Skip to main content Skip to search

Рудзинская
Танзиля
Фаатовна

Доцент
Образование: 
Педагогический Институт Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского, 2003 г., «Учитель-логопед, олигофренопедагог».
Диссертации и учёные степени: 
Кандидат психологических наук (19.00.05 – Социальная психология), Характеристики социально-психологической дезадаптации подростков-бродяг, 2007 г.
Научные интересы: 
Психология бродяжничества
Психология девиантного поведения
Психология агрессии детей и подростков с нарушением речи
Общий стаж: 
22 года
Стаж по специальности: 
21 год
Работа в университете: 
Ассистент, Кафедра дефектологии, с 2003 по 2005
Ассистент, Кафедра коррекционной педагогики, с 2005 по 2009
Ассистент, Кафедра специальной психологии, с 2009 по 2010
Старший преподаватель, Кафедра специальной психологии, с 2010 по 2012
Доцент, Кафедра специальной психологии, с 2012 по 2019
Доцент, Кафедра логопедии и психолингвистики, с 2019 по н.в.
Биографический текст: 

 

Членство в общественных организациях:

  • член Российского психологического общества.

 

Образование:

  • 1998-2003:  Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии Педагогического Института (квалификация – «Учитель-логопед, олигофренопедагог»);
  • 2003-2006: Очная аспирантура при кафедре общей психологии СГУ им. Н.Г. Чернышевского

 

 Читаемые курсы:

Основы психотерапии

Психология детей со сложными недостатками развития.

Психология лиц с нарушениями речи.

Научные исследования в области психологии лиц с нарушениями речи.

Научные исследования в области психологии лиц с ТМНР.

Преподаваемые дисциплины: 
Основы психотерапии
Психология лиц с нарушениями речи
Психология лиц с нарушениями слуха
Психология сиротства
Психология детей дошкольного возраста с нарушениями речи
Специальная психология
Научные исследования в области психологии лиц с нарушениями речи
Психотерапия в деятельности специального психолога
Основные научные публикации: 

Крючков В.П., Бочкарева Т.А., Рудзинская Т.Ф. Механизмы анализа учебно-профессиональной мотивации студентов-логопедов // Сибирский педагогический журнал. 2022. № 1. С. 116-137   DOI: http://dx.doi.org/10.15293/1813-4718.2201.11

Крючков В.П., Бочкарева Т.А., Рудзинская Т.Ф.Учебно-профессиональные мотивы и динамика их формирования у студентов-логопедов в процессе обучения // Научно-педагогическое обозрение (Pedagogical Review). 2021. Вып. 5 (39). С. 21-32. DOI:10.23951/2307-6127-2021-5-21-32.  

Pyatkina E., Grinina E., Rudzinskaya T., Shipova L. THE INFLUENCE OF A STRESSFUL SITUATION ON HUMAN BEHAVIOUR IN THE MODERN WORLD // В сборнике: E3S Web of Conferences. 14th International Scientific and Practical Conference on State and Prospects for theDevelopment of Agribusiness, INTERAGROMASH 2021. Rostov-on-Don, 2021. С. 10013.

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Профессионально значимые качества личности сотрудников службы судебных приставов // Научное мнение. 2021. № 12. С. 107-114.

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Исследование характерологических особенностей сотрудников службы судебных приставов // Научное мнение. 2020. № 12. http://unipress.pro/catalog.php?cid=262

Пяткина Е.С., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф., Шипова Л.В. Современное состояние исследований личностных качеств сотрудников службы судебных приставов //Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 12. http://dom-hors.ru/nauchniy-zhurnal-obschestvo-sociologiya-psihologiya-p...

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология, 2019. №5. https://mir-nauki.com/PDF/81PSMN519.pdf

Горина Е.Н., Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Современные подходы к изучению семьи, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. -Т. 7. № 5. - С. 38.

Цаплева А.В., Рудзинская Т.Ф.  Специфика организации коррекционно-логопедической работы по преодолению артикуляционно-фонетической дислалии // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции. Научный редактор В.П. Крючков. Редакторы-составители О.В. Кощеева, Т.А. Бочкарева. - 2019. - С. 408-417.

