Ресурсное обеспечение образовательной программы формируется на основе требований к условиям реализации основных образовательных программ аспирантуры, определенных ФГОС ВО направления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 06.06.01 «Биологические науки».
Реализация ООП обеспечивается научно-педагогическими кадрами, имеющими базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и научно-методической деятельностью. Доля преподавателей, имеющих ученую степень и ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс, составляет 87,5%, ученую степень доктора наук и/или звание профессоры – 42,8%. Все преподаватели профессионального цикла имеют базовое образование, соответствующее направленности подготовки. К образовательному процессу привлечено около 20% преподавателей из числа работников профильных организаций и учреждений (ИБФРМ РАН, РОСНИПЧИ «Микроб», УНЦ «Ботанический сад»).
ОПП по данному направлению полностью обеспечена учебно-методической документацией и материалами по всем учебным дисциплинам. Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается всем необходимым методическим обеспечением. Каждый аспирант обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе Научной библиотеки СГУ. Доступ обучающихся к сети Интернет обеспечивается с компьютеров специализированных залов Научной библиотеки СГУ, компьютерного класса биологического факультета, а также компьютеров, расположенных на кафедрах биологического факультета.
По дисциплинам базовой части всех блоков библиотечный фонд укомплектован печатными изданиями основной учебной литературы, изданными за последние 10 лет, из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на каждые 100 обучающихся. Фонд дополнительной литературы представлен как в Научной библиотеке СГУ, так и в кафедральных библиотеках биологического факультета. Он включает официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете от 1 и более экземпляров на каждые 100 обучающихся. В фондах Научной библиотеки СГУ и кафедральных библиотеках биологического факультета имеются необходимые для реализации ООП методические пособия и рекомендации по теоретическим, лабораторным и практическим занятиям всех дисциплин.
Биологический факультет обладает необходимыми для качественного обеспечения учебного процесса наглядными пособиями (таблицами, муляжами, макро- и микропрепаратами, гербарными образцами, коллекцией Зоологического музей, коллекциями штаммов микроорганизмов и мух дрозофил, виварием), а также мультимедийными, аудио- и видеоматериалами.
Лабораторные и практические работы обеспечены методическими разработками и задачами в количестве, достаточном для проведения групповых занятий, необходимым оборудованием и расходными материалами (микроскопами, микротомами, термостатами, центрифугами, вытяжными шкафами, ламинарными боксами, холодильными установками, спектрофотометрами, рН-метрами, ДНК-анализаторами, хроматографами, дистилляторами, автоклавами, лабораторными и хирургическими инструментами, химической посудой, химреактивами и др.).
Область профессиональной деятельности выпускников включает:
- исследование живой природы и еѐ закономерностей;
- использование биологических систем в хозяйственных и медицинских целях, экотехнологиях, охране и рациональном использовании природных ресурсов.
Объектами профессиональной научной деятельности выпускников являются:
- биологические системы различных уровней организации, процессы их жизнедеятельности и эволюции;
- биологические, биоинженерные, биомедицинские, природоохранительные технологии, биосферные функции почв;
- биологическая экспертиза и мониторинг, оценка и восстановление территориальных биоресурсов и природной среды.
Активную роль в научной деятельности играют основные научные школы университета, в том числе и научно-образовательная школа «Изучение воздействия антропогенных и природных факторов на биологические системы разных уровней организации», возглавляемая заведующим кафедрой морфологии и экологии животных, д.б.н., профессором Г.В. Шляхтиным.
В течение многих лет коллектив школы немало внимания уделяет решению экологических проблем Нижнего Поволжья и Волжского бассейна: проводятся широкомасштабные исследования по фауне и флоре Нижнего Поволжья, экологическому состоянию Волгоградского водохранилища, разрабатывается стратегия стабилизации островных и экотонных систем р. Волги и малых рек.
Изучается антропогенная трансформация флоры и лесной растительности, влияние эдафических и орографических условий на растительность, палинологические исследования воздуха городов региона, оценка ресурсов лекарственных растений области.
Проводятся исследования по изучению влияния токсических и отравляющих веществ на экосистемы, их животный и растительный мир: изучаются закономерности трансформации токсических веществ по биологическим системам, проводятся систематические мониторинговые исследования состояния животного и растительного мира в районах расположения потенциально опасных промышленных объектов.
