Skip to main content Skip to search

Документы

Положение об институте
Описание является именем ссылки на файл. Если поле оставить пустым, будет отображено имя прикрепленного документа.
Название файла: document_1.docx
Для того что бы было понятно его содержание, укажите в описании. К примеру  "Отчет за 2011 год"

Приятная рутина. Журналистские воспоминания о «Сарстрадах»

«Саратовские страдания» – это фестиваль документального кино, который проходит в нашем городе уже в девятый раз. В этом году его двери были открыты с 16 по 19 сентября. Все основные события по традиции проходили в Доме кино.

Как правило, люди, понимающие всё в буквальном смысле, считают, что на «Саратовских страданиях» как минимум страдают. Так думал и председатель жюри Вадим Абрашитов, прежде не соглашавшийся приезжать на фестиваль из-за специфичного названия.

На эмблеме фестиваля многие видят грустное лицо Елены Сапоговой и задумываются: «К чему всё это? Кто страдает и зачем?». Вопрос тут, скорее, не в недопонимании, а в том, что документальное кино у нас в стране по большому счёту уходит на экраны спецпоказов. И наши зрители по-прежнему считают, что «страдания» – это на самом деле так, а вовсе не жанр устного народного творчества, и документальное кино, снятое о них же, проходит мимо адресата.

«Саратовские страдания» проводятся не без труда. Режиссёр-кинодокументалист, выпусник филфака СГУ Григорий Гришин – один из организаторов – удивляется, как фестиваль ещё до сих пор живёт. Для провинции нормальное время существований подобных мероприятий – два-три года. Но, слава Богу, средства для «Сарстрадов» были найдены. Большую помощь им оказало министерство культуры Саратовской области и ряд частных компаний. Фестиваль вновь собрал на своих площадках массу интересных режиссёров и их работ, снятых для и про массового зрителя.

Я попал на фестиваль в качестве пишущего журналиста. Одним делом со мной были заняты Роман Игоревич Павленко, Аля Грунтовская и Артём Земцов. Кроме меня в пресс-центре работали Наташа Салий, Ксюша Лазарева, Алена Борунова – они снимали телесюжеты. Помогали зарубежным гостям девушки-волонтёры, тоже с филжура – переводили им русскую речь, водили по достопримечательностям Саратова. Мы – журналисты – работали для сайта фестиваля, расположенного по ссылке www.sarstrad.ru. До сих пор там можно найти плоды наших трудов. Воспоминания о событии у меня все ещё свежи, и я спешу поделиться ими.

«Саратовские страдания» во многом интересны своими участниками. В этом году Саратов посетили режиссёры не только из российских столиц, но и зарубежные гости. С картиной «Скала» про драматичную историю Гибралтара приехал на фестиваль Рауль Сантос – режиссёр испанского происхождения, живущий в Нью-Йорке. Малгожата Голишевска – режиссёр из Польши и автор фильма «Такие птицы» про дружественные отношения продавца с голубями – постоянно всему удивлялась, как маленький ребенок. В качестве представителя режиссёров иракской ленты «В объятиях моей мамы» на фестиваль прибыл Кадим Али – художник и аспирант, пишущий диплом по дизайну в Воронеже.

Иностранцам Саратов понравился. Рауль, например, был удивлён 8D-кинотеатром. Он сказал, что такого нет даже в Нью-Йорке. Гося (так мы называли Малгожату) хотя и была немного расстроена тем, что не нашла в городе никаких сувениров, связанных с Саратовом, но уже по приезде домой написала в ответном электронном письме, что постоянно рассказывает друзьям и родным о нашем городе. Любовь Госи к России, заключённая в нестройные фразы на русском, была отчётливо видна в её глазах – постоянно удивлённых и будто бы пытавшихся сказать: «Как здесь всё ново и интересно!».

