Ерохина
Мария
Вячеславовна
Кандидат филологических наук, член Совета молодых учёных Института филологии и журналистики.
В 2002 году с отличием окончила Физико-технический лицей № 1 г. Саратова и Школу юного журналиста СГУ. В 2007 с отличием окончила факультет филологии и журналистики СГУ по специальности «Журналист». С 2007 года – ассистент кафедры общего литературоведения и журналистики, с 2014 года – старший преподаватель, с 2016 года – доцент. В 2010 году защитила кандидатскую диссертацию на тему «Приемы и функции полемики в журнальной литературной критике второй половины 1980-х годов» под научным руководством профессора, доктора филологических наук Е.Г. Елиной.
В качестве преподавателя кафедры вела практические занятия по турецкому языку и практические курсы «Основы журналистики (ч.1)». С 2012/2013 учебного года ведет практический курс «Введение в специальность» (для студентов-бакалавров направления «Журналистика»), участвует в работе спецсеминара под руководством Е.Г. Елиной в качестве руководителя курсовых и дипломных работ, с 2016/2017 учебного года преподает в магистратуре ИФиЖ СГУ для журналистов и педагогов.
Параллельно с работой на кафедре занимала административные должности в университетских структурах: Центре турецкого языка и культуры СГУ (2005-2009), Научно-образовательном центре по направлению нанотехнологии (2009-2010), Дирекции программы развития НИУ СГУ (2010-2019), с 2019 года работает начальником офиса приоритетных проектов и программ. С 2003 года сотрудничает с Физико-техническим лицеем №1 города Саратова как редактор сайта и координатор спецпроектов. С 2019 года является координатором базовых школ Российской Академии наук в Саратовской области, с 2020 года - эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Образование и кадры».
Сотрудничала в качестве внештатного журналиста и редактора с различными СМИ: в 2005-2006 гг. – главный редактор русско-турецкого культурно-образовательного журнала «Босфор», в 2005-2009 гг. – редактор Дневников кинофестивалей «Саратовские Страдания» и «ТелеПроФи», автор саратовских журналов «Сарафан» и «World Class», с 2010 г. – автор газеты «Саратовский университет», журнала «Иннополис», интернет-проекта «Саратов.ру», с 2015 г. - автор веб-изданий Knowrealty.ru, SMOGmag.ru, Mel.fm, саратовского журнала «World Club».
Книги:
1. Саратовский университет: век двадцать первый / под ред. Е.Г. Елиной [Авторы и составители: С.В. Артеменко, Г.И. Болотов, А.Л. Головачева, А.А. Дьякова, А.А. Евдокимова, Е.Г. Елина, М.В. Ерохина, Д.Н. Конаков, Т.Д. Корнева, А.А. Короновский, Е.В. Кривицкая, А.В. Лучников, Е.Р. Маркова, Е.И. Марциохо, А.В. Милованов, О.И. Москаленко, О.Е. Нестерова, Ю.А. Омельченко, Р.И. Павленко, В.В. Прозоров, К.А. Розанов, А.Г. Трухачева, Л.А. Суворова, С.В. Удалов, В.В. Хасин] - Саратов: Изд-во Сарат.ун-та, 2019. - 296 с.: ил. ISBN 978-5-292-04569-4
Монографии:
1. Полемика в журнальной литературной критике эпохи Перестройки. - LAP LAMBERT Academic Publishing, 2011. - 144 с. Ссылка
2. История медиакритики в России: очерки и материалы / под ред. В. В. Прозорова [Авторы и составители: Ю.Н. Аникеева, С.В. Артеменко, И.В. Бибина, А.Н. Болкунов, Л.С. Борисова, Т.А. Волоконская, Е.Г. Елина, М.В. Ерохина, К.М. Захаров, А.Н. Зорин, А.М. Ишмухамедова, И.А. Книгин, Р.И. Павленко, В.В. Прозоров, А.В. Раева, Д.Л. Рясов, А.А. Тишков, Ю.В. Урванцова] . – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. – 352 с. Ссылка
Статьи:
- Ерохина М.В. Журнал «Огонек» в общественно-культурной ситуации 1986-1988 годов // Властные функции СМИ: литературно-журнальные традиции и современная масс-медийная практика. - Саратов, 2006. - С. 110-119.
