В рамках четвертой международной научно-практической конференции «Искусство и власть», проходившей в Саратове на базе Поволжского отделения Российской академии художеств, студенты-культурологи 15 октября 2015 г. (куратор - доц. Лысикова Н. П.) посетили выставку «Русский авангард. Столицы и провинция» из собрания Радищевского музея.
Выставка включает живописные и графические произведения, скульптуру, фарфор и печатные издания первых десятилетий двадцатого века, эпохи смелых художественных опытов. Коллекция авангардного искусства музея насчитывает более 200 произведений живописи, оригинальной и печатной графики, скульптуры, книг. Наиболее значительной является подборка произведений мастеров объединения «Бубновый валет». В своих творческих поисках они опирались на достижения французской живописи эпохи постимпрессионизма, в частности – на работы П. Сезанна, а также использовали традиции народной ярмарочной вывески. На выставке демонстрируются картины выдающихся мастеров этого объединения – И. Машкова, П. Кончаловского, Н. Гончаровой, Р. Фалька, А. Куприна, А. Лентулова, Д. Бурлюка.
Показаны также творческие поиски саратовских живописцев и графиков. Из тех, кто стоял у истоков саратовского авангарда, в музейном собрании наиболее полно представлен В. Юстицкий. Человек необычайно одаренный и артистичный, восприимчивый ко всему новому, он прошел через увлечение примитивизмом, кубизмом, футуризмом, конструктивизмом, создавал работы в совершенно разной стилистике. Судя по трем сохранившимся авангардным композициям Д. Загоскина, его формально-пластические искания развивались от кубизма в направлении конструктивизма. Работы М. Егоровой-Троицкой, А. Арапова, Е. Егорова свидетельствуют об интересе к сложной и противоречивой жизни, миру «маленького» человека со всеми заботами и нехитрыми радостями.
Выставка «Авангард: столицы и провинция», посвященная 130-летию со дня основания Радищевского музея дала возможность студентам прикоснуться к новому креативному поиску, понять, к чему стремились идеалисты и романтики 1920-х годов, свято верившие в высокую миссию искусства и его способность сотворить новый совершенный мир.