Skip to main content Skip to search

Андреева
Светлана
Владимировна

Профессор
Образование: 
Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, г. Саратов, 1981 г., Русский язык и литература, квалификация "Филолог. Преподаватель русского языка и литературы"
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г., 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, квалификация "Магистр"
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат филологических наук, «Реализация семы вопросительности в русской разговорной речи», 1985 г.
Доктор филологических наук (10.02.01), Элементарные конструктивно-синтаксические единицы устной речи и их коммуникативный потенциал, 2006 г.
Учёное звание: 
Профессор по кафедре русского языка, речевой коммуникации и русского как иностранного
Общий стаж: 
39 лет
Стаж по специальности: 
39 лет
Трудовая биография: 

Ассистент, старший преподаватель, доцент, профессор, зав.кафедрой русского языка и методики его преподавания. Профессор кафедры русского языка,  речевой коммуникации и русского как иностранного.

Член Российской коммуникативной ассоциации.

Член диссертационного совета Д 212.243.02 (по филол. наукам) СГУ им. Н.Г. Чернышевского.

 

Биографический текст: 

Членство в общественных организациях: член Российской коммуникативной ассоциации.

 

Членство в советах: член диссертационного совета Д 212.243.02; член учёного совета факультета русской словесности.

Преподаваемые дисциплины: 
Современный русский литературный язык. Синтаксис
Единицы языка и их функционирование
Основы речевой коммуникации
Основные научные публикации: 

Научные работы:

  1. Лингвистические закономерности передачи информации при автоматической обработке речи // Анализ разговорной русской речи (АР3 – 2009): Труды третьего междисциплинар. семинара. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербург. гос. ун-та аэрокосмического приборостроения, 2009. – С. 10-14. – ISBN 978-5-8088-0480-7.
  2. Специфика нового канала передачи речи (на примере смс-общения) // Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности: матер. выступ. на V Междунар. конф. РКА «Коммуникация-2010». – М.: Изд-во МГУ, 2010.
  3. Информационные и метаинформационные компоненты речи при её автоматической обработке // Русский язык: исторические судьбы и современность: IV Междунар. конгресс исследователей русского языка. Труды и материалы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2010. – С. 509-510. – ISBN 978-5-211-05818-7.
  4. Лингвистические черты в зеркале систем автоматического понимания текста // Анализ разговорной русской речи (АР3 – 2010): Труды четвертого междисциплинар. семинара. – СПб.: Изд-во ГУАП, 2010. – С. 62-64. – ISBN 978-5-8088-0542-2.
  5. Специфика организации коммуникативного пространства в технически опосредованной коммуникации / Русский язык: исторические судьбы и современность: V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ имени М.В. Ломоносова, филологический факультет, 18-21 марта 2014 г.): Труды и материалы / Соискатели М.Л. Ремнева, А.А. Поликарпов, О.В. Кукушкина – М: Изд-во Моск. унив-та, 2014.- С. 400-401. (в соавторстве с Сорокиной Т.А.)
  6. Устная русская речь: принципы выделения и классификации единиц дискурса // Язык и метод: Русский язык в лингвистических исследованиях XXI века, т. 2: Лингвистический анализ на грани методологического срыва / Под ред. Д. Шумска, К. Озга. –  Краков: Wydawnictwo Uniwersytetu Jagiellońskiego, 2015. – С. 313-326. ISBN 978-83-233-4001-0
  7. Речевые единицы устной русской речи: Система, зоны употребления, функции  / С.В. Андреева. Изд. 3-е, испр. и доп. М.: КомКнига, 2018. 192 с.
  8. Фатика в радиоэфире (к вопросу о функционировании синтаксических единиц разных типов) // Филологические науки. 2003. № 6.  
  9. Типология конструктивно-синтаксических единиц в русской речи // Вопросы языкознания. 2004. № 5. С. 32-45.
  10. Конструктивно-синтаксические единицы устной русской речи / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: Изд- во Сарат. ун-та, 2005. 
  11. Раздел «Синтаксис слова» в курсе «Современный русский литературный язык» // Русский язык в школе. 2007. № 4. С. 104-108.
  12. Основные и вспомогательные единицы устной коммуникации //  Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2007. Т. 7. № 2. С. 18-28.
  13. Звуковые жесты в устной коммуникации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2012. Т. 12. № 2. С. 19-23.
  14. Дискурсивная специфика речи в Интернете // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М. А. Кормилицыной. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 16. С. 56-66 (в соавторстве с Т.А. Сорокиной).
  15. Викторова Е.Ю. Вспомогательная система дискурса // Филология и человек. 2017. №1. С. 162-167.
  16. Современное состояние и перспективы изучения вспомогательно-организующего уровня общения // Проблемы речевой коммуникации : межвуз. сб. науч. тр. / под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2016. – Вып. 16. С. 90-101.
  17. Параграф 1.3. О влиянии языкового сознания коммуникантов на эффективность общения // «Эффективность коммуникации: понятие, роль адресанта и адресата, основные приемы её достижения» : монография  / под редакцией О.Б. Сиротининой и М.А. Кормилицыной. Саратов: ООО Издательский центр «Наука», 2019. 236 с.
  18. Результаты сопоставления ассоциаций на нравственные понятия в сознании русских разных поколений // Проблемы речевой коммуникации: межвуз. сб. науч. тр./ под ред. М. А. Кормилицыной, О.Б. Сиротининой. Саратов : Изд- во Сарат. ун-та, 2018. – Вып. 18. Книга 2. С. 64-69.
  19. Андреева С. В. Вспомогательные единицы общения как один из ведущих факторов эффективности / неэффективности коммуникации // Коллективная монография «Эффективность коммуникации: влияние сфер общения на факторы ее достижения» / под ред. О. Б. Сиротининой. Саратов: ООО Издательский Центр «Наука», 2021 С. 7-21.
  20. Андреева С. В., Усейнова Л. С. Понятие «любовь» как компонент языковой картины мира носителей языка: результаты ассоциативных экспериментов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2021 Т. 21, вып. 3 С. 272–277.
  21. Андреева С. В., Викторова Е. Ю. Научные идеи О. Б. Сиротининой и саратовская школа изучения единиц реальной коммуникации. К столетию со дня рождения ученого-педагога 299 // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Филология. Журналистика. 2023. Т. 23, вып. 3. С. 273-277