- Ерохина М.В. Журнальная полемика и литературные материалы в «Огоньке» первых лет перестройки (1986-1988) // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. - Саратов, 2007. - Вып. 10. - Ч. I-II. - С. 134-138.
- Ерохина М.В. Российская журнальная полемика 1987-1988 годов вокруг романа А. Рыбакова «Дети Арбата» // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. - Саратов, 2008. - Вып. 11. - Ч. I-II. - С. 223-227.
- Ерохина М.В. Бенедикт Сарнов в полемическом дискурсе эпохи гласности («Диалоги недели» в «Литературной газете») // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых. - Саратов, 2009. - Вып. 12. - Ч. I-II. - С.315-320.
- Ерохина М.В. Феномен сталинизма в оценках российской публицистики второй половины 1980-х годов // Институты власти в языке, литературе и журналистике России: Сб. науч. ст. - Саратов, 2009. - С. 23-38.
- Ерохина М.В. К вопросу об эссеизации журнальной литературной критики эпохи гласности // Филология и человек: научн. журнал. - Барнаул, 2009. №. 3. - С. 90-102.
- Ерохина М.В. Конфликты восприятия иностранными студентами специфики русскоязычных СМИ // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение: Материалы V Международной научной конференции. Саратов, 8 апреля 2016 года / Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой (отв. ред.). – М.: Издательство «Перо», 2016. С. 500-503.
- Ерохина М.В., Правдина Л.В. Риски и перспективы 2020: смена горизонта планирования у школьного директора // Материалы конференции “Всероссийский конкурс “Директор школы” как инструмент повышения профессионального уровня руководящих работников общего образования”. Екатеринбург, 2017. С. 34-35.
- Ерохина М.В., Терин Д.В. Профориентация: борьба взглядов и примирение сторон // Актуальные вопросы развития системы профессиональной ориентации и общественно полезной деятельности учащихся : сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции (25–27 октября 2017 г.). – Петрозаводск : Издательство ПетрГУ, 2017. С. 82-84.
- Артеменко С.В., Прозоров В.В., Книгин И.А., Захаров К.М., Волоконская Т.А., Елина Е.Г., Раева А.В., Ерохина М.В., Левко А., Анюхина А. Круглый стол "История медиакритики: итоги и перспективы работы над проектом" // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2017. Т. 17. № 2. С. 245-246.
- Ерохина М.В., Правдина Л.В. Смена образовательных форматов в работе с одаренными школьниками // Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. С. 180-184.
- Ерохина М.В. Базовые школы Российской Академии наук как новый формат работы с одаренными школьниками // Инновации в развитии одаренности: от книги до IT-решений: сборник научных статей Международной научно-практической конференции. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. С. 87-93.
- Ерохина М.В., Дуванова Т.В. Cитуация выбора как способ создания открытой образовательной среды // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2019. № 1 (17). С. 85-89.
- Ерохина М.В.,Дуванова Т.В. Химический форсайт: о перспективах преподавания профильной химии в школе по материалам Всероссийского съезда учителей химии // Открытый урок. 05.04.2019.
- Ерохина М.В. Соотношение медиакритики и литературной критики в публикациях второй половины 1980-х годов // История медиакритики в России: очерки и материалы / под ред. В. В. Прозорова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. С. 258 - 267.
- Ерохина М.В., Урванцова Ю.В. Убийство Влада Листьева как катализатор дискуссий о телевидении первой половины 1990-х годов // История медиакритики в России: очерки и материалы / под ред. В. В. Прозорова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. С. 267 - 280.
- Ерохина М.В. Преподавание медиакритики в российских и зарубежных вузах // История медиакритики в России: очерки и материалы / под ред. В. В. Прозорова. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2019. С. 331 - 337.
- Ерохина М.В.,Дуванова Т.В. Химия успеха: из опыта классного руководства профильным физико-химическим классом // Открытый урок. 14.05.2020.