Рудзинская Т.Ф. Проблема социально-психологического сопровождения выпускников вуза с ОВЗ // Образование в современном мире. Саратов. -  2019. - С. 388-392.

Рудзинская Т.Ф., Дуйнова Д.А. Исследование характеристик детско-материнских отношений в семьях, воспитывающих часто болеющих детей // Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018 Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. - 2018. - С. 255-261.

Рудзинская Т.Ф. Опыт и перспектива развития волонтерского движения «Абилимпикс» //  Специальное образование и социокультурная интеграция - 2018 Сборник научных статей Международной научно-практической конференции. под ред. О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Е.С. Пяткиной, Ю.В. Селивановой, М.Д. Коноваловой. - 2018. - С. 179-185.

Рудзинская Т.Ф. Развитие связной речи младших школьников с общим недоразвитием речи на материале малых форм фольклора // Гуманизация образовательного пространства сборник научных статей по материалам международного форума. Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского, Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. - 2018. - С. 319-323.

Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф., Мухаметзянова Ф.Г., Фахрутдинова А.В. Психологические факторы суицидального риска у подростков с нарушениями речи  // Казанский вестник молодых учёных. - 2018. - Т. 2.-  № 3 (6). - С. 121-127.

Рудзинская Т.Ф., Рябихина А.В. Включение молодежи в волонтерское движение «Абилимпикс» как условие формирования инклюзивного общества // Казанский вестник молодых учёных. - 2017.-  Т. 1. - № 3 (3). - С. 120-124.

Рудзинская Т.Ф. Характеристики субъекстивного благополучия студентов с ограниченными возможностями здоровья //  Социализация и реабилитация в современном мире Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. – Москва. -2017. - С. 589-597.

Рудзинская Т.Ф., Рябихина А.В. Исследование аддиктивного поведения у подростков с нарушениями зрения // Социализация и реабилитация в современном мире Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. Москва. - 2017. - С. 422-427.

Рудзинская Т.Ф., Дуйнова Д.А. Изучение социометрического статуса и  уровня социально-психологической адаптации подростков с задержкой психического развития //  Социализация и реабилитация в современном мире Сборник научных статей. Под редакцией О.Е. Нестеровой, Р.М. Шамионова, Л.В. Шиповой, Е.С. Пяткиной, М.Д. Коноваловой. – Москва. - 2017. - С. 192-200.

Рудзинская Т.Ф. Материнство как социокультурный феномен в свете гуманизации образования //  : Гуманизация образовательного пространства. Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. - 2016. - С. 889-897.

Рудзинская Т.Ф., Гринина Е.С. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ как условие реализации инклюзивного образования в вузе // Инклюзия в образовании. - 2016. -  № 3 (3). -  С. 58-66.

 Рудзинская Т.Ф.  Расстройства аутистического спектра в контексте инклюзивного образования // Инклюзия в образовании.  - 2016. - № 2 (2). - С. 151-159.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф.  Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ как условие их психологической адаптации к обучению в вузе // Психологическое сопровождение образования: теория и практика. Сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. -  2016. - С. 111-116.

Рудзинская Т.Ф. Исследование взаимосвязи уровня эмпатии и риска суицидального поведения // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение. Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронникова, Л. В. Мясникова, Т. Г. Фирсова.  - 2016. - С. 554-557.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф.   Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ОВЗ // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2016. - Т. 5. - № 2. - С. 163-168.

Рудзинская Т.Ф. Отношение студенческой молодежи к проблеме осознанного родительства // Психология обучения .- 2013. - № 9. – С.102 - 108.

Рудзинская Т.Ф. Современные представления студенческой молодежи о проблеме родительства // Известия Саратовского университета. Cерия  Акмеология образования. Психология развития».-  2013.- Т. 2.- Вып. 1(5) .- С.47-51 

Рудзинская Т.Ф. Социально-психологическая характеристика современного материнства: ретроспективный анализ //  Психология обучения. 2014. № 11. С.109-118.