Основными направлениями научной деятельности коллектива выше указанной школы являются:
1. Изучение динамики природных экосистем севера Нижнего Поволжья в условиях глобального потепления климата (д.б.н., проф. Г.В. Шляхтин, к.б.н., доц. А.В. Беляченко, к.б.н., доц. М.В. Ермохин, к.б.н., доц. Е.Ю. Мосолова; асп. Г.А. Иванов);
2. Исследования морфологии и систематики биологических объектов региона, изучение их адаптационной стратегии к условиям существования под действием естественных и антропогенных факторов (д.б.н., проф. В.В. Аникин, к.б.н., доц. М.Ю. Воронин, к.б.н., доц. Е.Ю. Мосолова; асп. А.А. Савонин);
3. Изучение экотонных систем как резерватов сохранения биологического разнообразия региона (к.б.н., доц. М.В. Ермохин, к.б.н., доц. А.В. Беляченко);
4. Созданию прогнозных моделей воздействия особо опасных токсических соединений и техногенных объектов области на природные комплексы (д.б.н., проф. Г.В. Шляхтин, к.б.н., доц. Т.В. Перевозникова);
5. Анализ таксономического статуса видов энтомо-, герпето- орнитофауны Поволжья с использованием молекулярно-генетических маркеров, выявление генетической структуры популяций, создание гипотетической модели дивергенции и пространственного распространения видов энтомо- герпето- и орнитофауны (д.б.н., проф. В.В. Аникин, к.б.н., зав. Музеем В.Г. Табачишин).
В состав Школы входят следующие структурные подразделения СГУ:
1. Кафедра морфологии и экологии животных биологического факультета СГУ;
2. Зоологический музей СГУ
3. Лаборатория молекулярной биологии.
Из 8 сотрудников кафедры морфологии и экологии животных 25% имеют степень доктора биологических наук, 75% – кандидата биологических наук.
Возглавляемая Г.В. Шляхтиным научная школа пользуется широким признанием в России, СНГ и дальнем зарубежье. Свидетельством ее авторитета стало проведение в Саратовском университете (2003, 2008, 2013) Международной научно-практической конференции «Проблемы изучения краевых структур биоценозов». Руководитель школы являлся научным редактором «Красной книги Саратовской области» (1996, 2006) и раздела «Биология» в «Энциклопедии Саратовского края» (2011), а члены школы авторами и соавторами очерков и статей в этих изданиях.
При непосредственном участии проф. Г.В. Шляхтина на биологическом факультете издаются 3 журнала, включенных в Перечень ВАК РФ: «Известия Саратовского государственного университета. Новая серия: Химия. Биология. Экология» (Г.В. Шляхтин – главный редактор); совместно с РАН - «Современная герпетология» (Г.В.Шляхтин -зам. главного редактора) и «Поволжский экологический журнал» (Г.В.Шляхтин – зам главного редактора). За период с 2011 по 2016 год сотрудниками кафедры изданы следующие учебные и учебно-методические пособия:
1. Филипьечев А.О., Воронин М.Ю., Демина И.В. Зоопсихология и сравнительная психология животных (краткий курс лекций): учеб. пособие для студентов психологического факультета заочной формы обучения. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011. – 68 с.
2. Аникин В.В., Акифьева Е.В., Афанасьева А.Н. и др. Учебно-краеведческий атлас Саратовской области // – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2013. – 144 с. ISВN 978-5-292-04171-9.
3. Шляхтин Г.В., Филипьечев А.О., Беляченко А. В., Мосолова Е.Ю., Табачишин В. Г., Мельников Е.Ю., Ермохин М.В., Емельянов А.В. Методы количественных учётов и морфологических исследований наземных позвоночных животных: учеб.-метод. пособие. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 148 с. ISBN 978-5-292-04239-6.
4. Воронин М.Ю. Рекомендации по прохождению эколого-генетической учебной практики. Раздел «Экология» (Учебное пособие для студентов заочной формы обучения педагогического отделения биологического факультета) – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2014. – 7 с. http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/945.pdf.
5. Перевозникова Т.В., Шляхтин Г.В., Мосолова Е.Ю., Кайбелева Э.И. Методические материалы к учебно-полевой практике по зоологии и экологии позвоночных / – Саратов: Амирит, 2016. – 164 с. ISВN 978-5-9908935-3-5.