Учебно-методические материалы:
1. Ерохина М.В. Из опыта преподавания курса «Основы журналистики» турецким студентам // Россия - Турция: на перекрестке цивилизаций. - Саратов, 2008. - С. 150-153. ISBN 978-5-9758-0822-6
2. Ерохина М.В., Лысенко Е.В. Письменные творческие работы по курсу «Основы журналистики» (ч. 1) // Журналистика в Саратовском государственном университете: Метод. пособие для студентов 1-5 курсов, обучающихся по специальности и направлению «Журналистика» / Под ред. В.В. Прозорова, Е.Г. Елиной. - 2 изд., перераб. и доп. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2010. - С. 10-12. ISBN 978-5-292-03990-7
3. Аникеева Ю. Н., Бибина И. В., Болкунов А. Н., Борисова Л. С., Елина Е. Г., Ерохина М. В., Захаров К. М., Книгин И. А., Павленко Р. И., Прозоров В. В., Раева А. В., Розанов К. А., Суворов А. А., Лысенко Е. В. Журналистика в Саратовском национальном исследовательском государственном университете. - Саратов, 2016.
4. Дмитриева О. И., Елина Е. Г., Ерохина М. В., Захаров К. С., Зимина Л. В., Павленко Р. И., Раева А. В., Семеновская С. А. Учитель-ученик-урок в школьной практике словесника [Электронный ресурс]. Вып. 1 / А. В. Раева [и др.] ; ред. Е. Г. Елина. - Саратов : [б. и.], 2016. - 63 с. - Б. ц.
5. Макет примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 45.03.01 "Филология", уровень высшего образования "Бакалавриат" // Учебно-методический совет по направлению подготовки "Филология" ФУМО по УГСН "Языкознание и литературоведение" [Электронный ресурс] URL: http://fgosvo.ru/support/139/139/45
- Сбор сведений о практике применения нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере высшего образования, и государственную регламентацию образовательной деятельности в организациях высшего образования (проект Минобрнауки РФ, госзадание № 27.825.2016/НМ) Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности базовых подразделений. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности базовых подразделений, а также информационно-методическая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам создания и функционирования базовых подразделений (проект Минобрнауки РФ, госзадание № 29.4314.2017/НМ) Комплексное исследование модели (системы) правого регулирования целевого приема и обучения (проект Минобрнауки РФ, госзадание № 27.12686.2018/12.1)
- Разработка предложений по совершенствованию нормативно-правового регулирования деятельности базовых подразделений. Информационно-аналитическое сопровождение деятельности базовых подразделений, а также информационно-методическая поддержка организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам создания и функционирования базовых подразделений (проект Минобрнауки РФ, госзадание № 29.4314.2017/НМ)
- Комплексное исследование модели (системы) правого регулирования целевого приема и обучения (проект Минобрнауки РФ, госзадание № 27.12686.2018/12.1)
- Реализация дополнительной профессиональной программы - программы повышения квалификации «CDO (Chief Data Officer) – управление, основанное на данных» в субъектах Российской Федерации, входящих в Приволжский, Северо-Кавказский, Центральный и Уральский федеральные округа (проект «Университета Национальной технологической инициативы 2035», договор № У-19/140 от 28.10.2019 г.)
- Координатор социальных некоммерческих проектов, поддержанных Фондом президентских грантов: "Региональный культурно-образовательный фестиваль "ПРОСПЕКТ": литература, словесность, медиа, искусство" (2017-2018); "Семейный университет" - региональная развивающая межнациональная площадка" (2018); "Дом Франка в Саратове" (2019 - 2020), "Жить здесь: село Невежкино Саратовской области" (2019); "Яков Тейтель в Саратове" (2020), "Этноотпуск на два дня" (2020).
- Куратор федеральной инновационной площадки на базе СГУ "Центр научно-методической поддержки молодых учителей" в 2021 - 2025 годах (по результатам федерального конкурсного отбора, утвержденным Приказом Минобрнауки РФ от 25 декабря 2020 № 1580 )
Участвует в реализации образовательных программ бакалавриата (42.03.02 «Журналистика», 45.03.01 «Филология»), магистратуры (42.04.02 «Журналистика», 44.04.01 «Педагогическое образование», 45.04.01 «Филология»).
Член жюри профессиональных журналистских конкурсов для старшеклассников и студентов (Конкурс для старшеклассников Саратовской области, других регионов России и стран ближнего зарубежья «Власть слова», Международного конкурса журналистских материалов и интернет-проектов «Молодёжь и наука» и др.). Эксперт Агентства стратегических инициатив по направлению «Образование и кадры».