В Институте филологии и журналистики СГУ открылась Международная научная конференция «Литературно-художественный авангард в социокультурном пространстве российской провинции: история и современность», проводимая совместно с Саратовским государственным художественным музеем им. А. Н. Радищева.
Цель данной конференции, проводимой при финансовой поддержке РГНФ, – консолидировать научные усилия литературоведов, лингвистов, искусствоведов, социологов для осмысления общих закономерностей авангардного творчества, их специфических проявлений в культурной жизни провинции в синхронном и диахронном аспектах. К началу конференции издан сборник статей.
В научном форуме принимают участие исследователи из Саратова, а также гости из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Нижнего Новгорода, Самары, Тамбова. Стендовые доклады представили исследователи из Германии, Польши, Израиля.
Конференция предполагает обширную культурную программу: осмотр экспозиции и выставки из отдела хранения редких книг библиотеки СГХМ им. А. Н. Радищева, осмотр экспозиции Саратовского государственного музея К. Федина, поэтический вечер Светланы Васильевны Кековой, просмотр фильмов-призеров кинофестиваля «Саратовские страдания», экскурсия по музею Павла Кузнецова и другие мероприятия.
Пленарное заседание конференции открыл директор Института филологии и журналистики, профессор Валерий Владимирович Прозоров. Он, в частности, отметил, что авангард – это искусство из ряда вон выходящего жизнеподобия; сама история порой удваивает и продолжает авангардистские тексты.
Доклады, звучавшие на пленарном заседании, носили как общий, так и частный характер. Ефим Исаакович Водонос (г. Саратов) представил широкую панораму исторического развития саратовского авангарда. Выступление докладчика сопровождалось мультимедийной презентацией, благодаря которой участники конференции могли ознакомиться с примерами авангардного искусства в архитектуре, скульптуре, живописи и литературе.
Выступление Игоря Евгеньевича Лощилова (г. Новосибирск) было посвящено одной из ярких личностей в саратовской авангардной культуре – Антону Сорокину. По мнению исследователя, тот «текст жизни», который складывался вокруг Сорокина, был в итоге даже важнее его сочинений.
Александр Аркадьевич Кобринский (г. Санкт-Петербург) представил доклад под названием «”Чужие жанры” в прозе Д. Хармса». Инкорпорирование Хармсом речевых жанров, как отметил Александр Аркадьевич, сопровождается демонтажом их жанровой прагматики.
Последний доклад пленарного заседания был прочитан Олегом Андершановичем Лекмановым (г. Москва). Исследователю удалось выявить новые смысловые оттенки стихотворения Н. Олейникова «Перемена фамилии».
В первый день конференции также были проведены секционные заседания. Завтра, 10 октября, участников и гостей научного форума примет Саратовский государственный художественный музей им. А.Н. Радищева.