
  20. Леонова, Е. В. Когнитивные механизмы формирования личностной и социальной идентичностей  / Е. В. Леонова // Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации : материалы докладов IV Междунар. Интернет-конференции «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации» (20–22 февраля 2012 года). – Саратов : РИЦ «Научное издание», 2012. – С. 86–91.
  21. Леонова, Е. В. К вопросу о вербализации личностной идентичности  / Е. В. Леонова // Языковые и культурные контакты : сборник научных трудов. – Саратов : Изд-во Саратовского университета, 2012. – Вып. 5. – С. 111–115.
  22. Леонова, Е. В. Некоторые лингвокогнитивные стратегии репрезентации идентичности языковой личности  / Е. В. Леонова // Язык и мир изучаемого языка : сборник научных трудов. – Саратов : Изд-во Саратовского института РГТЭУ, 2011. – Вып. 2. – С. 86–91. 

 

Учебно-методические пособия:

Е.В. Леонова, Тексты для домашнего чтения на немецком: учебно-методическое пособие для студентов вузов / Е.В. Леонова – Саратов: Саратовский источник, 2021. – 108 с. ISBN 978-5-6047024-5-1

Раннее обучение иностранному языку [Электронный ресурс] / Е. В. Леонова. - Саратов : [б. и.], 2015. - 52 с. - Б. ц.   ID= 1224

Участие и организация конференций: 
Международная заочная научная конференция «Язык и мир изучаемого языка", Саратов, Россия, 2015 г.
Международная конференция “Deutsche und russische Stereotype im Vergleich”, Эссен, Германия, 2015 г.
Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты, Саратов, 2016 г.
Международная конференция «Языковые и культурные контакты в контексте развития гуманитарного образования в Саратовском государственном университете (лингвистический и лингводидактический аспекты)» , Саратов, 2017 г.
Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты, с 2015 по 2020 г.
Международная научно-практическая конференция «Иностранные языки в контексте межкультурной коммуникации», Саратов, с 2014 по 2020 г.
IV Международная научно-практическая конференция «Языковые и культурные контакты: лингвистический и лингводидактический аспекты», Саратов, 2019 г., статус участия - участник, технический редактор.
Немецкий язык в Саратовском регионе: теоретический и прикладной аспекты, Саратов, 2019 г.
Дополнительная информация: 

          

Повышение квалификации: 
Использование электронной информационно-образовательной среды и информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе СГУ, 108 ч., г. Саратов, 2016 г.
Методические аспекты преподавания иностранного языка (в русле системно-деятельностного подхода), 72 ч., Москва, 2016 г.
Программа «Раннее обучение немецкому языку", 72 ч., ФГАОУ ВО «Тюменский государственный университет», 2018 г.
«Sprache, Landeskunde und kulturelles Lernen intensiv digital», Goethe-Institut Berlin, 2020 г.
Инклюзивные практики в образовании, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2022 г.
Онлайн-курс повышения квалификации от Гете-института «Deutsch für Lehrkräfte», на базе Немецкого культурного центра им. Гёте, 2021 г.