Рауль был у нас в стране впервые. Он ответственно посещал все фестивальные показы, во время просмотров постоянно делал пометки в блокноте. Рауль не забывал и о туристических прогулках. После похода в Радищевский музей он даже в корне изменил план своей будущей работы. Надо сказать, что Рауль, проводя насыщенные дни в Доме кино, каждый вечер ещё и умудрялся писать сценарии. Кадим прекрасно разговаривал по-русски и легко ориентировался в российских обычаях. Гуляя по проспекту Кирова, он подшучивал над местными хулиганами, а в меню турецкого тандыра ориентировался не хуже студента СГУ. Во многом «Саратовские страдания» запомнились мне благодаря общению с иностранцами. И потом, приволочив ноги домой в шесть утра после официального закрытия, я ещё мыслил по-английски.

Но прежде всего «Саратовские страдания» стоит посетить из-за потрясающе сильных документальных лент, которые редко можно увидеть на большом экране. Председатель жюри, режиссёр Вадим Абдрашитов на творческой встрече со зрителями признался, что государство сейчас мало поддерживает документалистику, а то, что показали в Саратове, можно посмотреть далеко не на всяком крупном зарубежном фестивале – такой высокий уровень у конкурсной программы «Сарстрадов».

Мне как рецензенту удалось увидеть некоторую часть работ до официального открытия фестиваля 16 сентября. Я написал рецензию на картину «Человек-машина» про тяжёлый труд бангладешских бедняков, сравнивавших себя с машинами. «В объятиях моей мамы» братьев Атья и Мохамеда Аль-Дараджи рассказывает об иракце, который, жертвуя деньгами и жизнью, открыл приют для детей-сирот. Фильм про Ольгу Борисовну Сиротинину «Жизнь вопреки, или Я счастливый человек» нашёл положительные отклики со стороны Ирины Гращенковой – заслуженного деятеля культуры РФ. Открывавшая фестиваль лента режиссёра Станислава Мухи «Ростовщики» показала обстановку в Германии через окошки ломбардов. Такой способ повествования роднит фильм с работой петербуржского режиссёра Анны Драницыной «Волосы», где общественные настроения проявляются наружу в салоне парикмахера.

Все эти картины имеют непосредственную связь с рубриками, которые обозначила директор фестиваля Татьяна Зорина – Год российской истории, Год Германии в России, новые отечественные документальные ленты и родство музыки и кино. Музыкальная тематика раскрылась на «Сарстрадах» в ленте Ивана Твердовского «Пианизм». Портрет московского пианиста Сергея Мусаеляна показан в ней трагично и в то же время обыденно.

Не думайте, что программа фестиваля была настолько тяжеловесной. Не обошлось и без забавных фильмов. Один из них, «Donkeymentary» армянского режиссёра Армана Ерицяна, повествует о желании африканского мальчика купить себе маленького ослика. «Сыновья Самсона» испанца Элоя Домингеса представляют собой рассказ человека, который неожиданно начал лысеть.

Разумеется, от степени проблематичности картин зависела и посещаемость сеансов. Ночь короткометражек собрала полный зал, равно как и новое детище Расторгуева и Костомарова «Я тебя не люблю» – фильм, снятый «руками среднестатистической российской девушки». Настоящий аншлаг собрал немецкий мультфильм двадцатых годов XX века «Приключения принца Ахмета», сопровождавшийся живой музыкой. Что уж говорить про наполненность зала на сеансе «Дома» Ольги Мауриной – фильма про бомжей, решивших построить себе временное жилище. От этого создаётся впечатление, что нужные обществу фильмы не собрали должного количества просмотров.

Показательно то, что приз зрительских симпатий взял фильм Рауля Сантоса «Скала», рассказывающий о далёкой Испании и давней истории противостояния Гибралтара, заселённого англичанами и местным населением Пиренейского полуострова. Рауль не был единственным иностранцем, получившим награду. Разные призы получили Малгожата Голишевска и Атья и Мохамед Аль-Дараджи, а главный приз фестиваля уедет в Финляндию, к режиссёру ленты «Твоя навсегда» Мие Хальме. Работы отечественных режиссёров всё же не остались незамеченными. Жюри наградили «Жизнь вопреки» и «Пианизм».