Учебно-методические работы:

  1. Курсовая и дипломная работа по русскому языку и литературе: подготовка и оформление. – Саратов: ИЦ «Наука», 2010. – 88 с. – ISBN 978-5-9999-0667-0 (в соавторстве с Дмитриевой О.И., Орловой Н.М., Мурзаевой Т.И., Беловой Т.Д., Мокиной Н.В., Паклиной Л.Я., Минц Б.А.).
  2. Уроки русского языка. Творческая лаборатория учителя-словесника. Вып. 2. – Саратов: ИЦ «Наука», 2011. – 125 с. – ISBN 978-5-9999-0864-3. (в соавторстве с Егоровой Р.А., Кабановой М.И.).
  3. Андреева С.В., Мякшева О.В. Современный русский язык: Синтаксис слова, словосочетания, простого и сложного предложения: учебно-методическое пособие для бакалавров по профилю подготовки «Филология». - 4 изд., испр. и доп. - Саратов: Амирит, 2019. 142 с.
  4. Современный русский язык: Синтаксис  слова, словосочетания, простого и сложного предложения. Учебно-методическое пособие для бакалавров по профилю подготовки «Филология». 4 изд., испр. и доп. Саратов: Амирит, 2019. 142 с. (в соавторстве с О.В. Мякшевой).

 

 

Участие и организация конференций: 
II Международная научная конференция «Язык и метод: русский язык в лингвистических исследованиях XXI веке», Краков, Польша, 2014 г.
XIII конгресс Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ) «Русский язык и литература в пространстве мировой культуры», Гранада, Испания, 2015 г.
Междисциплинарный семинар «Анализ русской разговорной речи», Сакт-Петербург, Россия, с 2009 по 2010 г.
IV Международный конгресс исследователей русского языка «Русский язык: исторические судьбы и современность», Москва, Россия
V Международная конференция РКА «Коммуникативное пространство: измерения, пределы, возможности», Тверь, Россия
Повышение квалификации: 
«Инновационная деятельность в университете: управленческие технологии и практики (Управление инновационным ВУЗом: проблемы, риски, технологии и практики)», ИДПО ГОУ ВПО «СГУ имени Н.Г. Чернышевского», 2011 г.
«Совершенствование компетентностного подхода к построению образовательного процесса в национальном исследовательском университете» в объеме 72 часа, ФГБОУ «Академия дополнительного профессионального образования «Учебный центр подготовки руководителей», 2014 г.
«Актуальные вопросы современного русского языка», 72 ч, ИДПО ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г.Чернышевского», 2015 г.
Диплом магистра с отличием по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование, СНИГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г.
«Создание инклюзивной образовательной среды в профессиональном образовании», 108 часов, ИДПО ФГБОУ ВО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского», 2020 г.