Студенты педагогических специальностей биологического факультета, факультета КНиИТ, Института химии, Института искусств, Института филологии и журналистики, факультета психолого-педагогического и специального образования, факультета иностранных языков и лингводидактики посетили образовательные учреждения Москвы в рамках проекта «Педагогический рейс», реализуемого РЦСТВ СГУ уже в третий раз.
Традиционно для каждого факультета выбирается своя образовательная программа. Компонентами такого педагогического маршрута становятся школы, образовательные центры, развивающие учреждения, известные инновационными образовательными технологиями, выстраивание партнёрских отношений с которыми даёт возможность повысить профессиональную культуру будущих педагогов, развить перспективы работы структурного подразделения, посмотреть на образовательные технологии, применяемые на факультете при обучении студентов-педагогов.
Общим для всех студентов стало посещение таких учреждений, как Московский химический лицей, Центр образования № 109, Московский музей образования, воскресная школа при Храме Христа Спасителя. Приятно удивило делегацию СГУ посещение Московского химического лицея. По словам доцента кафедры методики преподавания биологии Н.И. Старичковой, помимо основной образовательной деятельности, в школе большое внимание уделяется развитию творческого потенциала детей. Каждый ученик здесь обязан заниматься в творческой студии. Результаты творческих занятий учащиеся продемонстрировали гостям из Саратова, исполнив мюзикл «Три мушкетёра» в собственной постановке.
Во второй день пребывания в Москве, помимо программы для каждого факультета, было предусмотрено посещение Центра образования № 109, директором которого является известный педагог Е.А. Ямбург. Евгений Александрович рассказал студентам СГУ о тенденциях современного школьного образования, нововведениях в нормативно-правовой базе. «Посещение этого центра всегда вызывает множество дискуссий и имеет большой резонанс. Встречи с грамотным методистом всегда полезны для студентов и позволяют им получить ответы на интересующие их вопросы», – прокомментировала встречу заместитель руководителя управления социальной работы М.И. Кабанова.
Объединяющим в программе визита стало и посещение Музея истории образования, экскурсоводы которого рассказали и об истории образования в России и пригласили студентов на экскурсию в зал, посвящённый 120-летию со дня рождения А.С. Макаренко. Специфика посещения музея – одна из форм деятельности классного руководителя, поэтому 57 будущих педагогов смогли примерить и эту роль в ходе данной поездки.
В рамках работы по индивидуальным программам студенты биологического факультета посетили с экскурсией Дарвиновский музей, который принимал студентов в рамках международной конференции, представив себя не только с точки зрения демонстрации экспозиции, но и как научный центр. Студенты Института химии и факультета КНиИТ, биологического факультета побывали в интернате «Интеллектуал», образовательная деятельность которого осуществляется по вузовской модели: здесь работают кафедры, оснащение школы граничит с некоторыми факультетами вузов. Особенностью преподавания дисциплин является включение детей с самых ранних стадий обучения в научно-исследовательскую работу. Студенты смогли пообщаться с педагогами и посетить уроки.
Студенты факультета ППиСО, участвующие в проекте уже второй раз, посетили коррекционные, реабилитационные и образовательные учреждения, представленные для студентов-дефектологов, психологов, учителей начальных классов. Особенно запомнились делегации СГУ визиты в центры «Давыдково» и «Благо». В них, по словам участников поездки, всегда можно «изнутри» проникнуть в процесс реабилитации детей с отклонениями в развитии, ограниченными возможностями здоровья. Специфику организации работы в модели «Школа – сад» продемонстрировала директор школы № 863, которую также посетили студенты.
Студенты факультета ИЯиЛ, традиционные участники всех «Педагогических рейсов», побывали в самых известных центрах преподавания иностранного языка: Гёте-институте и Школе Китайгородской. К этой поездке присоединились не только студенты, но и сотрудники СГУ.
Представители факультета КНиИТ всё происходящее подвергали пристальному критическому анализу, что придавало всем мероприятиям полемический характер. Студентам была интересна не только демонстрационная сторона происходящего, а причины выбора той или иной методики и чёткие результаты. Общение с учителями информатики, демонстрация оборудования, которым пользуются дети, вопросы, заданные нашим студентам, выявили ещё одну особенность: полученное на факультете образование даёт возможность на равных вести профессиональный диалог с более опытными коллегами.
Представители Института искусств оказались включены в программу буквально уже в купе поезда. Между представителями института разгорелся спор о том, каждому ли ребёнку необходимо дать возможность попробовать себя в творчестве. Ответ на свои вопросы они получили после посещения Московского химического лицея, школы «Вдохновение» на базе русской балетной школы и встречи с Е.А. Ямбургом.
Проект «Педагогический рейс» помог будущим педагогам получить необходимые знания и опыт, который они смогут применить в своей дальнейшей профессиональной деятельности.