Благотворительный фонд «Система» в рамках всероссийской программы «Лифт в будущее» запускает новый проект для абитуриентов – «Вузы будущего».
Проект разработан специально для абитуриентов и их родителей – это восемь видеопрезентаций российских университетов, где ведутся прорывные научные разработки и готовят профессионалов нового поколения. Видеопрезентации позволяют абитуриентам быстро и наглядно получить информацию о возможностях университета, его уникальных особенностях, о перспективах тех или иных технических специальностей, условиях поступления. Видеоролики размещены на портале«Лифт в будущее».
Основная цель проекта «Вузы будущего», по словам учредителей, – это продвижение и популяризация технических и инженерных специальностей ведущих федеральных и региональных вузов страны. Освещение деятельности региональных вузов, рассказ о технических факультетах, которые готовят профессионалов в соответствии с мировыми тенденциями интеграции науки, образования и производства, – ключевая задача проекта.
«Вы знаете, где разрабатывается первый химический компьютер? Или, например, в каком вузе находится самый дорогостоящий микроскоп в России? И таких вопросов множество… Огромный пласт важной, интересной информации о наших университетах необходимо сделать достоянием общественности», – отмечает президент Благотворительного фонда АФК «Система» Т.А. Гвилава.
По словам Татьяны Александровны, во многих региональных университетах в последние годы совершён качественный рывок и делается многое, чтобы выпускники стали действительно квалифицированными специалистами в сфере высоких технологий, успешно решали задачи по созданию в стране инновационной экономики.
Видеофильмы рассказывают об истории создания и развития вузов, а также описывают специфику и конкурентные преимущества технических специальностей. Короткий, но весьма ёмкий видеоряд включает в себя ключевую информацию о вузе: контрольные цифры (количество бюджетных мест и проходных баллов), информацию о Днях открытых дверей, а также интервью с преподавателями и студентами.
К участию в проекте приглашены те факультеты ведущих университетов страны, на базе которых проводятся прикладные исследования, направленные на поддержку инновационного развития России. На первом этапе были отобраны восемь факультетов, реализующих инновационные образовательные программы в ведущих московских и региональных вузах: МГУ (химический факультет), МИИТ (Институт международных транспортных коммуникаций), МАМИ (кафедра дизайна), СГУ (факультет нано- и биомедицинских технологий), БашГУ (Физико-технический институт), БФУ (Химико-биологический институт), КФУ (Институт фундаментальной медицины и биологии), ЯрГУ (физический факультет).
Организаторы подчёркивают, что практикумы – неотъемлемая часть обучения во всех «Вузах будущего». На базе Ярославского государственного университета создан центр «Диагностики микро- и наноструктур», где студенты могут научиться работать на уникальном аналитическом оборудовании. Казанский университет формирует вокруг себя инновационный пояс из малых предприятий, Саратовский – оснастил свои лаборатории новейшим оборудованием мирового класса. Московский машиностроительный – создаёт действующие прототипы автомобилей и другой техники. Институт международных транспортных коммуникаций обеспечивает стажировку студентов в лучших зарубежных транспортно-логистических компаниях. Башкирский университет создал технопарк, в котором в полном объёме имитируются передовые производственные процессы, а специалисты готовятся под конкретные потребности предприятий. На химическом факультете МГУ выпускают опытные образцы новых лекарств. Здесь, как и во всех известных вузах мира, теория идёт рука об руку с практикой.
Факультет нано- и биомедицинских технологий был открыт в СГУ в 2005 году. В структуру нового факультета вошли кафедра физики твёрдого тела, кафедра физики полупроводников, а также открылись кафедра материаловедения, технологии и метрологии материалов и кафедра медицинской физики. В ходе реализации инновационной образовательной программы СГУ открыта учебно-научная лаборатория технологии материалов и покрытий. Здесь проходят лабораторные практикумы для студентов факультета нано- и биомедицинских технологий, а также Колледжа радиоэлектроники. Созданы условия для научной работы студентов и сотрудников СГУ. Оснащение лаборатории позволяет решать задачи исследования технологии создания, свойств нанопорошков, нанопокрытий, наноструктурированных материалов и сенсорных систем.
В сентябре 2010 года были открыты базовые кафедры инноватики в Министерстве промышленности и энергетики Саратовской области и технологии материалов в Саратовском филиале ИРЭ РАН, а в 2011 году ещё 2 базовые кафедры: микро- и наноэлектроники в ОАО «НПП Контакт» и твердотельной электроники СВЧ в ЗАО «НПЦ Алмаз-Фазотрон». Реализация Программы развития НИУ СГУ даёт возможность вузу по своим образовательным, исследовательским и инновационным параметрам быть на одном уровне с ведущими зарубежными университетами.
По словам руководителя кафедры биоматериалов в Школе инженерии и наук о материалах Департамента материалов Университета королевы Марии, научного руководителя лаборатории «Дистанционно управляемые системы для тераностики» Г.Б. Сухорукова, в СГУ студенты получают экспериментальные навыки работы на новейшем оборудовании. «Эти студенты могут не только решать теоретические задачи, но и умеют делать практические материалы. Это кадры для индустрии, обладающие хорошими навыками и способностями», – считает Глеб Борисович.
В СГУ открыты предприятия и центры, на которых выполняются реальные производственные заказы. Это уникальная база для прохождения практики, возможность для молодых учёных развивать и внедрять инновационные подходы к производству, а также дополнительные рабочие места.
Комплекс направлений и профилей подготовки, реализуемых на ФНБМТ, охватывает все сферы деятельности современного высокотехнологичного производства. Так, например, профиль «Приборы микро- и наноэлектроники, методы измерения микро- и наносистем» направления подготовки «Электроника и наноэлектроника» непосредственно связан с областью науки и техники, в которой изучаются средства, способы и методы человеческой деятельности, направленной на теоретическое и экспериментальное исследование, математическое моделирование, проектирование, конструирование, технологию производства, использование и эксплуатацию электронных структур, приборов и устройств, а также установок вакуумной, плазменной, твердотельной, сверхвысокочастотной, оптической, микро- и наноэлектроники различного функционального назначения. Бакалавры по направлению «Электроника и наноэлектроника» востребованы на промышленных предприятиях, в конструкторских бюро, в научно-исследовательских организациях, связанных со сферой высоких технологий, наукоёмких производств в области электроники и наноэлектроники.
Профиль «Медицинская техника» направления подготовки «Биотехнические системы и технологии» представляет собой современный синтез основных достижений физики, информационных и биомедицинских технологий. Существенное внимание уделяется фундаментальной подготовке выпускников по физике, математике, биологии и химии. Выпускники по направлению «Биотехнические системы и технологии» способны решать задачи обработки и интерпретации современных биосигналов, контроля, наладки и эксплуатации биомедицинских приборов и комплексов, использования микропроцессорного управления. Это позволяет рассчитывать на трудоустройство в организациях, эксплуатирующих и выпускающих медицинскую технику различного профиля, а также другую измерительную и диагностическую технику, либо продолжить обучение в магистратуре по данному или смежным профилям.