О специфике российской документалистики в разное время говорили Вадим Абдрашитов и Ирина Гращенкова. Первый привёл пример Советского Союза, где практически каждый желающий мог снять дебютный фильм и проблема финансирования фактически отсутствовала. Вторая на круглом столе с режиссёрами и зрителями (где, надо сказать, режиссёров присутствовало совсем немного) обозначила упадок в количестве съёмок короткометражных работ и тенденцию к утере идейности кинофильмов.

Мы – журналисты – о главной идее своих работ не забывали и освещали события фестиваля с должным вниманием и умеренным фанатизмом. Съёмочная команда нашего самодеятельного телевизионного кружка показывала лица и события «Саратовских страданий», не думая ни об усталости, ни о высоком профессионализме сюжетов. Алена со скрипом в сердце пожертвовала на время фестиваля своей домашней видеокамерой, а Ксюша никогда, даже просидев в Доме кино десять часов подряд, не забывала улыбаться в объектив и отправлять записи в фестивальный твиттер. Телевидение, созданное руками студентов ИФиЖа, стало не столько дополнением «Сарстрадов», сколько их естественным отражением. Журналисты в кадре не старались выглядеть соответственно официальным стандартам гостелевидения, и это поставило их в один ряд с гостями и участниками фестиваля – людьми общительными и раскрепощёнными.

Моя священная миссия началась ещё 14-го числа, когда я просидел три с половиной часа на сеансе монументального фильма «Джордж Харрисон: жизнь в материальном мире». Уже тогда я осознал, что «Саратовские страдания» подобны параллельной реальности, которая возникает из обычных компонентов – не очень удобного зала Дома кино, бейджиков с надписью «пресс-центр», бесплатных обедов в баре Machine Head, просмотра фильмов и написания статей поздно ночью. Но в свете событий, в лучах энергетики умных и талантливых гостей фестиваля, в глубоком пространстве экрана Дома кино, где демонстрируется какое-то особое и философское видение знакомой обыденности, кроется сокровенная хрупкость «Саратовских страданий», которую так легко почувствовать и так легко потерять.

Этот фестиваль состоит из разных реальностей, существующих параллельно друг другу. Это мир организаторов, постоянно суетящихся со звонками, статьями и гостями; это мир зрителей, приходящих и уходящих из зала счастливыми или разочарованными; это мир иностранных гостей, охваченных эйфорией от пребывания в новой среде; это мир журналистов, присутствующих всюду с характерной им долей нигилизма, но в то же время преклоняющихся перед талантами режиссёров.

Четыре дня «страданий» стали для меня приятной рутиной, когда нужно просидеть в кино полдня, когда есть возможность пообщаться с режиссёрами со всех уголков мира, когда можно прочувствовать и понять людей, говорящих с тобой с экрана. Оказывается, что твои мысли могут звучать с экранов, оказывается, что мир может демонстрироваться с совершенно неожиданных ракурсов, будь то машина экстренной медицинской помощи из фильма «Чрезвычайные будни» или музыкальная и задорная Африка в «Donkeymentary».

Воспоминания имеют свойство со временем размываться. Сейчас я вижу «страдания» обрывками сцен – сеансы конкурсной программы, напряжённые поиски нужных слов для рецензии, весёлый отдых с иностранцами во время «неофициальной части», антураж Дома кино. Хочется привести слова Вадима Абдрашитова на церемонии закрытия. Он сказал, что все, кто приехал на фестиваль, – это уже победители, потому что снятие фильма в России приравнивается к подвигу. Это правда так. Я видел в кино подвиги – смелые, искренние и имеющие общечеловеческое значение: давать людям новый взгляд на жизнь и задавать им вопросы. И хочется надеяться, что ответов будет как можно больше. И что часть из них приедет на следующие «Саратовские страдания» в виде новых документальных фильмов.

Антон Лемесев
Фотографии Анны Антоновой

На нижнем фото, слева направо: автор статьи, Рауль Сантос (режиссёр), Маша (волонтёр), Даша (волонтёр), Артём (журналист), Люда (волонтёр), Кадим Али (художник)