Рудзинская Т.Ф., Шаров А.А. Мотивационный аспект суицидального поведения  // Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. № 2. Новосибирск, 2015. 157 с. С.143-145

Рудзинская Т.Ф. Уход или побег ребенка из дома или из образовательного учреждения как проявление пассивно-оборонительной реакции // Социокультурная интеграция и специальное образование. Сборник научных статей. Электронное издание.  М.: Издательство «Перо», 2015. С.93-98. ISBN  978-5-00086-780-8

Блинкова Ю.Б., Рудзинская Т.Ф. Возрастная динамика страхов у умственно отсталых школьников. Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 248 с.ISBN 978-5-9906917-0-4 С.113 -120

Шаров А.А., Рудзинская Т.Ф.Влияние семьи на склонность к суицидальному риску в детском и подростковом возрасте // Вестник научного сообщества: Актуальные проблемы психолого-педагогического и специального образования: Сборник статей молодых исследователей. – М.: Издательство «Перо», 2015. – 248 с.ISBN 978-5-9906917-0-4 С.167-172.

Гринина Е.С., Рудзинская Т.Ф. Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. 2016. Т. 5. № 2. С. 163-168.

Мещерякова И.Ю., Рудзинская Т.Ф. «Педагогика патриотизма»: психологическая рефлексия // Образование в современном мире. Сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета.//Под ред. проф. Ю. Г. Голуба. - Том. Выпуск 11. Изд. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Саратов).2016. С.83-86.

Рудзинская Т.Ф.   Исследование взаимосвязи уровня эмпатии и риска суицидального поведения // Конфликты в современном мире: международное, государственное и межличностное измерение Материалы V Международной научной конференции. Ученый совет факультета психолого-педагогического и специального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; ответственные редакторы: Ю. О. Бронниковой, Л. В. Мясниковой, Т. Г. Фирсовой. 2016. С. 554-557.

Рудзинская Т.Ф.    Студенческое самоуправление как ресурс профессионально-личностного становления студента // Образование в современном мире сборник научных статей. Институт дополнительного профессионального образования Саратовского национального исследовательского государственного университета, под ред. проф. Ю. Г. Голуба. Саратов, 2016. С. 245-248.

Рудзинская Т.Ф.   Развитие творческого и научного потенциала студентов с ограниченными возможностями здоровья как фактор позитивной социализации  // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Москва, 2016. С.  678-685.

Рудзинская Т.Ф., Гринина Е.С.    Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ как условие их психологической адаптации к обучению в вузе //  Психологическое сопровождение образования: теория и практика сборник статей по материалам VI Международной научно-практической конференции.2016. С. 111-116.

Рудзинская Т.Ф., Дуйнова Д.А.  Социально-психологический анализ проблемы материнства  // Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. Москва, 2016. С. 86-94.

Рудзинская Т.Ф Детская одаренность как социально-психологическая проблема / Качество современного образования: опыт, тенденции развития : сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. Саратов, 18 февраля 2016 г. Часть 2 / под общ. ред. И.М. Ильковской. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2016. – С. 137-142. ISBN 978-5-9980-0251-9 (Ч. 2) 

Рудзинская Т.Ф. Расстройства аутистического спектра в контексте инклюзивного образования // Инклюзия в образовании. 2016. № 2 (2). С. 151-159.

Рудзинская Т.Ф., Гринина Е.С. Формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ как условие реализации инклюзивного образования в вузе // Инклюзия в образовании. 2016. № 3 (3). С. 58-66.

Рудзинская Т.Ф.  Материнство как социокультурный и социально-психологический феномен в свете гуманизации образования  //  Гуманизация образовательного пространства Материалы международной научной конференции [Электронное издание]. 2016. С. 889-897.

Учебные издания

1.Дошкольная дефектология: тесты: Учебно-методическое пособие / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.В. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов: ИЦ «Наука», 2015. 103 с.  ISBN 978-5-9999-2476-6.

