Рецензия выпускницы ИФиЖ Татьяны Волоконской на книгу «Литературная матрица: Учебник, написанный писателями».
«Попасть в Матрицу» – это уже не просто отсылка к серии популярных фильмов. И даже не сиюминутное состояние киномана и продвинутого юзера ПК. Это стиль жизни, если хотите – мировоззрение. Согласитесь, значит же что-то тот факт, что в книжных магазинах появляется книга, озаглавленная «Литературная матрица: Учебник, написанный писателями»?
За год, прошедший со времени публикации «Литературной матрицы», она уже успела стать увесистым яблоком раздора между писателями и литературоведами. И это несмотря на то, что в подготовке книги принимал участие филологический факультет СПбГУ, а процент «пишущих» людей в среде филологов всегда был стабильно высок! Что это: учебник или пёстрый сборник статей? Для кого это: для среднестатистического школьника или для человека с солидным читательским стажем и изысканным литературным вкусом? Про что это, наконец: про русскую классику или про текстологические предпочтения современных российских литераторов?
Претензии на статус учебника, впрочем, снимаются самим авторским коллективом в редакционном предуведомлении. Это не учебник, а попытка найти новые углы зрения на всем знакомых классиков, перекидывание непосредственных мостиков от классики к себе любимым – пережившие или переживающие эпоху постмодернизма авторы, вот уж простите, преследуют весьма шкурные интересы: не потерять взаимопонимания со своей аудиторией. Действительно, перед современным читателем стоит нешуточная задача: удержаться на той тоненькой грани, что соединяет средний уровень литературной осведомлённости в стране ЕГЭ и писательскую братию с её причудливым восприятием классической традиции. «Литературная матрица» способна, пожалуй, стать если не подмогой, так хотя бы страховкой в этом непростом деле. Теперь мы, как минимум, будем знать, что Елена Шварц (ныне, увы, уже покойная) проявляла интерес к лирике Тютчева, а Роману Сенчину близка мания Леонида Андреева «заглядывать в бездну». Иными словами, мы видим, откуда у наших современников растут уши.
Теперь о школе. Заменить учебники по литературе авторы не намерены, им достаточно стать вспомогательным пособием, которое выявит для старшеклассников скрытые точки соприкосновения их, современных, извините, тинэйджеров, с «классическими мертвецами», каковыми, к сожалению, воспринимают сейчас подростки классиков. Школьная программа, по мнению составителей «Литературной матрицы», это «на самом-то деле программа для активации человеческого в человеке, и надо только понять, где тут кнопка "enter" и как ее нажать». Нынешние «настоящие» учебники по литературе эту кнопку отыскать не помогают, пора смириться и признать грустную истину. Филологические диссертации отпугнут школьников словами «дискурс» и «нарратив»? Тоже не поспоришь, хотя я, если честно, сомневаюсь, что «инферноскопическое зрение Гоголя» (выражение Александра Секацкого) уступит в этом всему терминологическому словарю литературоведа. Жаль, но попытка обратить ученика к книге с помощью другой книги вряд ли принесёт желаемые плоды. Вот с читателем более взрослым – вполне сработает, и это ещё один «плюс» в копилку «Литературной матрицы».
В прохладном же отношении литературоведов к этой весьма изящной выдумке литераторов – немало как от профессиональной ревности (сигнал «Чужой на нашем поле»), так и от искренней любви к предмету своих исследований. Писатели, в силу понятной осведомлён-ности во внутренних делах «литературной кухни», действительно «способны заметить в книгах своих почивших в бозе коллег нечто большее, нечто более глубинное, нежели обнаружит самый искушенный филолог». Но «Литературная матрица» сама демонстрирует, насколько универсальным может быть такой взгляд: даже в рамках своего небольшого коллектива авторы книги так и не смогли прийти к единому мнению ни о фигуре Некрасова, ни о характере дарования Маяковского. В итоге обоим повезло: на долю каждого из них в «учебнике» досталось по две статьи вместо положенной одной. Остальные классики, видимо, ждут своей очереди, и «осчастливить» их своим взглядом на их произведения может захотеть любой читатель «Литературной матрицы», вдохновлённый примером именитых современников.
Но, возможно, не стоит отвергать неожиданных помощников из соседнего стана. Все мы тайные писатели, и взгляд на классика «изнутри» нам неизменно мил. Кроме того, мы пока не придумали о русской литературе ничего так же привлекательного для современного школьника и студента, как рассказ о «великом русском триллере "Обломов"» Михаила Шишкина или разговоры Евгения Мякишева о «DJ Заболоцком».
Господа литературоведы и учителя-методисты, вам брошен достойный вызов. Нынче ваш выстрел и ваше право вернуть литературу из формата Матрицы назад к живой книге.
Татьяна Волоконская