2.Психотерапия: теория и практика [Электронный ресурс] : учебное пособие для студентов, обучающихся по профилю "специальная психология" / авт.-сост.: Т.Ф.Рудзинская, Л. В. Шипова. Саратов : [б. и.], 2015. - 102 с. Библиогр.: с. 101 (18 назв.). Б. ц. Перейти к внешнему ресурсу:   http://library.sgu.ru  ID= 1354 

3.Дошкольная дефектология: учебно-методическое обеспечение дисциплин / [Е.С. Гринина, А.Г. Колчина, М.Д. Коновалова, Е.В. Куприянчук, О.В. Кухарчук, Т.Ф. Рудзинская, О.И. Суслова, Л.В. Шипова]; под ред. Л.В. Шиповой. Саратов : ИЦ "Наука", 2015. 371 с.

 

 

Участие и организация конференций: 
Международная научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании: психология, педагогика, дефектология» (ITE-2021) , Ростов-на-Дону, Россия, 2021 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Специальное образование и социокультурная интеграция-2020: междисциплинарный подход к научным исследованиям и разработкам в области коррекционной педагогики и психологии», Саратов, Россия, 2020 г., статус участия - участник.
2-я Международная научно-практическая конференция «Тенденции развития психолого-педагогического образования в условиях транзитивного общества» (ICTDPP-2020), Ростов-на-Дону, Россия, 2020 г., статус участия - участник.
XIV Международная научно-практическая интернет-конференция «Образование в современном мире», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция - 2019: формирование коммуникативно-речевой компетенции в условиях инклюзии", Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Страховские чтения — 2018: научные идеи И. В. Страхова и их развитие в современной психологии и педагогике», Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция "Специальное образование и социокультурная интеграция -2018", Саратов, СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2018 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Социализация и реабилитация в современном мире» , Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики», Москва, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
VI Международная очно-заочная научно-практическая конференция «Организация самостоятельной работы студентов» , Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
Всероссийская очно-заочная научно-методическая конференция «Этнокультурное образование в современном мире» , Саратов, Россия, 2017 г., статус участия - участник.
III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы», Москва, Россия, статус участия - участник.
Межрегиональная научно-практическая конференция с международным участием «Качество современного образования: опыт, тенденции развития» , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации и педагогическое творчество в образовании детей с различными возможностями» , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция «Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход» , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - член оргкомитета.
V Международная научная конференции «Конфликты в современном мире: международное, государственное и человеческое измерение» , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научная конференция «Гуманизация образовательного пространства» , Саратов, Россия, 2016 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Социокультурная интеграция и специальное образование», Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - член организационного комитета.
Всероссийская научно-практическая конференция «Методологические основы модернизации современного образования» , Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы современной педагогики и психологии в России и за рубежом» , Новосибирск,Россия, 2015 г., статус участия - участник.
VI Региональная научно-практическая конференция «Инновационные подходы и педагогическое творчество в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья» , Саратов, Россия, 2015 г., статус участия - участник.
Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Современные проблемы антропологии» , г. Саратов, 2014 г., статус участия - участник.
Международная научно-практическая конференция «Социальная психология личности и акмеология», Саратов, Россия, 2014 г., статус участия - участник.
Научно-практическая конференция с международным участием «Специальная психология и педагогика : теория и практика» , Саратов,СГУ им. Н.Г. Чернышевского, 2014 г., статус участия - участник.
Повышение квалификации: 
Подготовка студентов педагогических специальностей к реализации образовательной деятельности со слепыми и слабовидящими обучающимися, ФГБОУ ВО "Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена", 2021 г.
"Логопедия", " Научно-педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса, ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2019 г.
«Профессиональные риски преподавателя в современной высшей школе» , ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
«Психолого-педагогические риски реализации инновационных образовательных технологий в системе уровневого профессионального образования» , ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2016 г.
«Современные технологии менеджмента в образовании», ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2015 г.
«Государственная политика в сфере высшего профессионального образования и технологии образовательного процесса в условиях реализации ФГОС», ПАГС им. П.А. Столыпина, 2012 г.
«Современные педагогические технологии в образовании», ИДПО СГУ имени Н.Г. Чернышевского, 2010 г.